Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2021 г. N 2334

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,

ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, И ТРЕБОВАНИЙ

К ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ,

ОКАЗЫВАЮЩИМ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда;

требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда.

2. Установить, что:

положения абзаца второго пункта 7 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2023 г.;

положения абзаца третьего пункта 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 марта 2023 г.;

положения абзаца второго пункта 25 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2023 г.

3. Установить, что:

положения абзаца второго пункта 6 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно применяются до 1 марта 2023 г.;

положения абзаца второго пункта 6 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" применяются с 1 марта 2023 г.;

положения абзаца четвертого подпункта "а", абзаца четвертого подпункта "б", абзаца четвертого подпункта "в", абзаца пятого подпункта "г" пункта 7 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно применяются до 1 марта 2023 г.;

положения абзаца четвертого подпункта "а", абзаца четвертого подпункта "б", абзаца четвертого подпункта "в", абзаца пятого подпункта "г" пункта 7 требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прохождения проверки знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" применяются с 1 марта 2023 г.

4. Установить, что заявления об аккредитации организаций, предполагающих оказывать услуги в области охраны труда, с прилагаемыми к ним документами, представленные указанными организациями и не рассмотренные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации до вступления в силу настоящего постановления, рассматриваются Министерством в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления.

5. Установить, что аккредитация организаций, зарегистрированных в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления, подлежит приостановлению с 1 марта 2023 г. до подтверждения такими организациями соответствия требованиям, утвержденным настоящим постановлением. В случае неподтверждения такими организациями после 1 марта 2023 г. соответствия требованиям, утвержденным настоящим постановлением, их аккредитация прекращается с исключением из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, с 1 сентября 2023 г.

6. Реализация Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 16 декабря 2021 г. N 2334

ПРАВИЛА

АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,

ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (далее соответственно - аккредитация, организация, индивидуальный предприниматель).

2. Организации, индивидуальные предприниматели считаются допущенными к оказанию услуг в области охраны труда с даты регистрации их в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр), или даты внесения в реестр записи о возобновлении действия аккредитации, в случае если ее действие ранее приостанавливалось.

Реестр содержит сведения об аккредитованных организациях, индивидуальных предпринимателях в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Подтверждением получения организациями, индивидуальными предпринимателями аккредитации является запись в реестре.

Действие аккредитации приостанавливается со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующего решения, о чем в день принятия решения в реестр вносится запись о приостановлении аккредитации.

Действие аккредитации прекращается со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующего решения, о чем в день принятия решения в реестр вносится запись о прекращении аккредитации.

3. Формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации, в том числе на основе использования единых форматов и стандартных протоколов, и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

4. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование сведений, содержащихся в реестре, в том числе их защиту от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении таких сведений;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа сведений, содержащихся в реестре;

г) доступ в установленном порядке к сведениям, содержащимся в реестре, без взимания платы;

д) взаимодействие реестра с иными информационными системами.

5. Для получения аккредитации организации, индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда" (далее - требования), представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о регистрации в реестре (далее - заявление), содержащее следующие сведения:

а) полное наименование и место нахождения организации, индивидуального предпринимателя, а также филиалов и представительств организации (при наличии);

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) вид (виды) услуг в области охраны труда, для оказания которых осуществляется аккредитация, а также вид (виды) обучения по охране труда, предполагаемые к осуществлению заявителем (для организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда);

д) сведения о наличии в учредительных документах юридического лица (в видах деятельности индивидуального предпринимателя) одного или нескольких видов услуг в области охраны труда, для оказания которых осуществляется аккредитация;

е) сведения о наличии на праве собственности или ином законном основании помещений, сооружений, зданий, строений, материально-технических ресурсов (мест обучения слушателей или учебных помещений), необходимых для оказания услуг в области охраны труда;

ж) сведения о наличии и об актуализации справочной базы законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также справочной документации по охране труда с указанием наименования документов, компьютерных справочных правовых систем и реквизитов договора на их обслуживание;

з) сведения о наличии утвержденного руководителем организации лично или индивидуальным предпринимателем локального нормативного акта, которым регламентируется система хранения и архивирования документов, в том числе правила их хранения и архивирования, предусматривающие хранение документов на бумажном носителе и (или) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, правила резервного копирования и восстановления документов, а также устанавливаются порядок, место, формы и сроки хранения документов;

и) сведения о наличии сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии подпунктом "д" пункта 5 требований;

к) сведения о кадровом составе организации в зависимости от предполагаемого к осуществлению вида деятельности в соответствии с требованиями.

