Распоряжение ОАО РЖД от 15.10.2012 N 2025р "Об утверждении Инструкции по охране труда для водителя транспортно-уборочной машины в пассажирском хозяйстве ОАО РЖД (вместе с ИОТ РЖД-4100612-ЦЛ-001-2012. Инструкция...)"
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. N 2025р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНО-УБОРОЧНОЙ МАШИНЫ
В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОАО "РЖД"
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда
1. Утвердить и ввести в действие с 15 октября 2012 г. прилагаемую "Инструкцию по охране труда для водителя транспортно-уборочной машины в пассажирском хозяйстве ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦЛ-001-2012.
2. Руководителям департаментов, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" довести до сведения причастных работников и обеспечить изучение настоящей Инструкции.
3. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 9 марта 2005 г. N 313р "Об утверждении Инструкции по охране труда для водителя транспортно-уборочной машины в пассажирском хозяйстве железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.ГАПАНОВИЧ
Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 15.10.2012 N 2025р
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНО-УБОРОЧНОЙ МАШИНЫ
В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОАО "РЖД
ИОТ РЖД-4100612-ЦЛ-001-2012
1. Общие требования
1.1. Настоящая Инструкция по охране труда (инструкция) для водителя транспортно-уборочной машины (машина) устанавливает типовые требования охраны труда для водителей машин (универсально-уборочные машины, снегопогрузчики, авто- и электропогрузчики, электрокары, электротягачи), используемых для уборки железнодорожных станций (станций), вокзалов и остановочных пунктов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и разработана на основании "Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта" ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02.
В структурных подразделениях ОАО "РЖД" должны разрабатываться и утверждаться Инструкции по охране труда для водителей машин с учетом местных условий и специфики деятельности и в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1.2. К управлению машиной допускаются лица, достигшие восемнадцати лет, имеющие после профессионального обучения удостоверение на право управления машиной, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда и электробезопасности, обязательный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте по охране труда, стажировку.
Продолжительность стажировки от 2 до 14 смен для каждого водителя устанавливает руководитель подразделения.
В процессе работы водитель должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, и внеплановые инструктажи по охране труда, а также периодические медицинские осмотры не реже одного раза в два года.
Ежедневно перед началом смены водитель должен проходить медицинские осмотры для проверки состояния здоровья. Не допускается наличие в организме алкоголя, наркотических и токсических веществ.
1.3. Машины закрепляются за водителями письменным распоряжением руководителя транспортного подразделения. За одной машиной может быть закреплено не более четырех водителей.
1.4. При выезде на линию водитель должен иметь при себе:
а) удостоверение на право управления машиной данной категории;
б) регистрационные документы на машину;
в) путевой или маршрутный лист.
1.5. Водитель, обслуживающий машину с номерным знаком, должен иметь водительское удостоверение, выданное Управлением Госавтоинспекции МВД по субъекту РФ.
1.6. Во время работы на водителя могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
а) движущиеся транспортные средства, подвижной железнодорожный состав, перевозимые и складируемые грузы;
б) движущиеся части механизмов, электропровода и токоведущие части электроприборов машины;
в) повышенный уровень шума на рабочем месте;
г) пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;
д) повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
е) повышенная загазованность воздуха рабочей зоны.
1.7. Водитель должен быть ознакомлен с картой аттестации его рабочего места и причитающейся ему компенсацией по результатам аттестации рабочего места.
1.8. Водитель должен знать и соблюдать:
а) требования "Правил дорожного движения Российской Федерации" (ПДД), дорожной разметки, дорожных знаков, показания светофоров и других средств регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения;
б) соответствующие разделы "Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации", "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации";
в) требования производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности при эксплуатации, обслуживании и ремонте машины, прицепных и навесных агрегатов, механизмов и приспособлений на линии и в гараже.
1.9. Водитель должен знать:
а) признаки, причины и последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации машины, способы их обнаружения и устранения, а также порядок хранения машины в гараже и на открытых стоянках;
б) назначение, устройство, принцип действия закрепленной за ним машины, а также прилагаемых к ней прицепных и навесных агрегатов, механизмов и приспособлений;
в) особенности вождения машин при неблагоприятных погодных условиях и основные приемы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, требования безопасности при работе с прицепными агрегатами, механизмами и приспособлениями.
