Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Часть девятая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Комментарии по статье 413 ТК РФ

 

1. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На основе этой нормы установлена регламентация ограничений в проведении забастовок.

2. С точки зрения анализа международных правовых норм, забастовки могут быть запрещены исключительно в отношении государственных служащих, а также в жизненно важных службах в строгом смысле слова. Определение того, какие конкретно отрасли (или виды работ) являются жизненно важными, достаточно сложно. Как отмечается Комитетом по свободе объединения Административного совета МБТ, служба, не являющаяся жизненно важной, может стать таковой, если забастовка продлится более определенного времени или выйдет за определенные пределы, создав таким образом угрозу для жизни людей, их личной безопасности или для здоровья всего населения или его части.

Несмотря на трудности в определении понятия жизненно важной службы, при рассмотрении конкретных случаев в различных государствах, Комитетом было признано, что следующие службы могут считаться жизненно важными: больничный сектор; энергоснабжение; водоснабжение; телефонная связь; управление воздушным движением. И наоборот, следующие службы не считаются жизненно важными в строгом значении этого термина: радио- и телевизионное вещание; нефтяной сектор и порты (погрузка и разгрузка); банковское дело; компьютерные службы по сбору акцизов и налогов; универмаги и парки отдыха; металлургическая и горнодобывающая отрасли; транспорт в целом; холодильные предприятия; гостиничные услуги; строительная индустрия; автомобильная промышленность; авиационные ремонтные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, предприятия продовольственного снабжения и распределения; монетный двор, Гознак и государственные монополии на алкоголь, соль и табак; сфера образования; общественный подземный транспорт (метрополитен); почтовые службы <*>. В вышеуказанных и аналогичных им отраслях экономики, с точки зрения МОТ, могут вводиться только ограничения на забастовку, связанные с осуществлением минимальных услуг (см. комментарий к ст. 412 ТК).

--------------------------------

<*> Свобода объединения: Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. Женева, 1997. С. 111 - 113.

 

3. Исходя из положений ст. 55 Конституции, комментируемая статья выделяет два вида запретов на забастовки. В первом случае забастовки запрещены в безусловном порядке, во втором - они запрещаются в том случае, если их проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. В ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи даются перечни случаев, когда вводится запрет на забастовки. Эти перечни могут быть расширены только федеральными законами. Положения комментируемой статьи реализуются в следующих нормативных правовых актах:

- в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" <*> на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, в числе прочего устанавливается запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

 

- аналогичные меры предусмотрены в случае введения чрезвычайного положения на основании ст. 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <*>;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

 

- в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <*> военнослужащим запрещено участвовать в забастовках;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

 

- в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" <*> указывается, что граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

 

- аналогичный запрет налагается на сотрудников федеральных органов правительственной связи п. 5 ст. 13 Закона РФ от 19.02.1993 N 4524-1 "О федеральных органах правительственной связи и информации" <*>;

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 423.

 

- запрещены забастовки сотрудников федеральной фельдъегерской связи ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994 N 67-ФЗ "О фельдъегерской связи" (в ред. от 03.12.1999) <*>;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3547; 1999. N 4. Ст. 5904.

 

- запрещено проведение забастовок авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения на основании ст. 52 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в ред. от 08.07.1999) <*>;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1999. N 28. Ст. 3483.

 

- в п. 2 ст. 26 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" от 10.01.2003 N 17-ФЗ <*> установлено, что забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

 

- в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <*> не допускаются организация и проведение митингов, демонстраций, пикетирования, блокирования транспортных коммуникаций и других общественных мероприятий за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

 

- все государственные служащие лишены права на участие в забастовке на основании ст. 11 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" <*>;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.

 

Следует учитывать, что с 31 января 2005 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <*>, который не содержит норм прямого регулирования, предусматривающих запрет для государственных гражданских служащих;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

- запрет на забастовки распространяется на муниципальных служащих в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" <*>;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224.

 

- руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия не принимает участие в забастовках в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <*>. Работа таких руководителей по совместительству возможна только в качестве преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Хотя прямого указания на это в Законе нет, очевидно, что запрет на участие в забастовках касается исключительно работы руководителя в данном унитарном предприятии, а не работы по совместительству;

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

- в соответствии с п. 1 ст. 116 УИК организация забастовок лицами, осужденными к лишению свободы, является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания.