6. Заявитель прилагает к заявлению копии следующих документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения:

а) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 5 требований, - устав (при его наличии);

б) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 6 требований:

трудовой договор специалиста по основному месту работы, трудовая книжка и информация о трудовой деятельности и трудовом стаже, предусмотренная статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае если указанная информация не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации;

документ об образовании и (или) о квалификации, документ об обучении, в случае если сведения о таких документах отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

в) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 7 требований:

программа обучения, по которой осуществляется обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда;

перечень учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания требований охраны труда, используемых при проведении обучения по вопросам охраны труда;

документы, подтверждающие наличие в штате обучающей организации не менее 2 специалистов (при организации обучения работников правилам оказания первой помощи пострадавшим не менее одного специалиста), осуществляющих обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда, трудовые договоры специалистов по основному месту работы и трудовые книжки и (или) информация о трудовой деятельности и трудовом стаже, предусмотренная статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае если указанная информация не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации, документы об образовании и (или) о квалификации, документы об обучении, в том числе по охране труда, в случае если сведения о таких документах отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

приказ о формировании комиссии по проверке знания требований охраны труда, сведения о квалификации членов комиссии, сведения об обучении по охране труда и о проверке знания требований охраны труда членов комиссии не реже 1 раза в 3 года;

перечень используемых технических средств обучения на правах собственности или аренды;

г) в целях подтверждения соответствия заявителя положениям, предусмотренным пунктом 8 требований, - описание или технические характеристики системы дистанционного обучения, используемой заявителем на праве собственности или ином законном основании.

7. Заявление оформляется в произвольной форме, подписывается руководителем организации, заверяется печатью организации (при наличии печати) и представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на бумажном носителе лично или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Проверка представляемых сведений и внесение их в реестр производятся в автоматическом режиме.

8. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы, поступившие на аккредитацию, и принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации, а также уведомляет заявителя о принятом решении в течение 25 рабочих дней со дня регистрации заявления.

9. По результатам рассмотрения заявления принимается решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

10. Основаниями для принятия решения об отказе в аккредитации являются:

а) несоответствие сведений и документов, представленных на аккредитацию, требованиям и сведениям, указанным в пунктах 5 - 8 требований и пунктах 5 - 7 настоящих Правил;

б) представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в день принятия решения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В случае принятия решения об отказе в аккредитации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе, а также направляет в адрес заявителя письмо с мотивированным обоснованием возврата документов в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

В случае отказа в аккредитации по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил, заявитель вправе повторно подать заявление в порядке, установленном пунктами 5 - 8 настоящих Правил.

В случае отказа в аккредитации по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, заявитель вправе повторно подать заявление не ранее чем по истечении 3 лет со дня вынесения решения об отказе по такому основанию, а также обжаловать решение в установленном порядке.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вносит сведения об аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей в реестр в день принятия решения об аккредитации.

13. В реестр вносятся следующие сведения об аккредитованных организациях, индивидуальных предпринимателях:

а) полное наименование и место нахождения организации или место жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) регистрационный номер записи в реестре;

д) вид услуги в области охраны труда, а также вид (виды) обучения по охране труда, на которые аккредитованы организации, индивидуальные предприниматели (для организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда);

е) дата принятия решения об аккредитации;

ж) дата и основание принятия решения о приостановлении аккредитации;

з) дата и основание принятия решения о возобновлении действия аккредитации;

и) дата и основание принятия решения о прекращении аккредитации.

14. В случае изменения сведений об аккредитованных организациях, индивидуальных предпринимателях, содержащихся в реестре, в том числе сведений о кадровом составе, организации, индивидуальные предприниматели в течение 10 рабочих дней со дня таких изменений направляют соответствующее заявление на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с указанием сведений, подлежащих изменению, с приложением к заявлению копий соответствующих документов.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление и приложенные к нему документы, принимает решение о внесении соответствующих изменений в сведения об аккредитованной организации, индивидуальном предпринимателе и вносит такие изменения в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления.

Сведения об аккредитованной организации, индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в реестре, при условии их изменения в иных государственных информационных ресурсах, корректируются в реестре в автоматическом режиме.

