Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 316 ТК РФ. Районный коэффициент к заработной плате

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Комментарии по статье 316 ТК РФ

 

1. С 1 января 2005 г. комментируемая статья действует в новой редакции (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ <*>). Прежняя редакция данной статьи предусматривала, что размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом. Часть 1 комментируемой статьи в новой редакция определяет, что размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством РФ. Тем самым регулирование данного вопроса передано с законодательного на подзаконный уровень. Пока Правительством РФ постановление по данному вопросу не принято. Следовательно, сохраняют свое действие ранее принятые нормативные правовые акты, устанавливающие размер и порядок применения районного коэффициента.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

 

2. Районные коэффициенты к заработной плате в отдельных отраслях народного хозяйства для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, начали вводиться постановлениями Совмина СССР с середины 50-х годов XX в. Конкретные размеры районных коэффициентов устанавливались, как правило, совместными постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС. При этом до 1964 г. районные коэффициенты вводились только для работников, занятых в промышленном производстве и приглашенных для работы в районы Крайнего Севера в порядке организованного набора.

В 1964 и 1967 гг. были введены районные коэффициенты для работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства и, соответственно, проживающих в указанных районах (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районного коэффициента к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства"; Постановление Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1032; Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28).

Применение различных районных коэффициентов для производственных и непроизводственных отраслей подтверждено решением ВС РФ от 01.06.2000 N ГКПИ00-505, которое было оставлено без изменения Определением кассационной коллегии ВС РФ от 10.08.2000 N КАС00-311, а также письмом Минтруда России от 22.01.2001 N 454-ВЯ.

Впоследствии, после распада СССР, для отдельных регионов России районные коэффициенты повышались указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. При этом если раньше районные коэффициенты устанавливались для отдельных отраслей экономики, то теперь единый районный коэффициент стал вводиться для определенного района или местности.

Поскольку в настоящее время на федеральном уровне не установлен единый районный коэффициент для работников различных отраслей экономики в соответствующем районе или местности, продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, которыми были установлены районные коэффициенты для работников соответствующих отраслей в определенном районе или местности. Указанные коэффициенты будут действовать до принятия Правительством РФ соответствующего постановления.

Конкретный размер районных коэффициентов в настоящее время колеблется от 1,15 до 2,0, а в одном случае составляет 3,0.

3. Нормативными актами бывшего СССР, которые продолжают действовать, районный коэффициент был установлен также для иных районов Севера, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и для некоторых других районов с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Соответственно, районный коэффициент к заработной плате должен выплачиваться также лицам, работающим и проживающим в регионах, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, если на их территории были установлены районные коэффициенты.

4. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие по сравнению с определенными на федеральном уровне размеры районных коэффициентов только для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. При этом нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Кроме того, в 1993 г. органам исполнительной власти регионов России было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории федеральных минимальных и максимальных размеров районных коэффициентов (абз. 1 п. 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (в ред. от 29.10.1992)).

С учетом этого в ряде регионов решениями органов государственной власти субъектов РФ были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие районные коэффициенты как для работников производственной, так и непроизводственной сферы на уровне максимального размера районного коэффициента, установленного для данного района на федеральном уровне. Выплата районных коэффициентов, установленных указанными нормативными правовыми актами субъектов РФ, является обязанностью всех организаций, что нашло подтверждение в решении ВС РФ от 28.08.2002 N ГКПИ02-715 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным абзаца 2 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76".

В некоторых регионах право решать, вводить или не вводить коэффициент в повышенном размере, нормативные правовые акты субъекта РФ предоставляют конкретной организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. В этом случае работодатели самостоятельно с учетом их финансовых возможностей принимают решение о выплате повышенного районного коэффициента (в пределах размера, установленного субъектом РФ), что должно быть отражено в локальном нормативном акте организации по вопросам оплаты труда (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о выплате районного коэффициента к заработной плате). При этом, если организация не ввела у себя повышенный коэффициент, установленный субъектом РФ, она обязана выплачивать районный коэффициент, установленный на федеральном уровне.

5. С учетом того что заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ст. 129 ТК), районный коэффициент начисляется не только на тарифную часть заработной платы (тарифную ставку, должностной оклад), но и на доплаты, связанные с условиями и характером труда (например, за работу в особых условиях, в условиях, отклоняющихся от нормальных), а также на поощрительные выплаты, включая премии, вознаграждение за выслугу лет (разъяснение Минтруда России от 11.09.1995 N 3, утвержденное Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49 <*>), а также вознаграждение по итогам работы за год.

--------------------------------

<*> БНА. 1995. N 12.

 

В состав заработной платы, на которую начисляется районный коэффициент, не включаются процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, районный коэффициент не начисляется на материальную помощь и единовременные поощрительные выплаты, поскольку они не входят в состав заработной платы.

При этом должен применяться районный коэффициент, установленный к заработной плате в районе или местности по месту фактического выполнения работы независимо от места нахождения организации, в штате которой состоит работник (письмо Госкомсевера России от 23.08.1993 N 2028). Следовательно, в ситуации, когда работник выполняет работу в районах, где установлены различные размеры районных коэффициентов, должен применяться районный коэффициент, установленный для района или местности, в которой работник фактически выполняет работу.

В таком же порядке соответствующий районный коэффициент к заработной плате должен выплачиваться также вахтовикам из других районов РФ. При этом коэффициент выплачивается за время выполнения работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. комментарий к ст. 302 ТК).

Выплата районного коэффициента учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы (подп. "л" п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1529.

 

6. Действующее законодательство не распространяет действие гарантий и компенсаций, установленных для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на работников, находящихся в командировке в указанных районах. Следовательно, работникам, командированным в указанные районы и местности, не выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, а также не предоставляется дополнительный отпуск за работу в районах Севера.

7. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что суммы расходов работодателя на выплату районных коэффициентов относятся в целях исчисления налога на прибыль к расходам на оплату труда в полном размере, что соответствует подп. 11 ч. 2 ст. 255 НК, который устанавливает, что к указанным расходам относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством РФ.