1.10. Водитель должен:
а) выполнять только порученную руководителем работу;
б) содержать в исправном состоянии и чистоте машину, инструмент, приспособления, а также средства индивидуальной защиты (СИЗ);
в) выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;
г) проходить по территории станции, вокзала по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
д) выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость пути, предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза привыкнут к темноте;
е) проходить вдоль железнодорожных путей станции по широкому междупутью (расстояние между осями путей не менее 6 м) или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
ж) переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
з) обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
и) проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
к) при получении травмы или заболевании прекратить работу, поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт или другое медицинское учреждение;
л) уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
м) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
н) при поломке или неисправности машины прекратить работу, машину отвести в безопасное место и сообщить об этом лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, своему непосредственному руководителю, распределителю работ и далее выполнять их указания;
о) пользоваться при работе с маслами, топливом и другими нефтепродуктами соответствующими СИЗ, защитными кремами, мазями и пастами в соответствии с инструкциями по их применению;
п) выключать двигатель машины на стоянках и при заправке горючим;
р) при появлении резкого запаха бензина или горящей электропроводки во время движения остановить машину, определить причину его появления и устранить неисправность;
с) быть внимательным во время выполнения работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других работников;
т) при работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения использовать для обогрева перерывы в работе согласно графику, утвержденному руководителем подразделения;
у) принимать пищу в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование, перед едой тщательно мыть руки теплой водой с мылом;
ф) сообщать дежурному механику, ответственному за техническое состояние машин, обо всех неисправностях машины.
1.11. Водитель должен выполнять требования пожарной безопасности:
а) уметь пользоваться средствами пожаротушения;
б) курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
в) не пользоваться открытым огнем при проверке системы питания двигателя и во время работы в кабине;
г) не производить работы, связанные с применением открытого огня, электрогазосварки, паяльных ламп, факелов;
д) не сжигать тару и не разводить костры вблизи машины;
е) не хранить в кабине или кузове взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
ж) обо всех неисправностях электроприборов и электрооборудования немедленно сообщать дежурному механику.
1.12. Водителю запрещается:
а) на железнодорожных переездах двигаться на запрещающие сигналы светофоров, а при их отсутствии перед движущимся подвижным составом;
б) переезжать через железнодорожный путь в неустановленных местах;
в) находиться на территории станции, вокзала в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
г) переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом, локомотивом, мотовозом, дрезиной и другим транспортным средством;
д) становиться или садиться на рельс;
е) садиться на подножки вагонов и локомотивов, а также сходить и спрыгивать с них во время движения;
ж) переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов, становиться между остряком и рамным рельсом, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;
з) управлять машиной в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном и наркотическом опьянении или остаточных явлениях опьянения;
и) передавать управление машиной другим лицам, не указанным в наряде-задании (путевом листе);
к) отдыхать и спать в кабине машины при работающем двигателе;
л) устранять неисправности машины под поднятым кузовом, если отсутствуют упорные устройства под кузов;
м) касаться движущихся частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов машины;
н) оставлять машину без наблюдения, если она находится на пассажирской платформе или вблизи железнодорожных путей, а также с работающим двигателем и не запертой на ключ дверью;
о) производить уборку территории в темное время суток при недостаточной освещенности;
п) выезжать на линию без аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки;
р) применять керосин или другие токсичные нефтепродукты для очистки кожных покровов и СИЗ;
с) отклоняться от маршрута, указанного в наряде-задании (путевом листе), и использовать машину в личных целях.
1.13. Водитель, обнаруживший обрывы проводов или других элементов контактной сети, свисающие с них посторонние предметы, должен:
а) немедленно сообщить об этом руководителю, поездному диспетчеру или в ближайший районный пункт контактной сети;
б) оградить опасное место до прибытия ремонтной бригады любыми подручными средствами;
в) следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м;
г) в случае попадания в зону "шаговых напряжений" покинуть ее, соблюдая следующие меры безопасности:
1) нельзя отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги;
2) передвигаться только "гусиным шагом" - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.
1.14. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ согласно приказу Минздравсоцразвития России N 582н от 22.10.2008 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации".
1.15. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить на предприятии отдельно в гардеробных шкафчиках раздевалки.
1.16. Водитель должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать гардеробные шкафчики раздевалки в чистоте и порядке.
1.17. Водитель, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед началом работы водитель должен надеть выданную ему исправную спецодежду и обувь, привести их в порядок.
2.2. При получении путевого или маршрутного листа (наряда-задания) водитель должен проверить правильность его оформления и наличия в нем необходимых записей, подписей и отметок, пройти целевой инструктаж, ознакомиться с условиями работы, с родом убираемого или перевозимого груза, с погодными условиями (гололед, плохая видимость из-за тумана, дождя, снега).
2.3. Перед выездом на линию водитель должен проверить техническое состояние машины:
а) исправность тормозов, рулевого управления, освещения, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, стеклоочистителя;
б) состояние шин и давление воздуха в них, в зимний и летний период применять соответствующие колеса с зимними и летними покрышками;
в) наличие и исправность инструмента, принадлежностей, буксирного троса и переносных сигнальных знаков аварийной остановки, а также сигнальных предупреждающих знаков (проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета, красный флажок или щит), устанавливаемых на машине при работе на платформе;
г) состояние и исправность аккумуляторов;
д) наличие и исправность действия блокировочных и других устройств;
е) надежность крепления и соединения прицепных и навесных агрегатов, механизмов и приспособлений.
