Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 46 ТК РФ. Содержание и структура соглашения

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

гарантии, компенсации и льготы работникам;

режимы труда и отдыха;

занятость, условия высвобождения работников;

подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;

условия и охрана труда;

развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;

дополнительное пенсионное страхование;

другие вопросы, определенные сторонами.

Комментарии по статье 46 ТК РФ

 

1. Основные принципы социального партнерства, лежащие в основе организации коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений, обеспечивают их сторонам возможность самим выбрать круг вопросов для включения как в коллективные договоры, так и в соглашения.

Конкретное содержание и структура соглашений зависят от сферы действия - уровня соглашения, от его вида (трех- или двустороннее) и других обстоятельств.

В качестве примера остановимся на подробной характеристике двух действующих соглашений - одно на федеральном уровне, другое на уровне субъекта РФ.

2. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004 гг. было заключено 20 декабря 2001 г. <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 2002. 19 января.

 

В этом Соглашении определены согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2002 - 2004 гг. и совместные действия по их осуществлению. В нем содержатся взаимные обязательства по разработке и обеспечению реализации мер, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, повышение доходов населения и др.

3. В Соглашение включено 7 разделов, наименование которых отражает целевую направленность содержащихся в нем взаимных обязательств сторон: I. В области экономической политики; II. Доходы, заработная плата и уровень жизни населения; III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения; IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы; V. Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность; VI. В области социально-экономических проблем северных регионов России; VII. Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения.

Отмечая важность всех обязательств, содержащихся в Генеральном соглашении на 2002 - 2004 гг., приведем лишь некоторые из них.

4. В разд. I Генерального соглашения намечено в числе первоочередных провести ряд мер, направленных на стимулирование динамичного развития отечественной экономики и в первую очередь ее реального сектора высокотехнологических отраслей.

Предусмотрено внесение в федеральные законодательные и нормативные правовые акты соответствующих изменений и дополнений, препятствующих разорению и расчленению эффективно работающих организаций, определение мер по предупреждению возможных негативных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для отдельных отраслей экономики.

5. Главной целью принятых обязательств, включенных в разд. II, являются систематическое повышение реальных доходов населения, снижение дифференциации денежных доходов различных социально-демографических групп населения, резкое снижение масштабов бедности, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня. Среди мер, содействующих достижению этой цели, указано, в частности, на необходимость совершенствования нормативной базы в области нормирования и регламентации труда работников, прежде всего пересмотра устаревших и установления новых межотраслевых норм и нормативов ЕТКС, а также разработки национальной системы профессиональных стандартов. Намечено также определять меры для обеспечения своевременной выплаты текущей заработной платы, стипендий и пособий в организациях независимо от форм собственности и источников финансирования.

6. Стратегическая цель обязательств разд. III - создать в ближайшей перспективе в России эффективный цивилизованный рынок труда, оперативно обеспечивающий работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены. Для достижения указанной цели стороны обязались сосредоточить усилия на мероприятиях, обеспечивающих в полном объеме ежегодное финансирование мероприятий по активной политике занятости населения в Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. за счет средств федерального бюджета, а региональных и отраслевых программ - за счет бюджетов всех уровней и средств работодателей в соответствии с действующим законодательством.

В Соглашении предусматривается разработка проекта федерального закона об обязательном государственном страховании на случай потери работы.

В данном разделе Генерального соглашения очень актуальными являются намеченные меры, касающиеся совершенствования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

7. Взаимные обязательства разд. IV Соглашения направлены на создание трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов создать более высокий уровень социального потребления, улучшить жилищные условия, повысить качество услуг в сфере образования и здравоохранения, обеспечить достойный уровень жизни в пожилом возрасте за счет социального страхования и защиты, а также развития отраслей социальной сферы.

8. Стороны Генерального соглашения рассматривают (разд. V) защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества. В связи с этим они обязуются провести ряд организационно-правовых мероприятий, например, по разработке списков производств, цехов, перечней профессий и должностей с вредными условиями труда, которые дают право на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время в соответствии с новым ЕТКС, а также инструкции по их применению.

