Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Статья 41 ТК РФ. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Комментарии по статье 41 ТК РФ

 

1. Комментируемая статья предоставляет право сторонам самим определять содержание и структуру коллективного договора. В ней также приведен перечень наиболее актуальных вопросов, по которым разрабатываются взаимные обязательства работников и работодателя. Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в ст. 41 ТК указывается, что в коллективный договор могут включаться и другие вопросы, определенные сторонами.

2. Самостоятельно определяется и структура коллективного договора, т.е. формирование тематических разделов с учетом однородности включаемых в них обязательств и необходимости их коллективно-договорного регулирования применительно к социально-экономическим возможностям конкретной организации.

3. Важное значение для совершенствования структуры и содержания коллективно-договорных обязательств на современном этапе имеют Рекомендации по применению положений ТК в коллективно-договорной кампании, утвержденные Постановлением Исполкома ФНПР "Об организации и проведении единой переговорной кампании". В них сформулированы практические советы по регулированию важнейших вопросов, связанных с порядком заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты и нормирования труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, охраны труда, труда женщин, работы с молодежью, социального страхования, жилищно-бытового обслуживания, защиты трудовых прав работников.

4. Применительно к разработке обязательств раздела "Трудовой договор", очень важного для охраны трудовых прав работников, а также соблюдения норм трудового законодательства, в Рекомендациях обращено внимание на четкое определение ряда важных положений, обеспечивающих законность формы, сроков, содержания трудового договора, оснований его расторжения по инициативе работодателя, и случаев обязательного участия профсоюзного органа в решении вопроса об увольнении работника. Указывается на целесообразность иметь отработанный с правовых позиций текст типового трудового договора, который являлся бы приложением к коллективному договору. Типовая форма трудового договора может быть определена отраслевым соглашением, что позволяет решить проблему обеспечения равенства условий при приеме работников равной квалификации.

В Рекомендациях содержатся и иные рекомендации, касающиеся, по существу, и всех коллективно-договорных условий.

В целях содействия гражданам в поисках нового места работы рекомендуется включать в коллективные договоры условие о праве увольняемого в течение срока предупреждения об увольнении на один свободный день в неделю с сохранением заработной платы.

5. Среди коллективно-договорных условий важное место отводится вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Их практическая значимость определяется тем, что в настоящее время согласно ст. 196 ТК все вопросы, связанные с подготовкой работников для предприятия, регулируются самим работодателем.

Виды профессиональной подготовки, условия и порядок ее организации определяются в договорном порядке, в частности коллективным договором.

В Рекомендациях обращается внимание на возможность использования в качестве дополнительного аргумента при переговорах профсоюзов с работодателем о включении в коллективные договоры (соглашения) мер по подготовке и повышению квалификации кадров использовать установленные в настоящее время (в соответствии с НК) для работодателей права полностью относить расходы по этим статьям на себестоимость, изымая из налогооблагаемой базы средства, потраченные работодателем на обучение работников в системе профессионального образования. Реализация этих мер содействует реальному обеспечению одного из основных прав работника - права на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.

6. Учитывая остроту и важность вопросов, связанных с оплатой труда в современный период, в содержание коллективно-договорных обязательств по оплате и нормированию труда рекомендуется включать действенные меры по реализации одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, необходимой для достойного существования как самого работника, так и его семьи (ст. 2 ТК).

Опираясь на международно-правовые нормы о понятии, значении и критериях справедливой заработной платы с учетом других выплат, входящих в ее состав, Рекомендации обращают внимание профсоюзных организаций на необходимость при заключении коллективных договоров добиваться не просто увеличения заработной платы путем индексации (ст. 134 ТК), а повышения ее реального содержания путем включения в коллективные договоры конкретных мер, обеспечивающих сохранение и повышение ее покупательной способности.

7. В Рекомендациях обращено особое внимание на более широкое внедрение в коллективно-договорный процесс на всех его уровнях гендерного подхода, т.е. выравнивания возможностей мужчин и женщин в сфере труда.

