Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 402 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Комментарии по статье 402 ТК РФ

 

1. Примирительная комиссия является временным органом, создаваемым специально для разрешения конкретного коллективного трудового спора. В соответствии с законом это - единственная обязательная примирительная процедура. Обязательность этой процедуры объясняется тем, что законодатель, создавая эту норму, стремился содействовать мирному разрешению споров. Добровольность иных примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора объясняется недопустимостью установления излишних ограничений в отношении права работников на забастовку. Следует отметить, что в ТК регламентируются лишь самые общие моменты функционирования примирительной комиссии - сроки создания и вынесения решений комиссией, порядок оформления решения о ее создании и решений самой комиссии, недопустимость уклонения от участия в ее работе, необходимость создания условий для ее работы и последствия недостижения согласия в комиссии. Лаконичность закона в отношении данной процедуры разрешения коллективного трудового спора связана со стремлением предоставить сторонам социального партнерства возможно большую свободу в регулировании их отношений. Фактически данная примирительная процедура указывает в законе в самом общем виде на попытку проведения переговоров между сторонами социального партнерства в случае возникновения у них разногласий. В коллективных договорах и соглашениях стороны имеют возможность установления более детальных процедур, связанных с деятельностью примирительной комиссии, однако в России, в отличие от многих других стран, это практически не делается. Это означает, что стороны вырабатывают собственные процедурные правила в ходе рассмотрения каждого конкретного коллективного трудового спора.

2. К деятельности примирительной комиссии применимы не только нормы ТК, Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", основные принципы добровольного примирения, изложенные в Рекомендации МОТ N 92 (см. комментарий к ст. 401 ТК), но и Рекомендации Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией.

3. Срок в 3 рабочих дня, установленный в ч. 1 комментируемой статьи для формирования примирительной комиссии, соответствует требованию оперативного рассмотрения коллективных трудовых споров. В ТК не регламентируется процесс создания примирительной комиссии. Помощь сторонам спора могут оказать указанные Рекомендации Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией. В п. 9 Рекомендаций предусматривается, что если работодатель не сообщает своего решения в отношении требований работников, то представителю работников по истечении 3 рабочих дней со дня их вручения работодателю следует направить ему предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны. Вопрос о создании примирительной комиссии в случае составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров сторонам коллективного трудового спора следует решать одновременно с его подписанием. Стороны спора могут создавать примирительную комиссию и в любом ином порядке по обоюдному согласию.

В ТК было бы полезно указать, что делать сторонам в том случае, если они не могут прийти к согласию в отношении количественного и персонального состава примирительной комиссии. Представляется, что, если стороны отказываются серьезно рассматривать предложения другой стороны по поводу формирования комиссии, настаивают на своем предложении без какой-либо серьезной аргументации, имеет место уклонение от участия в примирительных процедурах. В том случае, если ни одна из сторон не уклоняется от участия в создании примирительной комиссии, однако согласия в указанный в ТК срок достичь не удается, стороны могут вести переговоры по этому поводу сколь угодно долго, а работники все это время будут лишены возможности объявить забастовку.

В Рекомендации МОТ N 92 указывается, что в орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное количество представителей предпринимателей и трудящихся. Формулировка ч. 2 комментируемой статьи в данном случае несколько более точна: в законе говорится не о равном количестве представителей, а об их равноправии. Это означает, что независимо от того, сколько конкретно представителей имеет каждая сторона, голоса двух сторон спора равны - например, в комиссию может входить 10 представителей работников и 1 представитель работодателя; при этом голоса 10 представителей работников будут равны 1 голосу представителя работодателя. Однако с точки зрения соблюдения международных трудовых стандартов желательно, чтобы количественное равенство также соблюдалось.

В Рекомендациях Минтруда об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией даются советы по поводу состава комиссии, которые не связывают стороны спора какими бы то ни было юридическими обязательствами. В частности, в ст. 15 Рекомендаций Минтруда говорится, что в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Стоит еще раз подчеркнуть, что данные указания в отношении состава примирительной комиссии не являются обязательными.

4. В том случае, если сторонами достигнуто согласие по поводу состава примирительной комиссии, решение о ее создании оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Не следует путать представителя работников в коллективном трудовом споре, избираемого на основании ст. ст. 29 - 31 ТК (чаще всего - профессиональный союз), с представителями работников в примирительной комиссии. Вторые назначаются представителями работников в коллективном трудовом споре по собственному усмотрению.