2.4. Водитель авто- и электропогрузчика должен проверить: исправность грузоподъемника, убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности их крепления к раме и каретке грузоподъемника, провести внешний осмотр сварных швов верхних кронштейнов, надежность крепления пальцев и шарниров рычагов, действие механизмов погрузчика.
2.5. Водитель должен при обнаружении неисправностей машины, которые невозможно устранить своими силами, доложить об этом лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, и лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию транспортных средств, и не приступать к работе до их устранения.
2.6. Запрещается выезжать на линию на неисправной машине.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Общие требования охраны труда во время работы
3.1.1. Уборку территории вокзала, станции следует производить в часы снижения интенсивности пассажиропотока.
Платформы следует очищать в перерыве между движением поездов.
Не допускается производить уборку платформ во время посадки и высадки пассажиров.
3.1.2. Во время управления машиной водитель должен:
а) поддерживать скорость движения машины в соответствии с требованиями ПДД, дорожных знаков и с учетом метеорологических условий;
б) наблюдать за показаниями контрольных приборов;
в) периодически проверять и принимать меры к удалению камней и других предметов, попавших между шинами колес.
3.1.3. Водитель должен эксплуатировать машину на освещенных территориях с твердым и гладким покрытием: асфальтом, бетоном, брусчаткой. При движении следует объезжать камни, бугры, выбоины и другие препятствия. При обнаружении существенных повреждений дорожного полотна, открытых колодцев следует принять меры к их ограждению или закрытию, а при невозможности выполнить это самостоятельно, немедленно сообщить об этом лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию транспортных средств.
3.1.4. Проезд через железнодорожные пути следует осуществлять по железнодорожным переездам при наличии настила на уровне головки рельса с соблюдением следующих требований безопасности:
а) на регулируемых переездах двигаться на первой передаче при устойчивых оборотах двигателя при разрешающем сигнале переездного светофора, при отсутствии угрозы со стороны железнодорожного подвижного состава;
б) при подъезде к нерегулируемому переезду следует остановить машину на расстоянии не ближе 5 м от ближайшего рельса и убедиться в том, что путь для движения свободен и нет угрозы со стороны железнодорожного подвижного состава, и после этого осуществить проезд через железнодорожные пути;
в) не допускается останавливать машину на железнодорожных путях, а также ближе 5 м от ближайшего рельса;
г) в случае непредвиденной остановки машины на железнодорожном переезде немедленно принять меры к ее эвакуации;
д) при невозможности эвакуации машины с железнодорожного переезда принять меры для оповещения машинистов поездов о создавшейся опасной ситуации в обоих направлениях, находясь от железнодорожного переезда на расстоянии не менее 1000 м (с привлечением других людей) - днем сигнал подается круговым вращением руки с каким-нибудь хорошо видимым предметом (лоскут яркой материи, шарф, шапка), а ночью с факелом или фонарем любого цвета.
Отменить сигналы оповещения об опасности необходимо только после эвакуации машины за пределы железнодорожного переезда на безопасное расстояние.
3.1.5. Водитель должен при движении соблюдать дистанцию между транспортными средствами во избежание наезда при внезапной остановке впереди едущего транспортного средства. Расстояние до едущего впереди транспортного средства должно быть не менее 10 м, а на уклонах - не менее 20 м.
3.1.6. При управлении машиной водитель должен соблюдать следующую скорость движения:
а) на пассажирских платформах - не выше 3 км/час;
б) в закрытых помещениях, переездах и уклонах - не выше 5 км/час;
в) на территории станции, вокзала - не выше 10 км/час.
3.1.7. Водитель должен включить проблесковый маячок на машине в начале работы.
Водитель должен подавать предупредительный звуковой сигнал при начале движения машины и при изменении направления движения.
Не допускается резко и круто поворачивать машину.
3.1.8. Водитель должен следить за передвижением людей при движении машины по платформам и территории станции, вокзала и принимать меры по предотвращению наездов на них. В случаях, когда есть опасность неожиданного появления людей, водитель должен подавать звуковой сигнал не ближе чем за 5 метров до опасной зоны.
3.1.9. При движении машины в зоне повышенного уровня шума необходимо подавать частые прерывистые звуковые сигналы, а при необходимости и световые сигналы.
3.1.10. Движение машины по платформам должно осуществляться не ближе 1 м от края платформы.
При выполнении разворота машины на платформе и при уборке платформы допускается приближать машину к краю платформы не ближе чем на 0,5 м.
3.1.11. Запрещается водителю во время работы на машине:
а) допускать к управлению машиной, ремонту и пуску двигателя лиц, не имеющих на это права;
б) перевозить людей на подножках машины;
в) оставлять машину под поднятым или перемещаемым грузом, в проездах общего пользования, на путях движения других транспортных средств;
г) наезжать на электрические провода и кабели.
3.1.12. При поломке или обнаружении неисправностей машины, угрожающих водителю или другим работникам, немедленно прекратить работу, машину отвести в безопасное место и сообщить об этом лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, своему непосредственному руководителю и распределителю работ.