В целях его обеспечения в Генеральное соглашение на 2002 - 2004 гг. было включено условие, обязывающее его стороны "содействовать организации и внедрению системы гендерного анализа при экспертизе проектов законодательных актов и социально-экономических программ" (п. 7.2.7). Но более результативным признано внедрение гендерного подхода на отраслевом и региональном уровне, а также непосредственно в организациях, где наиболее реально проявляется неравенство мужчин и женщин на российском рынке труда.

Внедрение реального гендерного подхода к разработке коллективно-договорных обязательств по недопущению дискриминации в сфере труда по признаку пола должно опираться на обстоятельный статистический анализ использования женского и мужского труда в конкретной отрасли, организациях. Важно учитывать результаты аттестации рабочих мест, где запрещен труд женщин, заключения экспертизы об уровнях оплаты труда мужчин и женщин на одинаковых работах, произведенных в равных условиях, и другие негативные факторы, которые необходимо устранить для обеспечения реального равенства возможностей женщин и мужчин в сфере трудовой деятельности.

8. В Рекомендациях большое внимание уделено коллективно-договорному регулированию условий труда и профессионального обучения молодежи. Предлагается в разделе "Работа с молодежью" предусмотреть создание при профкомах комиссий по работе с молодежью, а также включать в коллективные договоры мероприятия по созданию рабочих мест для молодежи и адаптации молодых работников в организации, на производстве; своевременному профессиональному, юридическому и экономическому обучению; созданию им необходимых условий для успешного совмещения работы с учебой и профессионального роста; установлению льгот для обучающихся без отрыва от производства; организации летнего отдыха молодых семей вместе с детьми и т.п.

В Рекомендациях содержатся положения, касающиеся и других условий труда.

9. Правильному разрешению вопросов практики заключения и содержания условий коллективных договоров может способствовать использование Макета коллективного договора, разработанного и рекомендованного сторонам 06.11.2003 Минтрудом России <*>.

--------------------------------

<*> Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 10.

 

Макет договора имеет для сторон рекомендательный характер и должен помочь руководителям организаций и специалистам, профсоюзным органам при подготовке проектов коллективных договоров в организациях различных отраслей независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

10. На титульном листе коллективного договора указывают фамилии и инициалы представителя работодателя и представителя работников, дату подписания коллективного договора, наименование организации, где он заключен, и на какой год (годы) он действует. Срок действия не может превышать 3 лет.

В Макете договора выделено восемь разделов. В разделе 1 "Общие положения" указывается на юридическое значение и предмет коллективного договора как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения. Его предметом являются взаимные обязательства сторон по вопросам труда.

В разделах 2 - 5 сформулированы рекомендуемые обязательства сторон по актуальным условиям труда: оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации (раздел 2), гарантии при возможном высвобождении (увольнении), обеспечении занятости (раздел 3), рабочее время и время отдыха (раздел 4), охрана труда (раздел 5).

11. Рекомендации Минтруда России по указанным в Макете договора условиям труда ориентируют стороны на более конкретное и четкое установление условий коллективных договоров с учетом решения ряда вопросов, возникающих на практике и вызывающих трудовые споры.

12. Особо обращается внимание на включение в коллективные договоры соблюдения процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа организации (ст. 372 ТК) в случаях установления системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты труда за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях. При этом в коллективных договорах надо давать конкретные ссылки на приложение к коллективному договору, в котором конкретизированы соответствующие условия. В Макете договора приведен Примерный перечень возможных приложений к нему. Рекомендовано также более четко решать нередко возникающий на практике вопрос о гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, путем четкого определения продолжительности дополнительного отпуска в связи с обучением в календарных днях и размера сохраняемого заработка. Соответствующая конкретизация коллективно-договорных условий рекомендована и по некоторым другим вопросам труда, что имеет положительное значение.

В Макете договора предусмотрено, что, как правило, в коллективный договор должны включаться нормативные положения, на обязательное закрепление которых в коллективном договоре прямо указанно в законах и иных нормативных правовых актах.

