Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 28.08.2002 N ГКПИ02-715 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействительным абзаца 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2002 г. N ГКПИ 02-715

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                             Колычевой Г.А.,
    при секретаре                                   Савченко Д.В.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению государственного унитарного предприятия "Сахателеком" Республики Саха (Якутия) о признании недействительным абзаца 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 (в редакции от 29.10.1992 N 838) "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" в части установления выплаты районных коэффициентов к заработной плате за счет средств предприятий и организаций,

установил:

в соответствии с пунктом 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 (ред. от 29.10.1992) "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Абзацем вторым пункта 13 данного нормативного акта установлено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Государственное унитарное предприятие "Сахателеком" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным абзаца второго пункта 13 указанного Постановления в части установления выплаты районных коэффициентов к заработной плате за счет средств предприятий и организаций.

В обоснование требования сослалось на то, что абзац 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР противоречит в оспариваемой части статье 35 Конституции РФ, статье 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", части третьей статьи 3 Налогового кодекса РФ, пункту 7 Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552, Постановлению Правительства РФ от 1 сентября 1992 года N 653 и фактически устанавливает обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Причиной обращения в суд, как следует из заявления, послужило то обстоятельство, что Инспекция МНС РФ по г. Якутску при налоговой проверке поставила в вину предприятию неправомерное отнесение на себестоимость продукции всего начисленного районного коэффициента 1,7, установленного по г. Якутску Постановлением Совета Министров Якутской Саха ССР от 24 сентября 1991 года N 486. Инспекция МНС РФ по г. Якутску посчитала, что предприятие "Сахателеком" имело право относить на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по выплате районного коэффициента в размере 1,4, установленного по Якутской АССР Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 года N 380/П-18, а остальную часть выплат должно было производить за счет "собственных средств и части прибыли" в соответствии с абзацем 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76. По мнению Инспекции МНС по г. Якутску, в результате "этого нарушения" произошло занижение налогооблагаемой базы, ГП "Сахателеком" следует доначислить налог на прибыль по указанным суммам (30% районных коэффициентов), уплатить пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством. Возражения ГП "Сахателеком" были отклонены и предприятие привлечено к налоговой ответственности. Таким образом, нарушено право ГП "Сахателеком" как самостоятельного хозяйствующего субъекта на распоряжение прибылью предприятия, не изъятой собственником, и на ГП "Сахателеком" незаконно возложена обязанность в целях финансового обеспечения деятельности государства (выплата районных коэффициентов работникам).

ГП "Сахателеком" считает, что абзац 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 (ред. от 29.10.1992) в части установления выплаты районных коэффициентов к заработной плате за счет средств предприятий и организаций должен быть признан недействительным с 1 июля 1992 года - с момента введения Положения "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли". В судебном заседании представитель ГП "Сахателеком" Соколов Я.Н. предъявленное требование поддержал.

Представитель Правительства РФ Суслова М.В. с заявленным требованием не согласилась и просила об оставлении этого требования без удовлетворения, сославшись на его необоснованность.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд РФ находит, что заявление ГП "Сахателеком" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статье 313 Трудового кодекса РФ, введенного в действие с 1 февраля 2002 года, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.

Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены, в частности, Законом РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации могут предоставляться за счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средств предприятий, учреждений, организаций (работодателей).

Согласно статье 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд Российской Федерации - для лиц, получающих государственные пенсии, Фонд социального страхования Российской Федерации - для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - для лиц, имеющих право на гарантии в области занятости, - в соответствии с положениями об указанных фондах.

За счет консолидированного бюджета Российской Федерации компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в указанных районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих районах и местностях, в размере 100 процентов произведенных затрат, а лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, - 50% произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных статьей 35 настоящего Закона.

Порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований - соответствующими органами этих образований.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента.

Согласно статье 316 Трудового кодекса РФ и статье 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты должен быть установлен по представлению Правительства РФ федеральным законом.

Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы.

До настоящего времени федерального закона, устанавливающего районный коэффициент в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок его выплаты, не принято.

Согласно статье 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В связи с тем, что закон, устанавливающий размеры районных коэффициентов и порядок его выплаты, не принят, в настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации (соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС), а также решения бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов, принятые в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, которыми были введены районные коэффициенты в повышенных размерах.

До принятия федерального закона, устанавливающего размеры районных коэффициентов к заработной плате и порядок их выплаты, подлежит применению и абзац 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, согласно которому затраты по районным коэффициентам осуществляются, в том числе, и за счет средств предприятий и организаций.

С доводом заявителя о том, что оспариваемое положение абзаца 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 противоречит статье 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1, Постановлениям Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552 и от 1 сентября 1992 года N 653, согласиться нельзя. Статья 4 Закона находится в разделе "Общие положения", и ее нормы носят общий характер.

Указав в числе источников финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Законом, республиканский бюджет Российской Федерации, законодатель не определил финансового механизма по реализации данного источника, отнес утверждение порядка возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской Федерации к компетенции Правительства РФ.

До 1 января 2002 года вопрос о возмещении затрат по районным коэффициентам регулировался Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 1992 года N 653 "О возмещении предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, затрат на выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам".

Постановлением N 653, введенным в действие с 1 июля 1992 года, законность которого заявителем под сомнение не ставилась, было установлено, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам включаются в затраты на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552.

Для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание, а в случае их недостаточности - за счет средств соответствующих бюджетов.

В связи с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552 и от 1 сентября 1992 года N 653 признаны утратившими силу Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2002 года N 121.

Довод ГП "Сахателеком" о том, что затраты по выплатам районного коэффициента предприятие в силу абзаца 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР N 76 обязано осуществлять за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, не может служить основанием для удовлетворения заявленного им требования.

Постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76, изданное до принятия Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вопросы формирования облагаемой базы по налогу на прибыль не регулирует.

В абзаце 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 отсутствует прямое указание на то, что затраты на выплаты районных коэффициентов, превышающие установленные соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, осуществляются за счет средств предприятий и организаций, остающихся после налогообложения. Следовательно, заявителем дано расширительное толкование нормативного акта.

Под средствами предприятий и организаций, за счет которых должны осуществляться затраты на повышенные районные коэффициенты, по мнению суда, следует понимать средства предприятий и организаций, полученные ими в результате хозяйственной деятельности. Это означает, что предприятия и организации не могут рассчитывать на финансирование из бюджета при начислении установленных в соответствии с законодательством повышенных районных коэффициентов.

Главой 25 Налогового кодекса РФ (ред. 24.07.2002) установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. К расходам на оплату труда, принимаемым в целях налогообложения в составе расходов, связанных с производством и реализацией, относятся, в частности, надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что Постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 и изданные во исполнение этого Постановления решения бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов являются действующими нормативными актами законодательства, предприятия могут включать в состав расходов, связанных с производством и реализацией, выплаты по районным коэффициентам в размере, установленном этими нормативными актами.

Что касается решения налогового органа о привлечении ГП "Сахателеком" к налоговой ответственности, то оно в соответствии со статьей 138 Налогового кодекса РФ может быть обжаловано предприятием в арбитражный суд.

С учетом изложенного оспариваемое в указанной выше части Постановление Совмина РСФСР является правомерным и каких-либо оснований для признания его незаконным не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия "Сахателеком" Республики Саха (Якутия) о признании недействительным абзаца 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 (в ред. от 29.10.1992 N 838) "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.