3.1.13. Буксировку неисправной машины к месту стоянки или ремонта необходимо производить с применением штатных буксировочных средств.
3.2. Требования охраны труда при работе на универсально-уборочной машине
3.2.1. Запрещается поливать водой и моющими средствами платформу, у которой стоит электроподвижной состав с поднятыми токоприемниками.
3.2.2. Во время движения машины к месту работ навесные агрегаты, механизмы и приспособления должны быть подняты или переведены в транспортное положение, а верхний предохранительный кожух двигателя плотно закрыт.
3.2.3. Водитель должен следить, чтобы при уборке территории в зоне работы машины не было посторонних лиц.
3.2.4. Водитель должен убедиться в безопасности окружающих людей при поворотах машины или смене положения ее рабочих органов.
Необходимо соблюдать осторожность при работе в условиях плохой видимости (туман, снегопад, дождь) и при гололеде.
3.2.5. Под колеса прицепа, находящегося на стоянке, водитель должен подкладывать упоры с двух сторон.
3.2.6. Не допускается провозить работников на прицепных и навесных агрегатах, механизмах и приспособлениях, подножках машин.
3.2.7. Не допускается извлекать какие-либо предметы из-под прицепных и навесных приспособлений машины при работающем двигателе.
3.3. Требования охраны труда при работе на снегопогрузчике
3.3.1. При передвижении снегопогрузчика по территории станции и платформам его стрела и лопата должны быть переведены в транспортное положение.
3.3.2. Во избежание опрокидывания снегопогрузчика на пути его следования не должно быть поперечного уклона более 15 градусов. При крутых поворотах скорость движения должна быть не более 5 км/час.
3.3.3. Перед подъемом или опусканием лопаты и транспортера водитель должен убедиться в отсутствии вблизи этих узлов людей или посторонних предметов.
3.3.4. Перед началом погрузки снега водитель снегопогрузчика должен убедиться, что в зоне предстоящей работы на транспортере и между снегопогрузчиком и транспортным средством для погрузки снега нет людей. Лица, занятые уборкой снега, могут находиться на расстоянии не менее 3 м от лап снегопогрузчика.
3.3.5. При погрузке снега водитель должен:
а) включать механизм только при опущенной лопате;
б) постоянно следить за давлением масла в гидравлической системе, поступательной скоростью транспортера и количеством погружаемого снега.
3.3.6. Во избежание соскальзывания снегопогрузчика в сторону высота вала сгребаемого снега не должна превышать 0,5 м.
3.3.7. После остановки снегопогрузчика для очистки лопаты и транспортера от смерзшегося снега механизмы снегопогрузчика должны работать вхолостую до сброса снега с транспортера. Очистку лопат и транспортера осуществляют скребками, лопатами и другими ручными инструментами после полной остановки механизмов снегопогрузчика.
3.4. Требования охраны труда при работе на авто- и электропогрузчике
3.4.1. При движении авто- и электропогрузчика (погрузчик) его грузоподъемное устройство должно быть отклонено назад и поднято на высоту от уровня дорожного полотна не более 0,5 м.
3.4.2. Подъезд к месту погрузки-выгрузки груза следует осуществлять на первой передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.
3.4.3. Перед подъемом-опусканием груза автопогрузчик следует поставить на ручной тормоз, а электропогрузчик - на стояночный тормоз.
3.4.4. Запрещается при движении погрузчика с грузом резко тормозить, изменять наклон грузоподъемного устройства, опускать или поднимать груз.
3.4.5. Перемещение погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, необходимо производить в сопровождении сигнальщика.
3.4.6. При движении погрузчика следует учитывать расположение проводов, арок, труб и других препятствий, расположенных на высоте и которые могут являться препятствием для проезда погрузчика.
3.4.7. Груз после транспортирования необходимо укладывать на прокладки, обеспечивающие свободный выход вилочного захвата из-под груза.
3.4.8. Перед транспортировкой груза необходимо предварительно осмотреть места, откуда будет взят груз и куда он будет перемещен.
3.4.9. При необходимости отлучиться от погрузчика следует опустить грузоподъемное устройство, вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик на тормоз.
3.4.10. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость движения в этих случаях должна быть не более 3 км/ч.
3.4.11. При захвате груза вилочным захватом погрузчика необходимо обеспечить его устойчивое положение. Для этого груз на вилочном захвате во избежание возникновения опрокидывающего момента должен быть прижат к его вертикальной части. С грузом, центр тяжести которого водителю не представляется возможным определить, погрузчик должен маневрировать с предельной осторожностью, для чего необходимо:
а) установить ширину вил соответственно ширине груза;
б) подвести вилы под груз настолько глубоко, насколько возможно;
в) поднять вилы на высоту, достаточную для перемещения груза;
г) наклонить вилы назад настолько, на сколько необходимо, чтобы стабилизировать груз на вилах.
