Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2005 N КАС05-151 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.03.2005 N ГКПИ05-147, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействительным первого предложения пункта 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 О служебных командировках в пределах СССР"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2005 г. N КАС05-151

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                             Лаврентьевой М.Н.,
                                                     Толчеева Н.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 апреля 2005 года гражданское дело по заявлению Е. о признании недействующим первого предложения пункта 15 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР"

по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, и по кассационной жалобе Е. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2005 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Минфина России Замятиной Н.Е. и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Решетниковой С.С., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., поддержавшей кассационное представление и полагавшей решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу, Кассационная коллегия

установила:

Пунктом 15 указанной выше Инструкции предусмотрено, что при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются. Если командированный работник по окончании рабочего дня по своему желанию остается в месте командировки, то при предоставлении документов о найме жилого помещения расходы по найму ему возмещаются в размерах, предусмотренных пунктом 11 настоящей инструкции.

Вопрос о том, может ли работник ежедневно возвращаться из места командировки к месту своего постоянного жительства, в каждом конкретном случае решается руководителем объединения, предприятия, учреждения, организации, в котором работает командированный, с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха.

Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным первого предложения пункта 15 Инструкции, указывая на то, что содержащееся в нем предписание не выплачивать суточные, если командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, противоречит действующему законодательству, нарушает его права и охраняемые законом интересы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2005 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить и производство по делу прекратить, а заявитель в кассационной жалобе - решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.

Обсудив доводы кассационных представления и жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

В главе 24 Трудового кодекса дано определение понятия "служебная командировка", а также установлены гарантии при направлении работников в служебные командировки.

Однако содержательной регламентации всех вопросов, связанных с направлением работников в служебные командировки, в указанной главе, как и в других нормах Кодекса, не имеется.

В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В данном случае в связи с отсутствием соответствующего нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти подлежит применению Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

С доводом кассационного представления о том, что трудовое законодательство не предусматривает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в названной сфере правового регулирования, относя к компетенции работодателя определение порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками, поэтому оспариваемая Инструкция не действует, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, согласиться нельзя.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Трудового кодекса порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным правовым актом организации.

Из приведенной нормы не следует, что она предусматривает регулирование работодателем вопросов, связанных с определением оснований и условий возмещения расходов, связанных со служебной командировкой. Коллективным договором или локальным нормативным актом организации в силу этой нормы могут регулироваться лишь порядок и размеры возмещения таких расходов.

Оспариваемая норма определяет условия, при которых работнику возмещаются дополнительные расходы (суточные), что входит в сферу правового регулирования федеральных органов исполнительной власти, а не работодателя. Оснований для вывода о том, что эта норма противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, вследствие чего не подлежит применению, не имеется.

Согласно статье 166 Трудового кодекса служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В силу статьи 168 Трудового кодекса в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Из анализа приведенных правовых норм в их единстве видно, что законодатель связывает право на возмещение дополнительных расходов (суточных) не только с фактом выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, но и с проживанием работника вне постоянного места жительства. При этом, исходя из содержания статьи 168 Трудового кодекса, под проживанием понимается пребывание в жилом помещении, необходимость иметь которое обусловлена отсутствием у работника возможности возвращаться и проживать в жилом помещении по месту своего жительства. В таких случаях на работодателя возлагается вытекающая из статьи 22 Трудового кодекса обязанность обеспечить бытовые нужды работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей, в частности - создать работнику условия для отдыха в месте выполнения им служебного поручения.

Следовательно, если работник, выполняющий служебное поручение вне места постоянной работы, имеет возможность ежедневно возвращаться и проживать по месту своего жительства, то дополнительные расходы, связанные с проживанием в другом месте, он не несет и право на получение суточных не имеет.

Именно такое условие выплаты дополнительных расходов (суточных) закреплено в оспариваемой норме, в связи с чем суд правильно, в соответствии с частью первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, принял решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Е. и кассационное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

Н.К.ТОЛЧЕЕВ