Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 5 ТК РФ. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарии по статье 5 ТК РФ

 

1. В комментируемой статье содержатся нормы об источниках трудового права. Статья определяет состав трудового законодательства достаточно широко, включая в "трудовое законодательство" настоящий ТК, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Регулирование трудовых отношений может осуществляться также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к числу которых комментируемая статья относит акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.

Регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами. На основе и в соответствии с Конституцией издаются все другие законы и иные нормативные правовые акты. В ней закрепляются, в частности, основные права и свободы человека и гражданина, включая основные трудовые права и свободы (ст. 37). Кроме того, в ряде статей Конституции закреплены права, которые относятся не только к трудовым правам граждан, но самым непосредственным образом связаны с их реализацией. Так, ст. 30 Конституции гарантирует каждому право на объединение, включая право на профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; согласно ст. 41 Конституции каждый имеет право на охрану здоровья и др.

Конституция устанавливает на федеральном уровне трудовые права и гарантии, уровень которых не может снижаться (умаляться) никакими нормативными правовыми актами. Таким образом, Конституция является основой правового регулирования трудовых отношений.

2. В ч. 1 комментируемой статьи приведен перечень источников трудового права, которые находятся между собой в строгом соответствии (расположены по иерархии "сверху-вниз") по юридической силе, определяемой в зависимости от органов, их принимающих, и компетенции этих органов, установленной законом.

В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами в иерархии источников трудового права свое место занимают ТК, иные федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Особое место принадлежит ТК. Это выражается в том, что согласно ч. 2 комментируемой статьи нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК. Данное положение развивается в ч. 8 данной статьи, которая содержит правило о том, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК. Практическое значение отмеченного положения состоит в том, что хотя ТК и является федеральным законом, при коллизии норм трудового права, содержащихся в любом другом федеральном законе, а также нормативном правовом акте более низкого иерархического уровня с нормами ТК, следует руководствоваться нормами ТК. Указанное правило действует по отношению ко всем нормативным правовым актам, принятым как до вступления в силу ТК (см. ст. 423 ТК), так и после вступления его в силу, если только иное прямо не предусмотрено в самом ТК. Речь идет об имеющейся во многих статьях ТК оговорке: "в случаях, предусмотренных федеральными законами". Так, ст. 77 ТК, устанавливая перечень общих оснований прекращения трудового договора, допускает возможность установления также других оснований прекращения трудового договора как в самом ТК, так и в иных федеральных законах.

Кроме того, ч. 9 комментируемой статьи также свидетельствует об особом положении ТК среди иных федеральных законов, содержащих нормы трудового права. Установленное в ч. 9 правило о том, что федеральный закон, противоречащий ТК, применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК, направлено на создание непротиворечивого трудового законодательства, единообразного регулирования трудовых отношений.

ТК является кодифицированным федеральным законом и регулирует общественные отношения, которые определены в ст. 1 ТК. Он закрепляет состав трудового законодательства, уточняя нормативные правовые акты, которые необходимо принять в его развитие, а также устанавливает соотношение между нормативными правовыми актами в сфере трудовых отношений.

3. Части 3 - 9 комментируемой статьи предусматривают правила о соотношении с ТК иных федеральных законов и подзаконных правовых актов. Данное соотношение установлено с учетом рассмотренных положений ч. 8 и 9 настоящей статьи, определяющих приоритет ТК, его особое место в иерархии источников трудового права. Прежде всего, устанавливается соотношение ТК и указов Президента РФ в сфере регулирования трудовых отношений. Границами этой сферы являются ТК, иные федеральные законы. Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, могут быть приняты, если в ТК или ином федеральном законе нет указания на то, что соответствующие отношения или положения могут быть урегулированы законом.

4. Постановления Правительства РФ стоят после федеральных законов и указов Президента РФ и не могут им противоречить. В случае противоречия постановлений Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.

Постановления Правительства РФ принимаются во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ в сфере регулирования труда в целях их конкретизации, уточнения и реализации. В ТК ряд статей указывает на необходимость принятия соответствующих постановлений Правительства РФ.