3.4.12. При движении вилочного погрузчика с грузом и без груза раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 - 300 мм от земли, а рама отклонена назад.
3.4.13. Не допускается во время работы погрузчика:
а) работать на погрузчике со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;
б) укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство погрузчика;
в) прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;
г) приближать перемещаемый груз на расстояние менее 2 м от находящихся под напряжением и неогражденных проводов или частей контактной сети;
д) поднимать и перевозить груз, масса которого не известна, поднимать зажатый и примерзший груз;
е) поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захвате погрузчика;
ж) перевозить грузы в неисправной таре, ящиках, установленных вверх дном, на боковых или торцевых стенках;
з) находиться или проезжать под поднятым грузом;
и) покидать место управления погрузчиком при поднятом грузе;
к) производить подъем и перемещение груза одной вилой вилочного погрузчика.
3.5. Требования охраны труда при работе на электрокаре и электротягаче
3.5.1. Электрокары, электротягачи (кар) могут эксплуатироваться на платформах и в других местах на территории станции, вокзала, где уклон не превышает 15 градусов. При остановке на уклоне кары должны быть заторможены ручным тормозом. Не допускается стоянка кар на уклоне более 8 градусов.
3.5.2. Водитель должен следить за правильной погрузкой и увязкой груза на каре для обеспечения устойчивости во время его транспортирования и сохранности в пути.
3.5.3. Водитель должен требовать установки предохранительных стоек и надежного крепления груза во избежание смещения груза и нарушения его устойчивости на каре. Запрещается пользоваться каром без выполнения этих требований.
3.5.4. Допускается применять электрическое торможение кара при возникшей опасности наезда на людей, транспортные средства и другие препятствия.
3.5.5. Допускается прицеплять к кару багажные или контейнерные тележки в количестве не более десяти штук.
Масса сцепленных и движущихся багажных или контейнерных тележек с грузом не должна превышать разрешенной максимальной массы для данного типа кара.
3.5.6. Перед прицепкой тележек следует проверить надежность прицепного устройства, наличие запора, исключающего самопроизвольное расцепление.
3.5.7. При работе на каре запрещается буксировка тележек неустановленного образца, затаскивание грузов и приспособлений волоком, а также буксировка тележек двумя карами.
3.5.8. Движение кара типа ЭК следует осуществлять вперед площадкой, на которой стоит водитель. Допускается маневрирование кара платформой вперед на расстояние до 10 метров для погрузки-разгрузки.
3.5.9. При необходимости переключения кара типа ЭК на обратный ход водитель должен остановить его, повернуться лицом по направлению движения, после чего дать обратный ход.
3.5.10. Высота размещения груза на платформе кара типа ЭК не должна превышать стойки контроллера. Груз не должен выступать за пределы платформы.
3.5.11. Подведение подъемной платформы кара под груз (при работе на каре с подъемной платформой) следует производить до упора, избегая при этом ударов.
3.5.12. Не допускается движение кар по платформе во время посадки и высадки пассажиров из вагонов.
3.5.13. Если водителю необходимо отлучиться от кара, следует отсоединить аккумуляторную вилку от розетки.
3.6. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте машин
3.6.1. Техническое обслуживание или ремонт машин следует производить на специально отведенных местах технического обслуживания и ремонта, оснащенных приборами, приспособлениями, инвентарем, инструментом, смотровыми ямами, эстакадами, подъемниками и другими устройствами.
3.6.2. Машина, установленная на месте технического обслуживания и ремонта, должна быть заторможена стояночным тормозом, зажигание выключено, рычаг переключения передач (контроллер) поставлен в нейтральное положение, под колеса подложены упоры (башмаки) в количестве не менее двух, на рулевое колесо вывешена табличка "Не запускать - работают люди".
3.6.3. При техническом обслуживании и ремонте машины необходимо пользоваться исправным инструментом и приспособлениями, выдаваемыми работодателем.
При работе, лежа под машиной, следует использовать лежаки, коврики или решетчатые тележки и надевать защитные очки.
При вывешивании части машины нестационарными подъемными механизмами (домкраты, тали) вначале необходимо подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить машину, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них машину.
3.6.4. Не допускается при техническом обслуживании и ремонте машины:
а) выполнять какие-либо работы на машине, вывешенной только на домкрате, тали и другом грузоподъемном механизме без установки стационарных упоров;
б) использовать вместо козелков для подставки под вывешенную машину диски колес, кирпичи и другие подручные предметы;
в) снимать и устанавливать рессоры, пружины без предварительной их разгрузки;
г) производить техническое обслуживание или ремонт машины при работающем двигателе (за исключением отдельных видов работ);
д) оставлять инструмент и детали на краю смотровой ямы;
е) работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
ж) использовать лом, монтажную лопатку и другие предметы для облегчения проворачивания карданного вала;
з) использовать при уборке рабочего места струю сжатого воздуха;
и) промывать агрегаты и детали бензином, легковоспламеняющимися жидкостями;
к) хранить горючие материалы, кислоты, краски и другие легковоспламеняющиеся жидкости на рабочем месте в количествах, превышающих их сменную потребность.