9. В области социально-экономических проблем северных районов России (разд. VI) стороны признали необходимым обеспечить на Севере сбалансированное развитие различных регионов, гарантирующее равные качества и условия жизни для населения. В этих целях намечено провести ряд важнейших мероприятий, в частности разработать нормативные правовые акты по возмещению затрат работникам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (выплата районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление дополнительных отпусков, оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и др.), носящих компенсационный характер в составе затрат на восстановление рабочей силы. Предусмотрено определение источников их финансирования для бюджетного и реального секторов экономики.

10. В разд. VII Генерального соглашения содержатся взаимные обязательства сторон по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства. Они предусматривают, например, согласованные действия по принятию федерального закона, регулирующего порядок образования объединений работодателей, а также их права и обязанности. Соглашением установлено, что работодатели и их объединения обеспечивают соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы. Следует отметить и обязательства сторон по содействию заключению и реализации соглашений (на всех уровнях) и коллективных договоров, а также регулированию социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в транснациональных корпорациях и в организациях с участием иностранного капитала, действующих на территории РФ. В Генеральном соглашении содержатся и другие важные обязательства, установлено, что Правительство РФ в период действия соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников без обсуждения их проектов с соответствующими общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей.

11. Московское трехстороннее соглашение на 2004 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) было заключено 22 декабря 2003 г.

Цель соглашения - создание на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей столицы.

12. Стороны признали необходимость заключения и иных соглашений - городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности. При этом Московское трехстороннее соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях. Обязательства и гарантии, содержащиеся в названном соглашении, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.

13. В соглашение включено четыре раздела, отражающих содержание включенных в него обязательств в области: развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения занятости населения города (разд. 1); оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города (разд. 2); создания необходимых социальных условий и поддержания ее уровня (разд. 3); обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства (разд. 4).

При этом в каждом из разделов четко определены стороны, которые принимают на себя соответствующие обязательства (каждая отдельно или совместно с какой-либо другой стороной), что повышает ответственность за выполнение всех содержащихся в соглашении обязательств.

Среди обязательств, содержащихся в первом разделе, которые приняты сторонами соглашения, важное значение имеет обеспечение увеличения объемов производства промышленной продукции организациями города на 8% по сравнению с предыдущим годом. Успешное выполнение этого обязательства во многом зависит от профессионального уровня кадров, организации их подбора и возможностей постоянного повышения квалификации. Поэтому в соглашение включены обязательства по принятию мер, направленных на сохранение и развитие системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров, расположенных на территории города.

Стороны обязались также содействовать созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

В целях обеспечения занятости граждан и обеспечения им дополнительной поддержки при расторжении трудового договора в рассматриваемое соглашение включено совместное обязательство работодателей и профсоюзов предусматривать в коллективных договорах и соглашениях проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2% прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставления им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.

Обязательства, содержащиеся во втором разделе соглашения, также весьма актуальны. Так, Правительство Москвы приняло обязательство увеличить фонд оплаты труда работников учреждений социальной сферы, оплачиваемых по ЕТС, не менее чем на 30% к уровню 2003 г., а также увеличить им абсолютный размер доплат из бюджета г. Москвы.

Работодатели обязались обеспечивать выплату заработной платы работникам при полном рабочем дне в размере не ниже установленного в Московском трехстороннем соглашении городского минимума оплаты труда и разрабатывать совместно с профсоюзами меры по ее поэтапному повышению до величины прожиточного минимума в соответствии с Постановлением Правительства Москвы.

В разделе содержится обязательство о включении в коллективные договоры и соглашения положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже 2/3 общего его размера.