5. К источникам трудового права относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб) в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Указанные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Среди нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования трудовых отношений особое место занимают постановления Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), обладающие определенной спецификой, поскольку исходят от компетентного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию и обобщающего практику применения законодательства в сфере труда. В частности, Минздравсоцразвития России издает подзаконные акты по вопросам: нормирования труда в различных отраслях экономики и производства; утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих; порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, а также режима работы и отдыха в отдельных организациях и др. (подп. 5.2.52 - 5.2.55; 5.2.65 - 5.2.88; 5.2.92; 5.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 <*>). Свое действие сохраняют также постановления и разъяснения бывшего Минтруда России.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898.

 

Необходимо отметить, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат применению только после их государственной регистрации в Минюсте России и официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении трудовых споров (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 13.08.1998) <*>).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967.

 

6. Согласно Конституции (подп. "к" ст. 72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (о разграничении их нормотворческой компетенции см. комментарий к ст. 6). В соотношении федеральных законов, указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и законов, а также подзаконных актов субъектов РФ действует принцип приоритета федерального законодательства. Это положение получило свое закрепление в ч. 6 комментируемой статьи, устанавливающей, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, Постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. В реализации этих норм большое значение имеет Указ Президента РФ от 03.12.1994 N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" (в ред. от 28.05.2004) <*>, согласно которому на Минюст России возложена функция по проведению юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.06.1995 N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" (в ред. от 29.11.2000) <**> и п. 3 Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста России от 29.10.2003 N 278 <***>, в целях выработки мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции и федеральным законам они подлежат юридической экспертизе федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции, совместно с органами государственной власти субъектов РФ. По результатам такой экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3337; 1995. N 21. Ст. 1958; 2004. N 22. Ст. 2147.

<**> СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2281; 2000. N 49. Ст. 4826.

<***> Бюллетень Минюста РФ. 2003. N 11.

 

В случае несоответствия нормативного правового акта субъектов РФ Конституции или федеральному закону указанное экспертное заключение направляется в государственный орган власти субъекта РФ, принявший акт, а его копии - полномочному представителю Президента РФ в соответствующем федеральном округе и в Управление законодательства субъектов РФ Минюста России. В целях организации работы по приведению в соответствие нормативного правового акта субъекта РФ копия экспертного заключения направляется также в прокуратуру субъекта РФ. Если указанные меры не привели к устранению нарушений, Управление законодательства субъектов РФ Минюста России готовит проекты указов Президента РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ, запросов в Конституционный Суд РФ, предложения об использовании согласительных процедур, другие меры для устранения нарушений Конституции и федеральных законов.

7. На уровне муниципальных образований регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права. Они принимаются в соответствии с уставом муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных соответствующему органу местного самоуправления федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, и регламентируют на территории данного органа местного самоуправления вопросы местного значения на базе и в развитие положений законов и иных нормативных правовых актов более высокого уровня. Основными признаками нормативных правовых актов органов местного самоуправления являются их подчиненность нормативным правовым актам соответствующих органов государственной власти и строгая ограниченность сферы действия каждого нормативного правового акта, что обусловлено полномочиями конкретного органа местного самоуправления и его связью с определенной административно-территориальной единицей, а также подчиненность нормативных правовых актов нижестоящих органов местного самоуправления нормативным правовым актам органов местного самоуправления более высокого уровня.

Учитывая указанные особенности, ч. 7 комментируемой статьи закрепляет правило о том, что акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить как ТК, иным федеральным законам и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, так и законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

8. На уровне конкретной организации издаются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Часть 7 комментируемой статьи определяет, что локальные нормативные акты, как и акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить как ТК, иным федеральным законам и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, так и законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ (о локальных нормативных актах см. также ст. 8 ТК и комментарий к ней).

9. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции, ст. 5 ТК, ч. 1 ст. 11 ГПК суд обязан разрешать дела на основании Конституции, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы.

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции, ч. 2 ст. 11 ГПК, ст. 5 ТК). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции, ч. 2 ст. 10 ТК, ч. 4 ст. 11 ГПК).