Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 412 ТК РФ. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

Комментарии по статье 412 ТК РФ

 

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность сторон продолжить примирительные процедуры в ходе осуществления забастовки. Данная норма направлена на минимизацию ущерба, причиняемого забастовкой. При этом в законе не разъясняется порядок осуществления и виды примирительных процедур, которыми должны воспользоваться стороны во время проведения забастовки. Единственный вывод, который можно сделать в данном случае, заключается в том, что, исходя из ч. 2 ст. 398 ТК, примирительные процедуры должны быть теми же, что и при обычном разрешении коллективного трудового спора. Однако правила, касающиеся сроков, уклонения от участия в этих процедурах и т.п., в данном случае вряд ли применимы.

2. В ч. 2 комментируемой статьи указывается на обязанность осуществления так называемых минимальных услуг участниками коллективного трудового спора, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления. Полная остановка работы организации в большом количестве случаев связана не только с временным неполучением доходов работодателем, но и с разрушением оборудования, которое должно работать непрерывно, возможной опасностью для жизни и здоровья людей, причинением значительного ущерба третьим лицам. Во избежание полного запрета забастовок в таких случаях практически во всех странах мира была выработана практика осуществления минимальных работ (услуг) во время забастовки.

Проведение забастовок очень часто связано с нанесением ущерба третьим лицам (как правило, пользователям услуг организации), поэтому установление минимума необходимых услуг часто является компромиссом между реализацией права работников на забастовку и интересами государства и общества. Поэтому в установлении списка минимальных услуг участвуют государственные органы. Осуществление минимальных услуг следует отличать от связанного с ним ограничения на проведение забастовок в жизненно важных службах (см. комментарий к ст. 413 ТК). Эксперты МОТ считают, что основанием для введения минимальных услуг во время забастовки является существование забастовки в жизненно важных службах. Однако, кроме жизненно важных служб в строгом смысле слова, как это понимается в МОТ, считается, что установление таких услуг возможно а) в службах, не являющихся жизненно важными, однако продолжительность и масштабы забастовки в которых могут вызвать острый национальный кризис, а также б) в государственных службах первостепенной важности <*>. Само по себе нанесение забастовкой вреда третьим лицам еще не является основанием для ее запрета. Так, например, неудобства авиапассажиров, связанные с забастовкой авиадиспетчеров, могут быть лишь частично компенсированы осуществлением минимального набора услуг. В отношении конкретных случаев осуществления забастовок Комитет по свободе объединения Административного совета МБТ установил, в частности, что не противоречит принципам свободы объединения установление минимального обслуживания на различных видах транспорта и в почтовой службе <**>.

--------------------------------

<*> Свобода объединения: Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. Женева, 1997. С. 116.

<**> Там же. С. 117 - 118.

 

3. В правоотношениях организации с третьими лицами осуществление забастовки чаще всего признается обстоятельством непреодолимой силы, освобождающим обязанное лицо, на предприятии которого осуществляется забастовка, от выполнения обязательства на срок проведения забастовки. Следует отметить, что данный подход не является универсальным. В некоторых правовых системах (например, в Японии) забастовки исключены из числа обстоятельств непреодолимой силы, поскольку считается, что при установлении должных отношений с работниками работодатель может избежать забастовки. В России этот вопрос в отношении любых субъектов гражданского права не разрешен законодательно. В том случае, если в гражданско-правовом договоре забастовки отнесены к числу таких обстоятельств, они будут считаться обстоятельствами непреодолимой силы; если такой оговорки в договоре не будет, проблема будет разрешена на основе внутреннего усмотрения судьи. Однако из этого правила есть исключения. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 964 ГК, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы в случае забастовок, если законом или договором страхования не предусмотрено иное, а согласно п. 1 ст. 166 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ <*> перевозчик по договору морской перевозки груза не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что эти обстоятельства были вызваны забастовкой. В некоторых иных нормативных правовых актах содержатся аналогичные положения.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

 

4. В настоящее время в Российской Федерации перечень минимума необходимых услуг в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен разрабатываться и утверждаться для каждой отрасли (подотрасли) экономики федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 <*> были утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах. В соответствии с этими правилами перечень минимума работ направляется федеральным органом исполнительной власти в отраслевые общероссийские профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников. В Постановлении не устанавливается порядок осуществления функций таких согласительных комиссий, следовательно, органы власти и профсоюзы совместно регламентируют деятельность комиссий и привлекают посредников. С учетом того, что в ч. 6 комментируемой статьи указывается, что в случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ, согласование с профсоюзом носит чисто консультационный характер.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5090.

