Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минкультуры России от 27.04.2018 N 603 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 апреля 2018 г. N 603

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ

В соответствии с пунктом 4 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 137; 2014, N 19, ст. 2470; 2015, N 18, ст. 2768) приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н.А. Малакова.

Врио Министра

В.В.АРИСТАРХОВ

Приложение

к приказу Министерства культуры

Российской Федерации

от 27 апреля 2018 г. N 603

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по формированию штатной численности работников организаций исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 804 в целях реализации пункта 4 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р, с учетом Методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 N 235 (далее - приказ Минтруда России N 235), и Методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 (далее - приказ Минтруда России N 504), а также руководствуясь Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) организациям исполнительских искусств (далее - Организация) в установлении необходимой штатной численности персонала, позволяющей оказать заданное (определенное) количество услуг (объем работ), при типовых организационно-технических условиях деятельности Организаций с учетом отраслевой специфики при введении типовых отраслевых норм труда.

2. В целях формирования штатной численности Организации в Методических рекомендациях используются следующие определения и понятия:

нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда <1>;

--------------------------------

<1> 160 и 161 Трудового кодекса Российской Федерации.

типовая (отраслевая) норма времени - затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации;

типовая (отраслевая) нормы обслуживания (выработки) - количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и другие), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени;

типовая (отраслевая) норма численности - установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в Организации;

основной персонал государственного (муниципального) учреждения - работники учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители.

Перечни должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждены приказом Минкультуры России от 05.05.2014 N 763;

административно-управленческий персонал государственного (муниципального) учреждения культуры - работники учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Примерный перечень должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации, утвержден приказом Минкультуры России от 08.04.2013 N 325;

вспомогательный персонал государственного (муниципального) учреждения - работники учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.

Примерный перечень должностей, отнесенных к категории вспомогательного персонала организаций, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, утвержден приказом Минкультуры России от 25.09.2014 N 1668.

3. Ответственность за состояние нормирования труда в Организации несет работодатель.

Организация работы, связанной с нормированием труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, может осуществляться как непосредственно руководителем Организации, так и заместителем руководителя на основании поручения руководителя в установленном порядке.

С учетом численности работников и специфики деятельности Организации для формирования или пересмотра штатной численности работников, а также для выполнения работ, связанных с нормированием труда, рекомендуется создать службу по нормированию труда (назначить ответственных лиц). Выполнение работ, связанных с нормированием труда, может быть возложено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности Организации, организации труда и заработной платы.

4. При расчете норм труда и штатной численности в Организации используются:

- типовые отраслевые нормы труда;

- типовые межотраслевые нормы труда;

- типовые профессиональные и иные нормы труда с учетом специфики конкретной Организации.

При этом рекомендуется учитывать все факторы, влияющие на величину затрат труда и условия выполнения работ:

технические - параметры технологического процесса, оборудования, приспособлений, требования к качеству продукции, услуг;

организационные - характеристики организации трудовых процессов, в том числе организации рабочих мест, систем и видов обслуживания, методов и приемов труда;

санитарно-гигиенические - характеристики производственной среды (освещенность рабочих мест, температура воздуха, шум, вибрация и другие);

психофизиологические - показатели, характеризующие влияние трудовых процессов на организм работника (затраты физической и умственной энергии, степень утомления и так далее);

социальные - характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала, отношения к труду и другие (потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины, временной нетрудоспособности, текучести кадров и другое);

правовые - продолжительность рабочего времени, формы организации труда, условия выполнения работ и иные, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации;

структурные, экономические и другие факторы.

5. Продолжительность рабочего времени работников устанавливается трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, правилами внутреннего трудового распорядка Организации.

II. Формирование штатной численности организаций

исполнительских искусств с учетом отраслевой специфики

6. Определение штатной численности Организации осуществляется на основе типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств, утверждаемых соответствующим приказом Минкультуры России.

7. Формирование штатной численности Организации рекомендуется проводить применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения по следующим категориям персонала:

основной;

административно-управленческий;

вспомогательный.