3.6.5. Рабочее место, проходы и выходы из помещений не должны быть загромождены материалами, деталями и агрегатами, оборудованием, стеллажами.
Использованный обтирочный материал и ветошь следует убирать в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой и удалять из помещения по окончании смены в установленное место сбора для утилизации.
3.6.6. Разлитое топливо, масло следует засыпать опилками, песком, которые после впитывания жидкости необходимо собрать в металлические ящики, установленные вне производственного помещения.
3.6.7. При техническом обслуживании и ремонте машины следует пользоваться исправным переносным светильником с предохранительной сеткой напряжением не выше 42 В, а в смотровой яме - не выше 12 В.
3.6.8. Транспортировку вышедшей из строя машины в гараж следует производить буксировкой тягачом. Запрещается подталкивать машину другим транспортным средством.
3.6.9. При буксировке машины необходимо применять специальное буксирное приспособление, имеющее бирку о проведении испытаний.
При буксировке на гибкой сцепке необходимо обеспечивать расстояние между буксирующей и буксируемой машиной от 4 до 6 м, а на жесткой сцепке - не более 4 м.
3.6.10. При осмотрах, наладочных, регулировочных и ремонтных операциях запрещается посторонним лицам находиться вблизи рычагов и рукояток управления рабочими органами машины, оборудования и трогать эти рычаги и рукоятки.
3.6.11. Для подъема рабочих органов машины при ремонте необходимо использовать исправные и испытанные подъемные средства (краны, тали, домкраты).
3.6.12. Для разборки и монтажа узлов и навесных приспособлений машины необходимо применять специальные приспособления или съемники.
Запрещается находиться под снимаемыми или устанавливаемыми узлами машины.
3.6.13. Агрегаты, узлы и колеса машины массой более 15 кг необходимо перемещать подъемно-транспортным оборудованием и средствами малой механизации.
3.6.14. Перед разборкой гидравлической системы и системы смазки машины необходимо слить рабочую жидкость и масло в специальные емкости.
3.6.15. При переноске вручную аккумуляторных батарей необходимо использовать носилки.
3.6.16. Запрещается подтягивать соединения, муфты на трубопроводах, находящихся под давлением (жидкости, масла, топлива, воздуха).
3.6.17. Снимать пробку заливного отверстия радиатора охлаждающей жидкости горячего двигателя необходимо в рукавицах. Доливать охлаждающую жидкость в радиатор следует при остановленном двигателе.
Запрещается доливать охлаждающую жидкость в радиатор перегретого двигателя и наклоняться над заливным отверстием.
3.6.18. При заправке и продувке топливопроводов двигателя следует пользоваться насосом и применять заземляющее устройство.
3.6.19. Перед запуском двигателя необходимо убедиться в том, что все механизмы привода управления гидросистемой установлены в нейтральное (выключенное) положение.
Запрещается запуск и работа двигателя внутреннего сгорания в закрытых помещениях.
3.6.20. Запрещается при осмотре узлов ремонтируемой машины находиться под ней при работающем двигателе.
3.6.21. Требования при шиномонтажных работах:
а) перед снятием колеса поднять автомобиль подъемником или другим подъемным механизмом;
б) под поднятый автомобиль установить специальные подставки (козелки);
в) при поднятии только одного колеса, под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки);
г) при снятии колеса необходимо применять алюминиевую кувалду во избежание порчи деталей колеса, шины и откалывания мелких металлических частей;
д) работу по снятию шин с диска производить на специально оборудованном месте с использованием предохранительных приспособлений и специального инструмента, предназначенного для данного типа колеса;
е) снятие шин с диска колеса производить после сброса давления воздуха в камере шины;
ж) перед монтажом камеры, покрышки и колеса необходимо очистить от грязи и промыть их с использованием водителем СИЗ;
з) при осмотре внутренней поверхности покрышки между бортом с внутренней стороной и закраиной обода необходимо поставить распорки;
и) обнаруженные во внутренней поверхности покрышки посторонние предметы (гвозди, стекло, куски проволоки) необходимо удалять специальным инструментом и приспособлениями.
Запрещается производить ощупывание внутренней поверхности покрышки руками без применения СИЗ;
к) накачивание шин воздухом необходимо производить от пневмосети стационарного компрессора или баллона со сжатым воздухом с редуктором, на специально оборудованном рабочем месте с ограждением (клетью) или отражающим приспособлением (вилкой);
л) перед накачиванием шины воздухом необходимо проверить крепление шланга на вентиле пневматической камеры;
м) необходимо осмотреть запорное кольцо, которое полностью должно лежать в замковом пазу диска;
н) при накачивании шины необходимо:
1) пользоваться удлиненным 2-метровым шлангом с манометром и стоять в стороне от шины;
2) следить за давлением воздуха в колесе по манометру - накачивание шин производится до давления, установленного правилами эксплуатации данного типа шин;
о) установить колпачок на вентиль после накачивания шины;
п) проверить давление воздуха в шине, только после ее остывания до температуры окружающей среды.
