Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Рекомендации по разработке и реализации региональных программ повышения производительности труда и поддержки занятости в рамках приоритетной программы Повышение производительности труда и поддержки занятости "(утв. Минэкономразвития России 16.06.2017)"

Утверждаю

Министр экономического развития

Российской Федерации

М.С.ОРЕШКИН

от 16 июня 2017 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ В РАМКАХ

ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

И ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ"

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации подготовлены во исполнение подпункта "а" пункта 2 раздела 2 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 марта 2017 г. N 1 и поручения Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N ДМ-П6-2085 с целью методологического обеспечения разработки и реализации региональных программ повышения производительности труда и поддержки занятости в рамках приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (далее соответственно - региональная программа, приоритетная программа).

Рекомендации описывают принципы и порядок подготовки и реализации региональной программы, в том числе структуру и содержание, определение целей и показателей ее реализации, формирование организационно-управленческой структуры по разработке и реализации региональной программы и другие ключевые параметры.

II. Содержание (состав) региональной программы

2. В региональную программу рекомендуется включать следующие основные разделы:

- описание текущей ситуации;

- цели и показатели региональной программы;

- перечень проектов и (или) мероприятий по основным направлениям реализации региональной программы, обеспечивающих достижение целевых значений показателей программы.

Региональная программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом порядка и специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.

Описание текущей ситуации

3. Описание текущей ситуации в области производительности труда и поддержки занятости может содержать описание и характеристику тех отраслей, предприятия которых предполагается привлечь к реализации региональной программы, текущий уровень производительности, а также анализ основных проблем, сдерживающих рост производительности труда и препятствующих реализации эффективных мер поддержки занятости в субъекте Российской Федерации.

4. Выбор отраслей в субъекте Российской Федерации для повышения производительности труда в рамках региональной программы рекомендуется осуществлять по результатам проведения комплексной диагностики экономики региона, исходя из следующих критериев:

роль отрасли в экономике субъекта Российской Федерации (вклад в занятость и в экономику региона);

потенциал повышения производительности труда в отрасли.

5. Для осуществления выбора отраслей рекомендуется использовать следующие показатели:

доля отраслевого сектора в валовом региональном продукте;

доля отраслевого сектора в занятости;

разрыв по уровню производительности со странами ОЭСР в анализируемом отраслевом секторе субъекта Российской Федерации.

6. Для включения в региональную программу рекомендуется рассматривать, в первую очередь, обрабатывающие производства, за исключением производства напитков и табачных изделий.

В региональную программу могут быть включены также иные отрасли (виды экономической деятельности).

Цели и показатели региональной программы

7. В региональной программе рекомендуется указывать в качестве основных следующие цели ее реализации:

обеспечение роста производительности труда на предприятиях, участвующих в реализации региональной программы, на уровне не менее 5% по итогам первого года реализации региональной программы с перспективой повышения показателя до уровня не менее 15% по итогам третьего года реализации региональной программы и на уровне не менее 30% по итогам восьмого года реализации региональной программы;

доля трудоустроенных работников из числа обратившихся в службу занятости и воспользовавшихся ее услугами (по повышению квалификации, профессиональной переподготовке и трудоустройству) на уровне не менее 78% по итогам первого года реализации региональной программы; не менее 85% по итогам третьего года реализации региональной программы и на уровне не менее 90% по итогам восьмого года реализации региональной программы.

8. В региональной программе рекомендуется предусмотреть систему показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации региональной программы с учетом достижения ее целей. Рекомендуется включение в региональную программу показателей с разбивкой по годам на весь период реализации региональной программы со сроком ее завершения не ранее чем в 2025 году.

9. Региональная программа наряду с показателями, характеризующими достижение ее цели, также может содержать иные показатели ее реализации, в том числе отражающие:

рост количества предприятий, участвующих в реализации региональной программы;

долю выручки предприятий, участвующих в реализации региональной программы, в валовом региональном продукте;

доля предприятий, участвующих в программе, прошедших добровольную сертификацию систем менеджмента бережливого производства;

иные экономические эффекты ее реализации.