13. Следует отметить также рекомендации, содержащиеся в разделе 6 "Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями". Они касаются улучшения жилищных условий работников, социальной помощи в определенных случаях тем из них, кто имеет детей в возрасте до 15 лет. Этот раздел ориентирует на повышение роли коллективного договора в расширении и укреплении социальных гарантий для работников и их детей, обязывает работодателя заботиться о жилищных условиях работников, предоставлять работникам, имеющим детей дошкольного возраста, места в детских учреждениях, принадлежащих работодателям, с конкретным указанием размера процентной скидки по оплате за их содержание. Рекомендовано включать в коллективные договоры обязательства о выделении средств на приобретение путевок для организации отдыха работников и их детей в возрасте до 15 лет включительно. Выполнение таких обязательств должно привести к восстановлению разрушенной в период перехода к рыночным отношениям социальной сферы деятельности организаций и созданию более высокого уровня жилищно-бытового и культурного обслуживания работников, сложившегося на предыдущих этапах развития российского государства.

14. И наконец, надо отметить, что в условиях известного снижения роли профсоюзов важно, что Минтруд России рекомендовал включать в коллективные договоры обязательства работодателя по обеспечению гарантий деятельности организаций, например, безвозмездно предоставлять профсоюзному органу надлежащее помещение, перечислять профоргану средства в определенном размере на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, а также в установленном порядке предоставлять профсоюзной организации информацию о деятельности хозяйственной организации для ведения переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора.

15. В разделе 8 Макета договора сформулированы "Заключительные положения", касающиеся вопросов, связанных с обязанностями работников при выполнении работодателем коллективных договоров, направлении их на уведомительную регистрацию, а также с определением сферы действия коллективного договора и других условий, которые относятся к организационно-правовым условиям коллективных договоров. Так, в данном разделе указывается на включение в коллективные договоры условий, что в случае выполнения работодателем обязательств, возложенных на него договором, работники обязуются не прибегать к разрешению коллективного трудового спора путем организации и проведения забастовок. Стороны, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных договором, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

16. Условия, включаемые в коллективные договоры, по своему характеру классифицируются на обязательственные, нормативные, организационно-правовые и информационные.

Обязательственные условия предусматривают необходимость осуществления конкретных мер, направленных на совершенствование организации труда, улучшение охраны труда и др. Они могут быть двусторонними в случае, когда их обеспечение возлагается на обе стороны коллективного договора, и односторонними, которые обеспечиваются проведением соответствующих мер одной из сторон.

17. Нормативные условия - это локальные нормы, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения работников данной организации. Они определяют права, обязанности и ответственность сторон трудового правоотношения, т.е. суть коллективного договора как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения.

В нормах коллективного договора могут устанавливаться льготы и преимущества, условия труда с учетом финансово-экономического положения работодателя. По своему уровню они обычно устанавливаются более благоприятными по сравнению с определенными законами, иными нормативными правовыми актами, а также в соглашениях, действия которых распространяются на данную организацию (генеральное, отраслевое, региональное и т.д.).

18. В коллективный договор согласно последней части ст. 41 ТК включаются нормативные положения, обязательное закрепление которых прямо предписывается в законах и иных нормативных правовых актах (см., например, ст. ст. 135, 136, 144, 154 ТК и др.).

В коллективные договоры (соглашения) нецелесообразно включать условия, которые в соответствии с Конституцией и ТК устанавливаются органами государственной власти в федеральных законах или иных нормативных актах, если при этом в них не предусматривается улучшение условий труда и процедур. К ним относится установление, например, порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др. По этим вопросам допускается в договорном порядке установление льгот и преимуществ работникам организации, но без изменения существа норм, установленных в порядке государственного регулирования.

Локальные нормы распространяются на всех работников организации при наступлении соответствующего юридического факта. За нарушение локальных норм наступает юридическая ответственность, аналогичная той, которая предусмотрена за несоблюдение норм трудового законодательства.

19. Организационно-правовые условия - это те, которые определяют правила вступления в коллективные переговоры, сроки их ведения, порядок разрешения разногласий, срок действия коллективного договора, соглашения, порядок их изменения и дополнения и т.п.

20. Информационные условия - это положения коллективных договоров, знакомящие работников организации с отдельными актами трудового законодательства. Среди них актуальны те, в которых отражены особенности условий труда лиц, занятых в соответствующей сфере трудовой деятельности.