Запрещается при накачивании стучать по шине, дискам, запорному кольцу.
Допускается исправлять положение шины на диске постукиванием только после прекращения подачи воздуха.
Допускается подкачивать шину без снятия колеса с машины и его разборки, если давление воздуха в шине снизилось не более чем на 40% от нормального, и есть уверенность, что уменьшение давления не нарушило правильность сборки деталей колеса.
3.6.23. При обнаружении неисправности вентиля камеры колеса, баллона со сжатым воздухом, редуктора, инструмента или приспособлений необходимо прекратить работу и принять меры для устранения неисправности.
3.6.24. Шины в сборе до и после ремонта необходимо устанавливать в вертикальном положении в специально отведенном месте.
3.6.25. Мойку машины производить на специально отведенной площадке оборудованной подводом воды и сжатого воздуха, емкостью для моющей жидкости, скребками, щетками и другими приспособлениями.
3.6.26. Проверку тормозов машины на ходу следует проводить на площадке, достаточной по размерам, без препятствий для исключения возможного наезда на них в случае неисправности тормозов.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Действия водителя при возникновении аварий и аварийных ситуаций
4.1.1. Аварии и аварийные ситуации при работе на машине:
а) столкновение с другим транспортным средством;
б) наезд на людей;
в) опрокидывание машины;
г) съезд машины с высокой платформы;
д) возгорание машины;
е) отказ тормозов;
ж) отказ рулевого управления;
з) прокол колеса;
и) отказ стеклоочистителя (дворника);
к) обрыв прицепных и навесных агрегатов, механизмов.
4.1.2. Водитель при возникновении аварийной ситуации должен прекратить работу, остановить машину, заглушить двигатель, затормозить колеса и поставить в известность своего непосредственного руководителя;
4.1.3. Водитель при возникновении возгорания машины должен немедленно сообщить в пожарную охрану лично или через находящихся рядом людей, эвакуировать людей от машины и приступить к тушению пожара, используя первичные средства пожаротушения.
4.1.4. Водитель при тушении машины должен применять углекислотные и порошковые огнетушители.
Не допускается при пользовании углекислотными или порошковыми огнетушителям направлять струю углекислоты или порошка в сторону людей.
При попадании углекислоты на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.
Не допускается при тушении углекислотными огнетушителями браться незащищенной рукой за раструб и подносить раструб ближе 2 м к необесточенным электроустановкам машины и пламени.
Не допускается при тушении порошковыми огнетушителями подносить пистолет-распылитель ближе 1 м к пламени.
Не допускается тушить горящие объекты, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, без сообщения ответственного лица энергетической службы о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
Допускается тушение горящих объектов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, без снятия с него напряжения. При тушении необходимо следить, чтобы струя из огнетушителя не касалась контактной сети, находящейся под напряжением.
4.1.5. Для тушения воспламенившегося топлива водитель должен применять пенные огнетушители или засыпать огонь землей или песком, прикрывать пламя брезентом или кошмой.
Запрещается при воспламенении топлива тушить огонь водой.
При тушении пламени песком, землей нельзя поднимать совок или лопату на уровень глаз во избежание попадания песка, земли в глаза.
При накрывании пламени кошмой необходимо следить, чтобы огонь из-под нее не попал на тушащего человека.
4.1.6. Запрещается при обнаружении посторонних подозрительных предметов в машине или рядом с ней осуществлять какие-либо действия с ними. Необходимо изолировать доступ к ним людей и немедленно сообщить об этом работникам правоохранительных органов.
4.2. Действия водителя по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах
4.2.1. Электрические травмы
При поражении электрическим током необходимо быстро освободить пострадавшего от действия электрического тока (сбить электрический провод с пострадавшего диэлектрическим предметом или отключить электроустановку выключателем, рубильником, другим отключающим аппаратом или снять предохранитель, разъем штепсельного соединения или перерубить провод). При выполнении вышеуказанных действий оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без соответствующих мер предосторожности. Он должен следить за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением при контакте с токоведущей частью или находясь в зоне растекания тока замыкания на землю.
При поражении током высокого напряжения или молнией к пострадавшему, в случае отсутствия дыхания, надо немедленно применить искусственное дыхание с чередованием массажа сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делается до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание пострадавшего или до прибытия врача.
После того, как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку, и независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, направить его в лечебное учреждение. При этом принять меры по предотвращению получения пострадавшим возможных механических повреждений (ушибов, переломов).
4.2.2. Механические травмы
При получении механической травмы у пострадавшего необходимо остановить кровотечение.
При венозном кровотечении кровь темная, вытекает сплошной струей. Способ остановки - давящая повязка в области ранения, придание пострадавшей части тела возвышенного положения.
