Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарии по статье 403 ТК РФ

 

1. Разрешение коллективного трудового спора с участием посредника является второй примирительной процедурой разрешения коллективного трудового спора, осуществляющейся в том случае, если сторонам не удалось достичь соглашения в рамках работы примирительной комиссии. Данная стадия является добровольной - посредник может принять участие в разрешении спора лишь с согласия обеих спорящих сторон. Помимо норм ТК и Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" к деятельности посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 58 <*>.

--------------------------------

<*> Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8.

 

2. Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Посредником может быть любой независимый специалист или приглашаемый сторонами спора, или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

3. Стороны не имеют права уклоняться от разрешения коллективного трудового спора с участием посредника, за уклонение предусмотрена ответственность в ст. 416 ТК (см. комментарий к ней). Определение того, что является уклонением, так же затруднено, как и в случае разрешения коллективного трудового спора с участием примирительной комиссии (см. комментарий к ст. 402 ТК), особенно с учетом добровольного характера посреднической процедуры. Практическое значение данная норма имеет только с точки зрения возможности привлечения работодателя к административной ответственности за уклонение от участия в примирительных процедурах в виде административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ на основании ст. 5.32 КоАП.

4. Сторонам предоставляется срок в 3 рабочих дня для приглашения посредника и до 7 рабочих дней на попытку разрешения коллективного трудового спора с его участием. Если стороны сочтут целесообразным более длительное рассмотрение спора с участием посредника, они имеют право продлить рассмотрение спора на любой срок в соответствии с ч. 7 ст. 401 ТК.

Приглашение посредника после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России следует оформить протоколом. Предварительное согласование кандидатуры посредника с государственными органами не является обязательным. Примерная форма Протокола дана в приложении N 1 к Рекомендациям Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" в п. 2 ст. 7 предусматривал назначение посредника Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в тех случаях, когда стороны не пришли к согласию относительно кандидатуры посредника в течение 3 дней после обращения в Службу. Теперь в случае отсутствия такого согласия в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи стороны приступают к созданию трудового арбитража.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников должна ежегодно составлять списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников, и должны содержать о них следующие сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемая должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

5. Порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника практически полностью оставлен на усмотрение сторон каждого отдельного спора и устанавливается с участием посредника. Исходя из смысла ч. 2 комментируемой статьи, установление правил осуществления посредничества, например в социально-партнерском соглашении, не может связать какими-либо обязательствами стороны коллективного трудового спора в конкретной организации. Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами самостоятельно.

В п. 12 Рекомендаций Минтруда России перечисляются права посредника:

- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;

- в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

- предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

- подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии.

Стороны спора могут по своему усмотрению лишить посредника каких-либо из перечисленных прав (кроме первого, которое указано в ч. 3 комментируемой статьи) либо предоставлять посреднику дополнительные права, кроме, собственно, права принятия решения по существу спора.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" (в ред. от 21.03.1998) <*>, посредник обязан сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1999; 1998. N 14. Ст. 1579.

 

В приложении N 4 к Рекомендациям Минтруда России об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника содержится Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров.

6. В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК посредник не может принимать никакого решения по существу спора - оно принимается (либо не принимается) самими спорящими сторонами. Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется Протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется Протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 3 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.