8. При расчете численности персонала рекомендуется определять трудозатраты по видам норм, которые представлены в типовых, отраслевых, межотраслевых и иных сборниках норм труда.

9. При отличии организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в типовых сборниках норм труда, Организация вносит изменения в показатели норм труда.

10. При отсутствии показателей норм труда на работы, которые выполняются в Организации, в типовых сборниках по ним разрабатываются локальные (местные) нормы труда.

11. Штатная численность работников, относимых к основному персоналу Организации (по должности, профессии), рассчитывается на основе типовых отраслевых норм труда с учетом плановых невыходов, устанавливаемых по данным бухгалтерского учета:

Чш = Чн · Кн (1), где:

Чш - штатная численность персонала Организации, в штатных единицах;

Чн - нормативная численность основного персонала по видам работ, в штатных единицах;

Кн - плановый коэффициент невыходов (отпуска, временная нетрудоспособность и т.д.), определяемый как:

.

12. Нормативная численность работников, относимых к основному персоналу Организации, определяется с учетом специфики деятельности на основе норм времени по видам работ, норм обслуживания (выработки) и норм численности.

Нормативная численность работников, определяемая с учетом типовых показателей норм времени по видам работ, выполняемых в Организации, рассчитывается по следующей формуле:

Чн = Тобщ / Фрв (2), где:

Чн - нормативная численность основного персонала по видам работ, в штатных единицах;

Тобщ. - общие трудозатраты на объем работ планируемого периода, в человеко-часах;

Фрв - фонд рабочего времени на планируемый период, в часах.

Общие трудозатраты на оказание услуг Организацией определяются по следующей формуле:

(3), где:

Нврi - показатель типовой нормы времени на i-й вид работ, в часах;

Оi - плановый объем выполнения i-го вида работ за регламентированный период времени, в условных единицах.

Нормативная численность работников (по должности, профессии), определяемая на основе типовых норм обслуживания (выработки), рассчитывается по следующей формуле:

(4), где:

Чн - нормативная численность основного персонала по видам работ, в штатных единицах;

Оi - показатель планового объема i-го вида работ на год, в условных единицах;

Нвырi - норма обслуживания (выработки) i-го вида работ за год, в условных единицах.

13. При определении расчетного количества ставок (штатной численности работников учреждения) используется следующий принцип округления ставок:

Диапазон расчетных ставок

Округление для штатного расписания

менее 0,13

отбрасывается

0,13 - 0,37

0,25 ставки

0,38 - 0,62

0,5 ставки

0,63 - 0,87

0,75 ставки

Более 0,87

1,0 ставка

14. Формирование штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персоналов производится на основе типовых межотраслевых норм труда, утверждаемых Минтрудом России.

15. Формирование штатной численности персонала с учетом введения в действие норм труда осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказом Минтруда России N 504 и мнения представительного органа работников.

III. Пересмотр штатной численности работников на основе

пересмотра и внесения изменений в типовые отраслевые нормы

труда на работы, выполняемые в организациях

исполнительских искусств

16. Пересмотр штатной численности работников Организации осуществляется на основе результатов изменений типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств.

17. Пересмотр типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств, на уровне Организации рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения и введения в действие, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

18. Внесение изменений в типовые отраслевые нормы труда осуществляется при следующих условиях:

отличие организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в типовых сборниках норм труда;

отсутствие показателей норм труда на работы, которые выполняются в Организации (при изменении регламентов и стандартов оказания услуг, выполнения работ).

19. В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотографии рабочего времени и хронометража), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.

20. Проведение работ по пересмотру норм труда рекомендуется осуществлять по следующему плану <2>:

--------------------------------

<2> Приказ Минтруда России N 235.

определение работ, по которым условия выполнения отличаются от типовых;

выбор рабочих мест для проведения исследований;

проведение исследований на выбранных рабочих местах;

обработка результатов исследований;

расчет показателей норм труда по результатам исследований;

внесение изменений в типовые нормы труда по результатам расчета.