10. Целевые значения показателей региональной программы рекомендуется устанавливать по результатам проведения комплексной диагностики уровня производительности труда в субъекте Российской Федерации.

Перечень проектов и (или) мероприятий по основным

направлениям реализации региональной программы

11. В состав региональной программы рекомендуется включить:

проект, направленный на повышение уровня производительности труда;

проект, направленный на повышение эффективности механизмов поддержки занятости;

проект, направленный на создание регионального центра компетенций в сфере производительности труда.

В региональной программе могут быть предусмотрены иные проекты и (или) мероприятия, необходимые для эффективного достижения ее целей.

12. Названия проектов и мероприятий региональной программы целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.

III. Содержание проектов региональной программы

Повышение уровня производительности труда

13. В рамках проекта по повышению уровня производительности труда рекомендуется предусмотреть реализацию мероприятий по повышению производительности труда на пилотных предприятиях с последующим масштабированием полученной практики на иные заинтересованные предприятия субъекта Российской Федерации.

14. Для отбора пилотных предприятий в рамках региональной программы рекомендуется применять следующие критерии:

предприятие должно входить в состав отрасли, выбранной в качестве приоритетной в субъекте Российской Федерации для реализации мероприятий по повышению производительности труда;

выручка предприятий должна составлять не менее 800,0 млн. рублей в год, на последующих этапах реализации программы (со 2-го года реализации и далее) возможно участие предприятий с меньшей выручкой;

предприятие должно обладать значительным потенциалом повышения уровня производительности труда (больше 10%);

в структуре предприятия должна быть сформирована организационно-управленческая структура (команда изменений) для реализации программы повышения производительности труда.

15. Для включения предприятия в региональную программу целесообразно заключение соглашения о реализации программы повышения производительности труда на предприятии, содержащего порядок взаимодействия, описание прав и обязанностей сторон.

16. Рекомендуется включать в программу повышения производительности труда на предприятии следующие основные мероприятия:

проведение комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия на предмет определения резервов роста производительности труда и формирования набора мероприятий, направленных на обеспечение такого роста;

повышение операционной эффективности на основе принципов "бережливого производства";

повышение квалификации персонала и развитие лидерского потенциала руководителей, формирование у них навыков проектного управления;

повышение эффективности организации производственных систем, процессов и труда, включая формирование систем управления качеством, и систем менеджмента бережливого производства, мотивации персонала на постоянное улучшение производственной деятельности;

увеличение доли продукции высокого передела и увеличение инновационной активности на предприятии, включая развитие механизмов трансфера технологий, внедрения новых производственных технологий, развитие процессов цифровизации;

оптимизация логистических процессов и складских запасов;

оптимизация системы закупок и совершенствование системы управления активами;

рефинансирование и сокращение дебиторской задолженности;

участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных);

совершенствование системы маркетинга, включая расширение рынков сбыта и стимулирование продаж;

развитие системы поставщиков и механизмов аутсорсинга;

ведение мониторинга реализации программы по повышению производительности труда и формирование отчетности по ней.

В программу повышения производительности труда на предприятии могут включаться иные мероприятия, необходимые для обеспечения роста производительности труда.

17. В целях обеспечения эффективной реализации проекта по повышению производительности труда в рамках региональной программы рекомендуется реализация следующих мероприятий:

а) организационная поддержка программ предприятий по повышению производительности труда, в том числе включая:

обеспечение содействия предприятиям - участникам региональной программы в доступе к существующим формам поддержки, включая поддержку по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных);

поддержку экспорта продукции предприятий, содействие их кооперации с международными партнерами;

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе создание инжиниринговых центров и центров кластерного развития;

обеспечение содействия в технологическом развитии, включая содействие трансферу технологий с привлечением специализированных федеральных институтов развития;

тиражирование лучших практик по организации производственных процессов, в том числе на базе "модельных фабрик";

реализация конкурсных и соревновательных практик по повышению производительности труда;

б) финансовая поддержка программ предприятий по повышению производительности труда, включая применение региональных налоговых льгот и предоставление субсидий предприятиям на цели частичной компенсации процентных ставок по кредитам, полученным для реализации мероприятий по повышению производительности труда;

в) организация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки по вопросам повышения производительности труда руководителей и работников предприятий;

г) снятие административных барьеров, сдерживающих рост производительности труда.

