Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Разъяснения ГД ФС РФ "О возможности предоставления в качестве дополнительной гарантии оплачиваемых дней отпуска при вступлении в брак, в случае рождения ребенка, смерти близких родственников и т.п. муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ФЕДЕРАТИВНОМУ УСТРОЙСТВУ И ВОПРОСАМ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

О ВОЗМОЖНОСТИ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГАРАНТИИ

ОПЛАЧИВАЕМЫХ ДНЕЙ ОТПУСКА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК, В СЛУЧАЕ

РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА, СМЕРТИ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ И Т.П.

МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ И ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней. Для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта Российской Федерации. Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Согласно части 7 статьи 21 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Действующим законодательством предусмотрен целый ряд случаев, когда любой работник, в том числе и муниципальный служащий, может претендовать на предоставление отпуска без сохранения заработной платы (денежного содержания).

В соответствии со статьей 128 Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется: участникам Великой Отечественной войны до 35 календарных дней в году; работающим пенсионерам по старости (по возрасту) до 14 календарных дней в году; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, до 14 календарных дней в году; работающим инвалидам до 60 календарных дней в году; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников до пяти календарных дней; в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

К другим случаям, которые предусмотрены ТК РФ, можно отнести дополнительные отпуска без сохранения денежного содержания муниципальным служащим, осуществляющим уход за детьми.

К работникам, осуществляющим уход за детьми, отнесены: лица, имеющие двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет; лица, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет; отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери (ТК РФ, статья 263).

Для указанных лиц коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.

Указанный отпуск по письменному заявлению муниципального служащего может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Также в соответствии с ТК РФ представитель нанимателя (работодатель) обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы следующим муниципальным служащим:

- допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования - 15 календарных дней;

- слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней;

- обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году;

- для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц (ТК РФ, ст. 173);

- допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию - 10 календарных дней;

- обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 10 календарных дней в учебном году. Для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца, для сдачи итоговых экзаменов - один месяц (ТК РФ, ст. 174).

В соответствии со ст. 170 ТК РФ представитель нанимателя (работодатель) обязан освобождать муниципального служащего от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Учитывая изложенное выше, при вступлении в брак, в случае рождения ребенка, смерти близких родственников муниципальному служащему предоставляется отпуск за свой счет. Предоставление оплачиваемого отпуска в качестве дополнительной гарантии в указанных случаях федеральным законодательством не предусмотрено.

По мнению Комитета, в качестве гарантий могут быть предусмотрены соответствующие денежные выплаты муниципальным служащим, однако отпуск должен быть за счет муниципального служащего.

Что касается лиц, замещающих муниципальные должности, сообщаю. Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицом, замещающим муниципальную должность является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что выборное должностное лицо местного самоуправления, депутат представительного органа муниципального образования обладают особым статусом, поскольку выполняют определенные публичные муниципальные функции.

Следует отметить, что в случае избрания гражданина депутатом представительного органа муниципального образования трудовые отношения не возникают. В данном случае депутат исполняет свои обязанности в интересах населения муниципального образования. Аналогично следует рассматривать и правовой статус главы муниципального образования, независимо от способа его избрания, а также от того, исполняет он полномочия руководителя местной администрации или председателя представительного органа муниципального образования.

Указанные лица, выполняя публичные государственно-властные или муниципальные функции, осуществляют соответствующие полномочия постоянно (непрерывно), в связи с чем понятие "рабочее время" к ним не применяется.

Отношения, возникающие в связи с исполнением лицом полномочий по муниципальной должности, не носят характер трудовых в том смысле, в каком трудовые отношения понимаются в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Хотя отдельные институты трудового права и применяются в отношении таких лиц (например, ежегодный отпуск, требование о предоставлении которого восходит к статье 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации), применение носит характер аналогии, не позволяющей использовать таким образом и другие нормы безотносительно к их правовому содержанию. Предоставление лицу отпуска без сохранения заработной платы фактически означает, что это лицо произвольно прерывает исполнение публичных полномочий. Учитывая, что подобное прерывание не согласуется с описанным выше статусом муниципальной должности, предоставление такого отпуска представляется невозможным.

То же самое касается и дополнительного оплачиваемого отпуска для данной категории лиц.