При артериальном кровотечении кровь алая, вытекает быстро пульсирующей или фонтанирующей струей. Способ остановки кровотечения - наложение жгута (закрутки) или фиксации конечности после сгибания ее в суставе.
Жгут на конечности накладывают выше места ранения, обводя его вокруг поднятой кверху конечности, предварительно обернутой какой-либо мягкой тканью, и связывают узлом на наружной стороне конечности. После этого первый виток жгута необходимо прижать пальцами и убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывают с меньшим усилием.
При наложении жгута (закрутки) под него обязательно следует положить записку с указанием времени его наложения. Жгут может находиться на пострадавшем не более одного часа.
При переломах, вывихах необходимо наложить на поврежденную часть тела шину (стандартную или изготовленную из подручных средств) и бинтом зафиксировать ее так, чтобы обеспечить неподвижность поврежденного участка тела.
При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану. Шину располагают так, чтобы она не ложилась поверх раны и не давила на выступающую кость.
При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс.
Не допускается самим предпринимать какие-либо попытки вправления травмированной конечности.
При всех видах механических травм пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.
4.2.3. Термические ожоги
При ожогах первой степени наблюдается только покраснение и небольшой отек кожи. При ожогах второй степени образуются пузыри, наполненные жидкостью. При тяжелых ожогах происходит обугливание (некроз) тканей.
При всех видах ожогов необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку и отправить пострадавшего в лечебное учреждение.
Запрещается смазывать обожженное место жиром или мазями, вскрывать пузыри, отрывать пригоревшие к коже части одежды. Пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство, обильное питье, согреть его.
4.2.4. Ожоги кислотами и щелочами
При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть водой с добавленными в нее щелочами: содой, мелом, зубным порошком, магнезией. При отсутствии щелочей можно обильно поливать обожженный участок тела чистой водой.
При ожогах едкими щелочами следует обмыть обожженный участок тела водой, подкисленной борной кислотой (уксусом или лимонной кислотой) или чистой водой.
4.2.5. Отравления
При отравлении газами (угарным, углекислым) пострадавшего необходимо переместить из помещения на свежий воздух или обеспечить приток свежего воздуха в помещение.
При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к проведению искусственного дыхания и массажу сердца, а затем отправить пострадавшего в лечебное учреждение.
4.2.6. Травмы глаз
При ранениях глаза острыми, режущими или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.
Не рекомендуется вынимать из глаза попавшие в него предметы, чтобы еще больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.
Промыть глаза слабой струей проточной воды при попадании в них пыли или порошкообразного вещества.
При ожогах химическими веществами необходимо открыть веки и обильно промыть глаза слабой струей проточной воды (в течение 10 - 15 минут), после чего пострадавшего отправить в лечебное учреждение.
При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не рекомендуется. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в лечебное учреждение.
4.2.7. Обморожения
При легком обморожении необходимо растереть обмороженное место чистой суконкой или варежкой. Обмороженное место нельзя растирать снегом. Когда кожа покраснеет и появится чувствительность, наложить стерильную повязку.
Если при обморожении появились пузыри, необходимо перевязать обмороженное место сухим стерильным материалом. Нельзя вскрывать и прокалывать пузыри.
При общем замерзании необходимо переместить пострадавшего в теплое помещение, раздеть и растереть чистыми сухими суконками или варежками до тех пор, пока покраснеет кожа, и мышцы станут мягкими. Если пострадавший не дышит, надо немедленно применить искусственное дыхание и одновременно массаж сердца. Искусственное дыхание и массаж сердца делается до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание у пострадавшего или до прибытия врача. Когда пострадавший придет в сознание, его надо тепло укрыть и напоить теплым чаем или кофе. После этого пострадавшего следует направить в лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Водитель должен по возвращении с линии произвести осмотр машины, очистить ее от пыли и грязи.
5.2. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью) во избежание ожогов, не допуская интенсивного выхода пара в сторону водителя.
Допускается доливать охлаждающую жидкость в радиатор при остановленном двигателе или работающем на малых оборотах.
5.3. По окончании технического обслуживания или ремонта машины водитель должен привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления. Если машина остается на козлах, проверить надежность их установки.
5.4. Водитель должен сдать ключи от замка зажигания или от электрического замка в установленном порядке.
5.5. Водитель должен снять спецодежду и другие СИЗ и убрать их в гардеробный шкаф раздевалки.
Водитель должен сдавать загрязненную и неисправную спецодежду в стирку, химчистку или ремонт.
5.6. Водитель должен при загрязнении частей тела или смачивания одежды нефтепродуктами принять теплый душ с мылом.
Для поддержания кожных покровов в хорошем состоянии после работы необходимо использовать смывающие и (или) обезвреживающие средства согласно приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н.
5.7. Водитель должен доложить об обнаруженных неисправностях и поломках машины лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, и при необходимости, по его указанию отправить машину в ремонт.