В региональную программу могут быть включены иные мероприятия, способствующие повышению уровня производительности труда.

Повышение эффективности механизмов поддержки занятости

18. В рамках проекта по повышению эффективности механизмов поддержки занятости рекомендуется реализация следующих мероприятий:

а) модернизация служб занятости, в том числе включая:

повышение эффективности деятельности служб занятости в части обеспечения реализации ими функций по оценке психологических и профессиональных качеств работников, приобретения новых компетенций;

совершенствование механизмов мотивации сотрудников служб занятости, включая систему оплаты их труда;

б) организационная поддержка мероприятий по повышению эффективности механизмов поддержки занятости, в том числе включая:

обеспечение доступности актуальной информации о потребности в работниках и наличии вакантных мест и незанятых кадров на рынке труда субъекта Российской Федерации;

реализация на предприятиях - участниках региональной программы упреждающих мер по содействию трудоустройству предполагаемых к высвобождению работников в различных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации и иных субъектах Российской Федерации;

поддержка самозанятости граждан, уволенных в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда, в том числе путем содействия при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;

рассмотрение возможности привлечения к реализации региональных программ негосударственных служб занятости;

координация деятельности образовательных учреждений и работодателей при подготовке образовательных программ профессионального и дополнительного образования;

в) финансовая поддержка мероприятий по повышению эффективности механизмов поддержки занятости, в том числе включая:

частичное возмещение работодателям расходов на найм и оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда, на начальный период их трудовой деятельности;

г) организация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки работников организаций, находящихся под риском увольнения и (или) уволенных в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда;

д) привлечение инвестиций для содействия созданию новых рабочих мест в регионе в целях обеспечения трудоустройства высвобождаемых работников в рамках реализации мероприятий региональной программы, в том числе включая:

содействие привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, расширению масштабов действующих предприятий;

обеспечение содействия предприятиям - участникам региональной программы в доступе к существующим формам поддержки привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов, включая поддержку по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных);

применение региональных налоговых льгот, а также использование механизмов особых налоговых режимов (ОЭЗ, ТОСЭР и другие);

предоставление субсидий предприятиям на цели частичной компенсации процентных ставок по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов;

содействие развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятости, включая развитие инфраструктуры (создание технологических и промышленных парков и бизнес-инкубаторов).

В региональную программу могут быть включены иные мероприятия, способствующие повышению эффективности механизмов поддержки занятости.

Формирование регионального центра компетенций в сфере

производительности труда

19. Формирование регионального центра компетенций в сфере производительности труда (далее - центр компетенций) рекомендуется осуществлять на базе действующего регионального института развития (региональная корпорация развития, региональное агентство развития квалификаций, управляющая компания инновационного территориального кластера, региональный фонд развития промышленности, а также иные региональные организации).

20. Рекомендуется предусматривать следующие направления деятельности центра компетенций:

продвижение новых технологий в сфере повышения производительности труда и организация обменом опытом (лучшими практиками), включая продвижение современных подходов к повышению производительности труда, обмен опытом в области повышения производительности, подготовка и распространение методических материалов, формирование сети партнеров в регионе в сфере повышения производительности труда;

организация и проведение мастер-классов ведущих экспертов в сфере производительности труда, поддержка реализации специализированных тренингов/образовательных программ в сфере производительности труда в отдельных отраслях;

реализация программ развития компетенций по приоритетным отраслевым секторам и ключевым темам (например, "бережливое производство", внедрение элементов цифровой экономики, проектное управление), разработка и реализация портфеля тренингов/образовательных программ по ключевым темам повышения производительности труда;

участие в организации "одного окна" для предприятий - участников региональной программы, включая их информирование о мерах поддержки в сфере повышения производительности (федеральных и региональных), формирование перечня квалифицированных компаний - провайдеров консультационной поддержки;

участие в разработке и реализации региональной программы, мониторинге выполнения мероприятий региональной программы и оценке достижений предприятий - участников региональной программы.