Кроме того, во втором разделе соглашения содержатся важные положения, касающиеся вопросов дальнейшего улучшения охраны труда. Так, работодатели приняли обязательство предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Обязательства третьего раздела соглашения содержат значительное число различных мероприятий, направленных на улучшение социальных условий граждан. Так, стороны обязались в пределах своей компетенции принимать необходимые меры, направленные на восстановление уровня и объемов социальных гарантий трудящимся, утраченных после введения единого социального налога; принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей организаций всех форм собственности и принять долевое участие в их финансировании на уровне не ниже достигнутого в 2003 г.; осуществлять доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам до "социальной нормы", приближая ее размер к прожиточному минимуму пенсионера, устанавливаемому ежеквартально Правительством Москвы. Много обязательств, связанных с решением вопросов жилищно-коммунального хозяйства, дальнейшего оказания помощи детским и юношеским коллективам художественного творчества, организациям культуры и спорта, предоставления льготных путевок на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций.

Обязательства, включенные в четвертый раздел соглашения, направлены на дальнейшее обеспечение конструктивного взаимодействия и социального партнерства в сфере труда. Так, стороны обязались принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соглашении предусмотрено обязательство о взаимном обеспечении представителям сторон возможности принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в соглашение, но представляющим взаимный интерес.

Одним из важных обязательств сторон является содействие предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. В случае их возникновения по вопросам соглашения стороны должны для их разрешения обращаться в учреждение "Трудовой арбитражный суд" и выполнять его рекомендации. В соглашении предусмотрено выделение из бюджета города Москвы средств на финансирование деятельности учреждения "Трудовой арбитражный суд" для разрешения коллективных трудовых споров в сумме 7 млн. руб.

Для дальнейшего расширения системы социального партнерства практически важное значение имеет выполнение профсоюзами своего обязательства, содержащегося в соглашении об организации не менее 20 тыс. представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы обязались не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы, работодателями обязательств, предусмотренных соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями, коллективными договорами. Контроль за исполнением соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией, а также его сторонами.

Учитывая важность отраслевого (межотраслевого) соглашения социального партнерства, заключаемого на федеральном уровне и устанавливающего общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), Минтруд России разработал и рекомендовал 09.10.2003 Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения <*>.

--------------------------------

<*> Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 11.

 

Его разработка обусловлена многочисленными запросами представителей профсоюзов и работодателей, а также стремлением оказать содействие представителям сторон в разработке, согласовании и оформлении текста соглашения, а также ускорении процедуры его уведомительной регистрации.

Предложенный Макет договора носит рекомендательный характер и не отменяет основополагающего принципа определения содержания и структуры соглашения по договоренности между представителями сторон.

В нем не рекомендуется включать в текст соглашения положения действующего законодательства, иных нормативных актов, обязательных для исполнения, можно лишь ограничиться ссылками на них. Вместе с тем указанные нормы могут включаться в соглашения, полностью или частично, если установленные в них условия конкретизируются или повышают уровень предусмотренных гарантий, а также если в соглашении устанавливаются процедуры, не противоречащие законодательству.

В рекомендательном Макете договора определено содержание, которое включает десять разделов: 1. Общие положения; 2. Оплата труда; 3. Охрана труда; 4. Режимы труда и отдыха; 5. Развитие кадрового потенциала; 6. Содействие занятости; 7. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа; 8. Контроль за выполнением соглашения; 9. Ответственность сторон; 10. Заключительные положения. Применительно к каждому из разделов даны рекомендации по содержанию включенных в них коллективных договорных обязательств и обращается внимание на необходимость учета специфики конкретной отрасли.

Представляется важным обратить внимание на то, что в Макете договора (в заключительной части) обращено внимание на возможное расширение круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение в дополнение к указанному в комментируемой статье. Так, в нем отмечается, что "практика разработки и реализации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, показывает, что с учетом отраслевой специфики предметом соглашения являются также вопросы развития социального партнерства, предоставления дополнительных льгот и гарантий работникам организаций и членам их семей, обеспечения функционирования подведомственных организаций социальной сферы". Тенденция включения в предмет договорного регулирования вопросов, связанных с дальнейшим развитием социального партнерства, а также уровнем социального обслуживания работников и членов их семей, получает отражение как в практике заключения коллективных договоров, так и соглашений различного уровня.