15. Аккредитация подлежит приостановлению в случаях:

а) привлечения организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда;

б) неоднократных нарушений организацией, индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги в области охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в течение 3 лет со дня вступления в силу решения о назначении наказания за 1-е нарушение;

в) выявления фактов несоблюдения организацией, индивидуальным предпринимателем положений, установленных пунктами 5 - 8 требований;

г) выявления фактов несоблюдения требований к кадровому составу по результатам рассмотрения заявления с приложением к нему документов, направленного в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.

16. Сведения о привлечении организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 15 настоящих Правил, направляются Федеральной службой по труду и занятости в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вынесения соответствующего судебного решения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

17. Сведения о случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 15 настоящих Правил, направляются Федеральной службой по труду и занятости в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вынесения соответствующего предписания посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

18. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает сведения, указанные в пунктах 16 и 17 настоящих Правил, при наличии оснований принимает решение о приостановлении аккредитации и вносит в реестр такую запись в течение 5 рабочих дней со дня регистрации указанных сведений в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

19. При приостановлении аккредитации в случае, указанном в подпункте "г" пункта 15 настоящих Правил, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о внесении в реестр записи о приостановлении аккредитации и вносит в реестр такую запись в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

20. В случае устранения причин, послуживших основанием для приостановления аккредитации, организация, индивидуальный предприниматель направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующее заявление с приложением к нему документов, подтверждающих устранение указанных причин. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает рассмотрение указанного заявления, принимает решение о возобновлении аккредитации и вносит в реестр соответствующую запись в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.

В случае неустранения причин приостановления аккредитации письмо с указанием причин отказа в возобновлении аккредитации направляется в адрес заявителя.

21. Аккредитация прекращается в следующих случаях:

а) прекращение осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, а также прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию, реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования) организации, прекращение осуществления деятельности в области оказания услуг по охране труда;

б) неустранение причин, послуживших основанием для приостановления аккредитации в соответствии с подпунктом "б" пункта 15 настоящих Правил, в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении аккредитации;

в) неустранение причин, послуживших основанием для приостановления аккредитации в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 настоящих Правил, в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении аккредитации;

г) по решению суда.

22. Сведения о наличии в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя направляются Федеральной налоговой службой в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В случае прекращения осуществления деятельности в области охраны труда организация, индивидуальный предприниматель уведомляют Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о прекращении осуществления соответствующей деятельности.

23. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает рассмотрение сведений, которые указаны в пунктах 21 и 22 настоящих Правил, принимает решение о прекращении аккредитации и вносит соответствующую информацию в реестр в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведений, которые указаны в пунктах 21 и 22 настоящих Правил.

24. Аккредитация осуществляется без взимания платы.

25. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивается возможность формирования в автоматическом режиме на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" выписки, содержащей указанные в реестре сведения на момент ее формирования, всем заинтересованным лицам без взимания платы. На указанную выписку наносится двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре, содержащими сведения об организации, оказывающей услуги в области охраны труда. При помощи двухмерного штрихового кода, нанесенного на выписку, должно быть обеспечено отображение записей в отношении организации, сведения о которой содержатся в реестре, а также может быть реализовано подтверждение актуальности представленной в выписке информации.

26. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществленные в соответствии с настоящими Правилами, могут быть обжалованы в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

27. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает хранение сведений, внесенных в реестр, в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 16 декабря 2021 г. N 2334

ТРЕБОВАНИЯ

К ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ,

ОКАЗЫВАЮЩИМ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Настоящий документ устанавливает требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда.

2. Аккредитация организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, осуществляется в целях:

подтверждения компетентности организаций или индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг в области охраны труда;

подтверждения полномочий организаций или индивидуальных предпринимателей оказывать услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы;

обеспечения гарантий ответственности организаций или индивидуальных предпринимателей перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.

3. Аккредитация организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, основывается на принципах:

открытости и доступности;

обеспечения равных условий организациям или индивидуальным предпринимателям, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости участия в оказании услуг в области охраны труда организаций, осуществляющих функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.

4. Виды услуг в области охраны труда, для осуществления которых необходима аккредитация:

осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;

обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

Аккредитация в области охраны труда не требуется в случае, когда работодателем создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, а также в случае, когда работодателем организуется проведение обучения и проверка знания требований охраны труда своих работников.

5. Организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги в области охраны труда, должны соответствовать следующим требованиям:

а) указание в учредительных документах организации (в видах деятельности индивидуального предпринимателя) вида услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация;

б) наличие на праве собственности или ином законном основании материально-технических и информационных ресурсов, помещений, зданий, строений, сооружений, необходимых для оказания услуг в области охраны труда;

в) наличие справочной базы законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

г) наличие системы учета и хранения результатов деятельности организации с указанием состава документов, вида учета и формы их хранения;

д) наличие сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащего наименование, адрес (местонахождение) организации или место жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя, адрес электронной почты, номер контактного телефона организации или индивидуального предпринимателя.

6. Дополнительно к требованиям, указанным в пункте 5 настоящего документа, организации и индивидуальные предприниматели, предполагающие оказывать услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, должны соответствовать следующим требованиям при наличии в штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости не менее 3 специалистов, работающих по трудовому договору:

имеющих высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности или высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и прошедших проверку знания требований охраны труда с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - единая общероссийская система по охране труда);

имеющих опыт практической работы в области охраны труда не менее 3 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, в должности руководителя службы охраны труда, специалиста по охране труда или иной должности при условии возложения на такого специалиста обязанностей по охране труда приказом работодателя.

Индивидуальные предприниматели, отвечающие требованиям, установленным абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вправе самостоятельно (лично) оказывать услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

7. Дополнительно к требованиям, установленным пунктом 5 настоящего документа, к организациям и индивидуальным предпринимателям, предполагающим осуществлять обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда, устанавливаются следующие требования:

а) при организации обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда предусматривается наличие:

программ обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда, соответствующих требованиям, установленным порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда и требований к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, предусмотренным статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - порядок обучения по охране труда);

учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания общих вопросов охраны труда и функционирования системы управления охраной труда, соответствующих требованиям порядка обучения по охране труда;

в штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости не менее 2 специалистов, проводящих обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда, имеющих высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, а также прошедших проверку знания с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда;

комиссии по проверке знания общих вопросов охраны труда и функционирования системы управления охраной труда;

б) при организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, предусматривается наличие:

программ обучения по безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;

учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания безопасных методов и приемов выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;

в штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости не менее 2 специалистов, проводящих обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, имеющих высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, а также проходивших проверку знания безопасных методов и приемов выполнения работ с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда;

комиссии по проверке знания работодателями и работниками безопасных методов и приемов выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, соответствующей требованиям, установленным порядком обучения по охране труда;

в) при организации обучения работодателей и работников безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, предусматривается наличие:

программ обучения по безопасным методам и приемам выполнения соответствующих работ повышенной опасности, соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к выполнению работ повышенной опасности;

учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания безопасных методов и приемов выполнения работ повышенной опасности;

в штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости не менее 2 специалистов, проводящих обучение работодателей и работников безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, имеющих высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, и прошедших проверку знания безопасных методов и приемов выполнения работ повышенной опасности с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда;

на праве собственности или ином законном основании технических устройств (тренажеров, полигонов) для отработки практических навыков выполнения работ повышенной опасности в случае наличия соответствующих требований в нормативных правовых актах, устанавливающих требования к выполнению работ повышенной опасности, при этом право владения и пользования техническими устройствами (тренажерами, полигонами) не может быть приобретено на срок менее одного года;

комиссии по проверке знания работодателями и работниками безопасных методов и приемов выполнения работ повышенной опасности, содержащихся в государственных нормативных требованиях охраны труда;

г) при организации обучения работников правилам по оказанию первой помощи пострадавшим предусматривается наличие:

программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, соответствующей требованиям, установленным порядком обучения по охране труда;

учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания по вопросам оказания первой помощи пострадавшим;

на праве собственности или ином законном основании тренажеров по отработке сердечно-легочной реанимации, при этом право владения и пользования тренажерами не может быть приобретено на срок менее одного года;

в штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости не менее одного прошедшего подготовку по оказанию первой помощи пострадавшим и прошедшего проверку знания с периодичностью 1 раз в 3 года лица путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда;

комиссии по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим.

8. Дополнительно к требованиям, установленным пунктами 5 и 7 настоящего документа, организации и индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществлять обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда в дистанционном формате, должны иметь на праве собственности или ином законном основании систему дистанционного обучения, позволяющую освоить программы обучения с помощью дистанционных образовательных технологий и ведение учета действий обучаемых и их длительность в ходе учебного процесса - фиксацию и контроль в автоматическом режиме времени, хода обучения и освоения обучаемыми знания и умений, предусмотренных программой обучения.