Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Соглашение о взаимном сотрудничестве Федеральной службы по труду и занятости и Федерации Независимых Профсоюзов России в сфере обеспечения соблюдения трудовых прав граждан "(Заключено 23.08.2006)"

СОГЛАШЕНИЕ

от 23 августа 2006 года

О ВЗАИМНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ И ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ

РОССИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ

ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Федеральная служба по труду и занятости в лице руководителя Службы Топилина М.А., именуемая в дальнейшем Роструд, действующая на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, с одной стороны, и Федерация Независимых Профсоюзов России, именуемая в дальнейшем ФНПР, в лице Председателя ФНПР Шмакова М.В., действующая на основании Устава ФНПР, с другой стороны, заключили настоящее Соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимодействии в сфере обеспечения соблюдения трудовых прав работников.

Соглашение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности":

исходя из предоставленных Сторонам действующим законодательством полномочий по осуществлению государственного надзора и контроля, профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

придавая важное значение совместному использованию в этих целях предоставленных им правовых средств;

принимая во внимание эффективность согласованного осуществления контроля за исполнением конституционных обязательств демократического правового государства о признании и соблюдении социальных и трудовых прав работников.

Согласились о нижеследующем:

Статья 1

ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ

Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон в совместной защите трудовых прав работников, выявлении, устранении и предупреждении их нарушений; использовании для этого своих информационных, организационных и правовых ресурсов в планировании и реализации согласованных мероприятий.

Статья 2

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ СОГЛАШЕНИЮ

1. Стороны в соответствии с настоящим Соглашением используют следующие формы взаимодействия:

обмен информацией о нарушениях трудовых прав работников;

совместное осуществление мероприятий по защите трудовых прав работников, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений;

совместное участие в разрешении коллективных трудовых споров;

обмен опытом защиты трудовых прав работников;

сотрудничество в совершенствовании законодательства о защите трудовых прав работников и приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права;

сотрудничество в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

взаимодействие в организации подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров.

2. В целях взаимодействия Стороны могут формировать совместные временные или постоянные рабочие группы, обеспечивая на взаимной основе участие своих работников в мероприятиях, проводимых Сторонами.

Статья 3

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ О НАРУШЕНИЯХ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

1. Обмен информацией о нарушениях трудовых прав работников предусматривает взаимное предоставление Сторонами сведений:

о результатах надзора и контроля за соблюдением трудовых прав работников;

о причинах возникновения коллективных трудовых споров;

о результатах рассмотрения и анализа жалоб заявителей о нарушениях трудовых прав работников;

об известных случаях предстоящего массового высвобождения (увольнений) работников организаций, в том числе в связи с проводящейся реструктуризацией производств.

2. Стороны обмениваются и иной, в том числе статистической и правовой, информацией или предоставляют ее по письменному запросу Стороны.

Статья 4

СОВМЕСТНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ

ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Совместное осуществление мероприятий по защите трудовых прав работников предусматривает:

проведение совместных проверок соблюдения в организациях требований трудового законодательства, принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, привлечению виновных должностных лиц к ответственности;

информирование и консультирование работников по вопросам трудового законодательства, в том числе посредством организации и проведения совместных семинаров, совещаний, лекций, бесед и т.п.;

оказание правовой помощи работникам по защите их трудовых прав в судебных органах;

проведение совместных мероприятий по осуществлению контроля за реализацией работодателями превентивных мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств на обязательное социальное страхование.

Статья 5

СОВМЕСТНОЕ УЧАСТИЕ В РАЗРЕШЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ

ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Совместное участие в разрешении коллективных трудовых споров предусматривает:

взаимное информирование Сторон о возникновении неурегулированной конфликтной ситуации в различных отраслях на федеральном уровне социального партнерства, а также в организациях, в которых, в соответствии со статьей 413 Трудового кодекса Российской Федерации, решение по коллективному трудовому спору принимает Правительство Российской Федерации.

Статья 6

ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Обмен опытом работы по защите трудовых прав работников предусматривает:

совместное проведение совещаний и семинаров по повышению квалификации Сторон;

подготовку совместных методических и иных документов по защите трудовых прав работников;

предоставление Сторонами издаваемых ими сборников, пособий и иных материалов.

Статья 7

СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ

ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сотрудничество в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предусматривает:

совместную работу в рабочих группах Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам защиты трудовых прав и социального партнерства;

сотрудничество при разработке Генерального соглашения и отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне;

взаимное информирование при реализации Генерального соглашения и отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне, и осуществлении контроля за выполнением отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне.

Статья 8

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ,

СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В РАЗРЕШЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ

ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Взаимодействие в организации подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, предусматривает:

сотрудничество при определении необходимой потребности в трудовых арбитрах с учетом специфики различных регионов и отраслей;

совместное рассмотрение квалификационных требований и программ подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 9

СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Сотрудничество в совершенствовании законодательства о защите трудовых прав работников предусматривает:

подготовку согласованных предложений по разработке и принятию федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

совместную разработку и внесение законопроектов субъектам права законодательной инициативы;

обмен правовой информацией об общепризнанных принципах и нормах международного права и деятельности межгосударственных органов по защите трудовых прав работников, разрешению коллективных трудовых споров.

Статья 10

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ

НАСТОЯЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ

Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и вступает в силу с момента подписания его Сторонами.

По истечении этого срока настоящее Соглашение продлевается на следующие пять лет, если ни одна из Сторон за три месяца до его окончания письменно не уведомит о прекращении действия настоящего Соглашения.

Каждая из Сторон может досрочно прекратить действие настоящего Соглашения, письменно уведомив об этом другую Сторону. Действие настоящего Соглашения прекращается по истечении трех месяцев с даты получения письменного уведомления другой Стороны.

Статья 11

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ

По согласованию Стороны могут вносить в настоящее Соглашение дополнения и изменения, которые оформляются протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Дополнения и изменения вступают в силу в порядке, установленном для вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 12

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ

С момента вступления в действие настоящего Соглашения прекращает действие Соглашение о взаимодействии Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) и Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в организациях, входящих в обслуживание профорганизаций ФНПР, заключенное 19 мая 1999 года.

Совершено в Москве 23 августа 2006 года в двух экземплярах, каждый из текстов имеет одинаковую юридическую силу.

Руководитель Федеральной службы

по труду и занятости

М.ТОПИЛИН

Председатель Федерации

Независимых Профсоюзов России

М.ШМАКОВ