Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Социальное партнерство в сфере труда

Правовая возможность осуществления всех видов взаимодействия работников и работодателей (или их представителями), а также органами государственной власти или местного самоуправления, обеспечивает трехсторонний баланс отношений, целью которых является ведение переговоров, заключение коллективных и других видов соглашение.

Одной из целей, для которых предусмотрено социальное партнерство в сфере труда это согласование интересов сторон, которые проявляются в принятии определенных решений, при учете обеспечения максимальной эффективности работы организаций, и обеспечение работы всей системы гарантий трудовых прав наемных работников и работодателей.

 

Формы социального партнерства

Если исходить из понимания данного аспекта отношений в трудовом праве, то формы социального партнерства обусловлены основной спецификой, в которой они осуществляются - это переговоры, связанные с заключением коллективных договоров, а также соглашений. Основной характеристикой, которая прописана положениями (статьи 27 Трудового кодекса) форм социального партнерства является возможность реализовать работником и работодателем своего права, которое заключается в возможности регулировать процесс заключения коллективного договора. Такое партнерство обеспечивает возможность соблюдения баланса в социальной среде, в аспекте трудовых отношений работодателя и работника, а также позволяет произвести упорядочивание трудовых отношений и установить условия труда.

Некоторые правовые акты предусматривают правовую возможность проводить консультации вне рамок трехсторонней комиссии, которые, как правило, проводят на федеральных региональных отраслевых уровнях (ст. 35 ТК). Консультации, которые касаются проблем занятости могут проводить работодатели согласно тех предложений, которые выдвигают профсоюзы или органы исполнительной власти. Итогами таких переговоров являются подписание соглашений, регламентирующих определенные мероприятия.

Такая форма партнерства дает возможность учитывать Российскую трехстороннюю комиссию, которая занимается регулированием социально-трудовых отношений, в аспекте разработки некоторых актов нормативного характера на федеральном уровне

Данная статья содержит основные формы социального партнерства, однако это далеко не полный их перечень. Все это обеспечивает возможность реализовать свое право работникам и работодателям на участие в управлении организациями

Определяя уровни социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) законодатель исходил из необходимости соответствия каждого из них  определенной задаче, которая касается регулирования трудовых отношений. Сложившаяся практика трудовых отношений выделяет данные уровни по территориально отраслевым признакам. Федеральные уровни партнерства позволяют заключать генеральные и отраслевые соглашения; межрегиональный уровень дает возможность вести переговоры и заключать межрегиональные отраслевые соглашения; региональные отраслевые соглашения заключаются на региональных уровнях и., соответственно, территориальные муниципальные образования - это территориальные соглашения.

 

Органы социального партнерства

Глава 5 Трудового кодекса России рассматривает правовое положение, в котором находятся органы социального партнерства и их роль в трудовых отношениях.

Законодательство предусматривает правовую возможность создавать комиссии, которые будут проводить коллективные переговоры и способствуют заключению необходимых договорных актов. Один из принципов формирования таких комиссий это их равноправная основа (ст. 35 ТК России). Такие комиссии образуются полномочными представителями каждой из сторон. Органы исполнительной власти или местного самоуправления могут быть включены в состав таких комиссий, если это прямо устанавливает закон, или установлено соглашением сторон. Основным направлением их работы является ведение коллективных переговоров, а также при достижении согласия - заключения соглашений. Кроме этого они уполномочены осуществлять контроль за соблюдением уже заключенных договоров. Это дает возможность говорить о том, что комиссии создаются как на период ведения переговоров, на временной основе, так могут заключаться, как постоянно действующие, в зависимости от волеизъявления сторон. Если говорить о трехсторонних российских комиссиях, которые регулируют социально-трудовые отношения (РТК), а также региональных трехсторонних комиссиях, то они являются постоянными. Локальные комиссии отраслевого уровня, как правило, являются временными и образуется только для проведения конкретных переговоров.

В формировании действия Российской трехсторонней комиссии РТК главной ее задачей является регулирование социально-трудовых отношений. Основой правового регулирования является Федеральный закон № 92-ФЗ от 1 мая 1999 года. В состав этих комиссий входят различные представители объединения профсоюзов, российских работодателей, может входить правительство России.

Закон ограничивает возможность участия в комиссии других сторон, кроме названных. Для эффективности работы комиссии нормами правовых актов установлен порядок ее работы, полномочия, признаки, которым отвечает региональная комиссия, правовые возможности, которыми наделены комиссии, а также их цели и задачи.

 

Ответственность сторон социального партнерства

Ответственность сторон социального партнерства устанавливает гл. 9 ТК. Одним из возможных вариантов ответственности установленных ст. 54 ТК РФ является административное наказание, в случае уклонение от участия в коллективных переговорах.

В случае если необходимая информация не будет предоставляться для заключения и ведения коллективных переговоров, осуществления контроля за выполнением условий коллективного договора, также предусматривается административная санкция (штраф от 1000 до 3000 рублей). Возможно применение административных санкций за неправомерный отказ заключить трудовой коллективный договор. В этом случае санкция имеет размеры от 3 000 до 5 000 руб. Возможно вынесение предупреждения за  то же правонарушение. 

Еще одним видом нарушения, за которое предусмотрена ответственность административного характера (ст. 55 ТК) - это ответственность за невыполнение коллективного договора или соглашения. Санкция предусматривает возможность вынесения предупреждения, а также применения денежного штрафа от 3 000 до 5 000 руб. В случае если положения данной статьи, нарушены представителями работников, то для них не предусмотрена ответственность за такое деяние.

 

Соглашение о социальном партнерстве

Соглашение о социальном партнерстве и понимание его сути исходят из назначение цели и задачи оформления таких отношений. В первую очередь, это стабилизация экономических интересов определенных ключевых групп общества. В этом аспекте такое соглашение является юридическим оформлением указанных взаимосвязей. Сторонами социального партнерства являются, как правило, субъекты хозяйствования (их представители), профсоюзы, работники и работодатели. В этом аспекте такой документ может быть составлен достаточно широкими группами социально-трудовых формирований.

Основные принципы социального партнерства  отображают общие договорные принципы, в основу которых положен юридически оформленный баланс отношение сторон.

В этом смысле необходимым является и соблюдение общих договорных принципов добросовестности и справедливости, которые, как следствие, отображаются и в заключенном соглашении социального партнерства.

Социальное партнерство в трудовом праве прежде всего представляет собой сложное общественное явление. Необходимость понимания этого явления, разных его аспектов, экономических, правовых, социально-трудовых и т. д. приводит к многоплановости определения понятий, которые отражены в этой системе взаимоотношений. 

(c) 2015 Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарии и судебная практика по трудовому праву