Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарии по статье 313 ТК РФ

 

1. Предоставление гарантированных государством компенсаций и льгот, в том числе в области оплаты труда, отпусков, социального страхования, пенсионного обеспечения, лицам, работающим и проживающим на Севере, производится с целью возмещения дополнительных по сравнению с европейской частью России физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов, а также связанных с этими факторами особенностей социально-экономического развития этих регионов.

2. Льготы, связанные с условиями труда, заработной платой, продолжительностью и предоставлением отпусков, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начали предоставляться с начала 30-х годов XX века. Действие этих льгот было прекращено в годы Великой Отечественной войны (с октября 1942 г. до августа 1945 г.), а начиная с 1 августа 1945 г. они были восстановлены. Условия и порядок предоставления этих льгот впоследствии неоднократно менялись. В 60-х годах прошлого века было проведено определенное упорядочение льгот для лиц, работающих на Крайнем Севере. Закон, комплексно регулирующий на федеральном уровне льготы и компенсации, предоставляемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, был принят только в 1993 г.

3. В настоящее время правовое регулирование государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, наряду с комментируемой главой ТК осуществляется также Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 22.08.2004) <*>. Кроме того, эти вопросы регулируются также Федеральным законом от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (в ред. от 02.01.2000) <**>.

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

<**> СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030; 2000. N 2. Ст. 151.

 

Согласно ст. ст. 1 и 3 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 с 1 января 2005 г. гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются:

- в организациях, финансируемых из федерального бюджета, - федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ;

- в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, - законами субъектов Российской Федерации;

- в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1.

Вместе с тем указанные законодательные акты не устанавливают размер и порядок предоставления отдельных видов гарантий и компенсаций, а лишь предусматривают необходимость принятия специальных нормативных правовых актов по соответствующим видам гарантий и компенсаций. Поэтому в настоящее время продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, устанавливающие размеры и порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

4. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Данные гарантии и компенсации федеральным законом могут быть также распространены на лиц, проживающих в иных районах с дискомфортными условиями проживания.

Определение районов Севера для целей предоставления гарантий и компенсаций должно осуществляться на основании Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который устанавливается Правительством РФ (ст. 2 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1). Пока такое постановление Правительством РФ не принято.

Отметим, что ранее ст. 13 Федерального закона от 19.06.1996 N 78-ФЗ и п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.1997 N 1664 "О реформировании государственной поддержки районов Севера" <*> предусматривалось принятие федерального закона о районировании Севера Российской Федерации с учетом географических и природно-климатических факторов, влияющих на жизнеобеспечение населения и производство. Однако такой закон пока так и не принят.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 256.

 

До принятия указанного постановления Правительства РФ сохраняется существующее деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Поэтому в настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (в ред. от 03.01.1983) <*> с дополнениями и изменениями, внесенными российским законодательством. Минэкономразвития России проводится работа по разработке критериев и методических подходов для районирования территории Российской Федерации по природным условиям жизнедеятельности.

--------------------------------

<*> СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21.

 

5. Гарантии и компенсации распространяются также на иные районы Севера, в которых начисляются районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате и которые в настоящее время не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <*>. Следовательно, соответствующие гарантии и компенсации должны предоставляться также лицам, работающим и проживающим в районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых установлены процентная надбавка и районный коэффициент к заработной плате.

--------------------------------

<*> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 552.

 

6. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет субъектам РФ, на территории которых есть районы, которые указаны в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и работодателям, расположенным в таких районах, с учетом их финансовых возможностей устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам. Поэтому для того, чтобы определить, какие гарантии и компенсации действуют в конкретном районе, необходимо также обратиться к региональному законодательству, а также соглашениям, действующим на территории конкретного района, и коллективному договору организации.