Перечень направлений деятельности центра компетенций может содержать иные дополнительные направления его деятельности.

IV. Формирование организационно-управленческой структуры

по разработке и реализации региональной программы

21. В целях организации работы по разработке и реализации региональной программы рекомендуется создание следующих органов управления:

региональный управляющий комитет;

совет по повышению производительности труда и поддержке занятости;

проектная группа.

22. Региональный управляющий комитет возглавляется руководителем субъекта Российской Федерации.

В состав управляющего комитета рекомендуется включать заместителей руководителя субъекта Российской Федерации, ответственных за экономику, промышленность, социальную политику (занятость и образование), и (или) руководителей региональных органов власти, руководителей региональных деловых и общественных ассоциаций, институтов развития и иных заинтересованных организаций (включая руководителя центра компетенций после создания в регионе такого центра).

23. Рекомендуется предусматривать следующие направления деятельности регионального управляющего комитета:

одобряет региональную программу (паспорт региональной программы);

утверждает план мероприятий (сводный план) региональной программы и вносит в него изменения, а также принимает решения о прохождении контрольных точек и этапов региональной программы;

рассматривает информацию о ходе реализации региональной программы;

координирует деятельность органов исполнительной власти региона, региональных институтов развития и участников региональной программы; одобряет отчеты о реализации региональной программы;

устанавливает цели и показатели деятельности ответственных за реализацию региональной программы, оценивает эффективность и результативность их деятельности;

обеспечивает включение в состав государственных программ субъекта Российской Федерации и функционал региональных институтов развития инструментов поддержки реализации мероприятий региональной программы.

24. Совет по повышению производительности труда и поддержке занятости возглавляется руководителем региональной деловой ассоциации.

В состав совета по повышению производительности труда и поддержке занятости рекомендуется включать представителей региональных деловых и общественных организаций, образовательных и консалтинговых организаций, предприятий региона и иных заинтересованных организаций.

25. Совет по повышению производительности труда и поддержке занятости создается по решению руководителя субъекта Российской Федерации при необходимости осуществления консультативной поддержки процессов подготовки и реализации региональной программы.

26. Проектная группа возглавляется руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере развития экономики и (или) промышленности.

Проектная группа формируется из должностных лиц заинтересованных органов исполнительной власти региона, региональных институтов развития или иных организаций в целях разработки и реализации региональной программы.

27. Рекомендуется предусматривать следующие направления деятельности проектной группы:

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности регионального управляющего комитета, совета по повышению производительности труда и поддержке занятости и иных органов управления региональной программы (в случае их создания);

участвует в разработке и реализации региональной программы, мониторинге выполнения мероприятий региональной программы и оценке достижений предприятий - участников региональной программы;

представляет в Минэкономразвития России доклады и отчеты о реализации региональной программы и предложения по вопросам реализации приоритетной программы в согласованном формате;

обеспечивает ведение мониторинга реализации региональной программы и формирование отчетности по ней в согласованном формате;

содействует в подготовке и реализации программ повышения производительности труда на предприятиях - участниках региональной программы;

подготавливает предложения по совершенствованию региональной программы для их дальнейшего рассмотрения на заседаниях регионального управляющего комитета;

выполняет иные функции в соответствии с решениями органов управления региональной программы.

28. Перечни направлений деятельности регионального управляющего комитета, совета по повышению производительности труда и поддержке занятости и проектной группы могут содержать иные дополнительные направления их деятельности.