Не все из перечисленных нормативных правовых актов бесспорны с точки зрения соблюдения норм ст. ст. 37 и 55 Конституции, а также Конвенций МОТ N 87 и 98, в частности это можно сказать о Федеральных законах "Об основах государственный службы Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". В этих Законах запрещается проведение забастовок любым государственным и муниципальным служащим вне зависимости от обстоятельств, изложенных в Конституции и комментируемой статье. Рассматривая в 1995 г. схожий случай, касающийся запрета забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации, Конституционный Суд РФ установил, что установленный ч. 1 ст. 12 Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" <*> запрет забастовок в этих организациях на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует ст. ст. 37 (ч. 4) и 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции.

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС СССР. 1991. N 23. Ст. 654.

 

В тех случаях, когда проведение забастовки запрещено на основании ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в соответствии с ч. 9 комментируемой статьи решение по соответствующему коллективному трудовому спору принимается Правительством РФ в 10-дневный срок. Представляется, что речь идет о календарных днях.

4. В ч. 3 комментируемой статьи указывается, что забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она объявлена без соблюдения сроков, процедур и требований, предусмотренных в ТК. Важно отметить, что российское законодательство не предусматривает возможности объявления забастовки в каких-либо случаях, кроме как с целью разрешения коллективного трудового спора. Таким образом, для того, чтобы забастовка была законной, необходимо соблюдение трех условий: 1) действия работников должны соответствовать определению забастовки, данному в ч. 3 комментируемой статьи; 2) на забастовку не должны распространяться случаи запрета, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи; 3) забастовка должна быть объявлена и проведена в порядке, предусмотренном гл. 61 ТК. В случае если объявление и (или) проведение забастовки будет осуществлено с нарушением какого-либо из этих требований, работники и их представители могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями ст. 417 ТК (см. комментарий к ней).

Следует отметить, что какие бы то ни было дополнительные ограничения в отношении права на забастовку незаконны, поскольку противоречат ч. 4 ст. 37 Конституции и ТК. Так, например, в ч. 2 ст. 41 ТК указывается, что в коллективный договор может включаться отказ работников от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора. Тем не менее нарушение работниками данного обязательства коллективного договора не может считаться основанием для признания забастовки незаконной, поскольку незаконность забастовки означает проведение ее в нарушение требований только закона, а не договора. В том случае, если работники считают необходимым улучшить свои условия труда, закрепленные в коллективном договоре, они имеют право добиваться этого в предусмотренной законом форме и до истечения срока действия коллективного договора.

Решение трудового арбитража и соглашение сторон в ходе разрешения коллективного трудового спора, означающие прекращение коллективного трудового спора, могут содержать в себе требование о прекращении забастовки и отказе от объявления ее работниками в дальнейшем при соблюдении работодателем определенных условий. Если речь идет о начатой забастовке, работники обязаны ее прекратить, поскольку коллективный трудовой спор уже закончен. Это, однако, не означает, что работники ограничены в своем праве начать новый спор с соблюдением правил проведения примирительных процедур и объявления забастовки, даже если их требования не изменились.

5. Части 4 - 8 комментируемой статьи подробно регламентируют порядок объявления незаконной, прекращения и временного приостановления забастовок судами. Споры по поводу законности забастовок рассматриваются с соблюдением процессуальных норм, установленных для индивидуальных трудовых споров.

6. В ч. 5 комментируемой статьи указывается на обязанность органа, возглавляющего забастовку, проинформировать работников о решении суда о признании забастовки незаконной. Представляется, что нарушение этой обязанности органом, возглавляющим забастовку, не будет являться основанием для освобождения от ответственности отдельных участников забастовки за дальнейшее ее проведение.

7. Часть 8 комментируемой статьи указывает на право Правительства РФ приостановить забастовку до решения вопроса о ее законности соответствующим судом в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации. В законе не разъясняется, что следует понимать под такими жизненно важными интересами.

8. В статье 20.26 КоАП предусмотрено, что самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ. Организация таких действий (бездействия) влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 25 МРОТ.