Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Минтруда России от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771 "О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 N 418-ФЗ О внесении изменений в статью 46 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 марта 2016 г. N 18-4/10/В-1771

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом поступающих вопросов от федеральных государственных органов направляет уточненную информацию о предоставлении государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее - гражданские служащие) ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 418-ФЗ) взамен письма от 18 января 2016 г. N 18-4/10/В-180.

Федеральным законом N 418-ФЗ в статью 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) были внесены изменения, направленные на уточнение порядка использования гражданскими служащими ежегодных оплачиваемых отпусков и выплаты денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (части этих отпусков).

Действие положений Федерального закона N 418-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 10 января 2016 г.

Внесенные изменения согласуются с положениями ратифицированной Российской Федерацией Конвенции N 132 Международной организации труда об оплачиваемых отпусках, предусматривающей минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, и аналогичными нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Указанные изменения не затрагивают права гражданских служащих на отпуск, однако предписывают представителю нанимателя предоставлять гражданскому служащему ежегодный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого не может быть менее 28 календарных дней.

Вопросы, связанные с предоставлением гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков, частично урегулированы статьями 45 и 46 Федерального закона N 79-ФЗ. Вопросы, не урегулированные данным Федеральным законом, регламентируются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 73 Федерального закона N 79-ФЗ).

Гражданским служащим ежегодно предоставляются основной и дополнительные оплачиваемые отпуска, продолжительность которых установлена статьями 45 и 46 Федерального закона N 79-ФЗ.

Частью 9 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ предусматривается предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

Согласно статье 123 ТК РФ график отпусков составляется и утверждается на очередной календарный год не позднее чем за две недели до окончания текущего календарного года. В график отпусков включаются все полагающиеся гражданскому служащему ежегодные оплачиваемые отпуска за текущий служебный год, а также могут быть включены неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды при соблюдении положений части 9.2 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ.

График отпусков, составленный в федеральном государственном органе на 2016 г., а также порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим, действующий в федеральном государственном органе, должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом N 79-ФЗ.

При составлении графика отпусков на очередной календарный год необходимо учитывать, что хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней (часть 9.1 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ). Продолжительность других частей отпуска и их количество определяются по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя (уполномоченным им лицом).

Следует также учитывать, что согласно части второй статьи 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у гражданского служащего по истечении шести месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) в данном государственном органе. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя оплачиваемый отпуск гражданскому служащему может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены частью третьей статьи 122 ТК РФ.

В случаях, предусмотренных ТК РФ (часть четвертая статьи 123, 125, 260 и 262.1 ТК РФ), а также иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по желанию гражданского служащего в удобное для него время.

Утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего (часть вторая статьи 123 ТК РФ).

Представитель нанимателя не позднее чем за две недели до начала отпуска обязан извещать гражданского служащего о времени начала отпуска под роспись (часть третья статьи 123 ТК РФ).

ТК РФ и Федеральным законом N 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, утвержденный графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм статей 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установленный графиком отпусков, в том числе на следующий год, в случаях:

отзыва гражданского служащего из ежегодного оплачиваемого отпуска;

исполнения гражданским служащим во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от работы;

временной нетрудоспособности гражданского служащего;

в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную частью 9.1 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены частью 9.2 указанной статьи.

В соответствии с частью 9.2 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

В соответствии с частью 9.3 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Под служебным годом следует понимать временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на должность гражданской службы) в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды времени в соответствии с частью 2 статьи 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения гражданской службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (часть 9.1 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении.

По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия).

Настоящее письмо просим довести до сведения всех территориальных органов и обособленных структурных подразделений федерального государственного органа (при наличии).

А.А.ЧЕРКАСОВ