5. В ч. 3 комментируемой статьи содержится указание на недопустимость уклонения от участия в создании и работе примирительной комиссии. Ранее, в ч. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" говорилось лишь об уклонении работодателя, теперь норма распространяется на обе стороны коллективного трудового спора. Несмотря на то что, как уже говорилось, во многих случаях доказать факт такого уклонения достаточно сложно, некоторые действия сторон, такие как, например, неназначение своих представителей в комиссию, являются очевидным уклонением. В случае если работодатель (или его представитель) уклоняется от участия в работе примирительной комиссии, на основании ч. 1 ст. 416 ТК коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. На данном этапе спора от работников не требуется предоставления кому бы то ни было каких-либо доказательств уклонения со стороны работодателя. Однако, если впоследствии будет объявлена забастовка, вполне вероятно, что работодатель будет оспаривать ее законность в связи с неосуществлением разрешения спора в примирительной комиссии на основании ч. 3 ст. 413 ТК. Соответственно для работников желательно иметь доказательства уклонения работодателя.

6. Часть 4 комментируемой статьи ТК предусматривает обязанность работодателя обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии. Несмотря на то что большая часть норм данной главы ТК предусматривает симметричные права и обязанности сторон, в данном случае на работодателя возложены дополнительные обязанности в силу преимуществ его экономического положения. В законе не раскрывается, какие конкретно условия для работы примирительной комиссии должны быть обеспечены работодателем. В п. 22 Рекомендаций Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией говорится, что работодатель обязан обеспечить предоставление помещения, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи), информации, необходимой для рассмотрения выдвинутых работниками требований. Этот перечень вполне адекватно описывает меры по обеспечению деятельности примирительной комиссии и им можно пользоваться на практике. Стоит отметить, однако, что предоставление работодателем какой-либо конфиденциальной информации членам примирительной комиссии, представляющим работников, вполне может быть обусловлено со стороны работодателя подписанием договора о неразглашении служебной или коммерческой тайны. Сведения, составляющие государственную тайну, могут передаваться только с соблюдением требований ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 22.08.2004) <*>. Передача сведений, содержащих коммерческую тайну, регулируется Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <**>.

--------------------------------

<*> РГ. 1993. 21 сентября; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 3; 2003. N 2; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

<**> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

 

Кроме того, в ст. 24 указанных Рекомендаций говорится о следующих правах примирительной комиссии:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;

предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;

подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

7. Срок в 5 рабочих дней, отведенный ч. 5 комментируемой статьи на рассмотрение коллективного трудового спора, весьма краток, что вполне отражает сущность данной примирительной процедуры, при которой участникам комиссии, как правило, нет необходимости тратить время на вхождение в смысл разногласий, поскольку они их уже пытались преодолеть до начала коллективного трудового спора. Представители сторон, по сути, предпринимают последнюю попытку мирно разрешить свои разногласия без посторонней помощи. По желанию сторон срок рассмотрения может быть продлен.

8. Решение примирительной комиссии, являясь соглашением сторон, обязательно для участников спора. Это отражает один из принципов добровольного примирения, закрепленный в Рекомендации МОТ N 92 (см. комментарий к ст. 401 ТК). С момента вынесения какого-либо решения, на которое согласны представители обеих сторон, участвующих в работе примирительной комиссии, коллективный трудовой спор оканчивается.

Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется Протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража). Впрочем, отсутствие каких-либо указаний в отношении дальнейших намерений сторон не может быть препятствием для последующего разрешения спора.

В Законе не содержится правил в отношении процедуры вынесения решения. Вполне уместным было бы установление порядка принятия решений в рамках примирительных процедур на уровне коллективных договоров и соглашений. Представляется, что, поскольку примирительная комиссия является двусторонним представительным органом, для принятия ею какого-либо решения прежде всего необходимо, чтобы каждая из сторон спора имела собственную единую позицию, закрепляемую в протоколе решения комиссии. В отсутствие правил, касающихся кворума для принятия решения, можно утверждать, что и простого большинства голосов членов комиссии, представляющих соответствующую сторону, достаточно, чтобы выразить мнение этой стороны. В случае если кто-либо из членов примирительной комиссии не согласен с принятым решением, следует предоставить возможность отразить его (или их) особое мнение в протоколе решения комиссии. Это особенно важно в связи с тем, что работники могут быть не удовлетворены решением примирительной комиссии, и такое особое мнение может им помочь при выдвижении повторных требований по тому же предмету. В приложении N 1 к Рекомендациям Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией приводится форма Протокола заседания примирительной комиссии. Несоблюдение этой формы не может повлечь недействительности решения, однако само оформление решения примирительной комиссии (или его отсутствия) обязательно на основании ст. 418 ТК.

9. Часть 7 комментируемой статьи практически дословно воспроизводит второе предложение ч. 2 ст. 401 ТК (см. комментарий к этой норме).

10. Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение 1 года. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 405 ТК.