 

Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Изменения и дополнения вносятся в перечень работ в порядке, установленном для его разработки и утверждения. В настоящее время федеральные органы исполнительной власти приняли следующие нормативно-правовые акты, регламентирующие минимум работ (услуг):

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в рыбной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах, представительствах, утвержденный Приказом Госкомрыболовства России от 25.03.2003 N 110 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2003. N 29.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом МПС России от 27.03.2003 N 12 <*>;

--------------------------------

<*> Там же.

 

Перечни минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в организациях, подведомственных МПР России, в период проведения забастовок, утвержденные Приказом МПР России от 18.04.2003 N 330 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2003. N 28.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в химической и нефтехимической промышленности в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 24.04.2003 N 106;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в металлургической отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 15.05.2003 N 118;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях отрасли по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, утвержденный Приказом МПТР России от 20.05.2003 N 101;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2003. N 37.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 28.05.2003 N 127;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой отраслях экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 09.07.2003 N 306 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2003. N 49.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения, утвержденный Приказом Минздрава России от 25.07.2003 N 326 <*>;

--------------------------------

<*> РГ. 2003. 17 сентября.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в электроэнергетике, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 11.08.2003 N 350 <*>;

--------------------------------

<*> Там же.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в газораспределительных организациях, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 11.08.2003 N 351 <*>;

--------------------------------

<*> РГ. 2003. 17 сентября.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в торфяной отрасли экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 02.09.2003 N 365 <*>;

--------------------------------

<*> РГ. 2003. 23 сентября.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса, утвержденный Приказом Минтранса России от 07.10.2003 N 197 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2003. N 6.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, утвержденный Приказом МПТР России от 07.10.2003 N 214 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2004. N 4.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых оперативно-производственными подразделениями Росгидромета в период проведения забастовок в организациях, утвержденный Приказом Росгидрометом от 05.10.2003 N 197 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2003. N 6.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в легкой промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 25.12.2003 N 279 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2004. N 8.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в машиностроительной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 25.12.2003 N 280 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2004. N 4.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 02.03.2004 N 62 <*>;

--------------------------------

<*> БНА. 2004. N 13.

 

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в химической и нефтехимической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 02.03.2004 N 63 <*>.

--------------------------------

<*> Там же.

 

5. Часть 5 комментируемой статьи регламентирует порядок достижения соглашения между сторонами спора по поводу обеспечения минимума работ (услуг) в 5-дневный срок после объявления забастовки (представляется, что в законе речь идет о календарных днях). Важным элементом этой нормы является недопустимость включения в указанный минимум тех работ, которые не установлены перечнем, разработанным государственными органами. С момента принятия этих перечней права работников будут защищены более существенно. Из содержания комментируемой статьи можно сделать вывод, что работники не имеют права начать забастовку до тех пор, пока минимум работ (услуг) не будет согласован или в случае отсутствия согласия сторон установлен органом исполнительной власти субъекта РФ.

6. Как указывается в ч. 7 комментируемой статьи, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по поводу минимума работ (услуг) может быть обжаловано в суд. Однако в настоящий момент судебная защита работниками своего права на забастовку в данном случае затруднена. Это объясняется тем, что в отсутствие ограничительного перечня минимума необходимых работ (услуг) решение суда по данному вопросу неизбежно будет носить субъективный характер.

7. Решение о признании забастовки незаконной вследствие необеспечения минимума работ (услуг) принимается судом в том же порядке, что и в отношении иных незаконных забастовок по правилам, предусмотренным ст. 413 ТК (см. комментарий к ней).