Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Генпрокуратуры России от 05.11.2015 N 619 "Об утверждении Типового положения о психологе органа прокуратуры Российской Федерации"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 ноября 2015 г. N 619

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГЕ ОРГАНА

ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить Типовое положение о психологе органа прокуратуры Российской Федерации.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур привести организационно-распорядительные документы, должностные регламенты психологов, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, в соответствие с настоящим Типовым положением.

3. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору с учетом настоящего Типового положения и особенностей прохождения службы в органах военной прокуратуры определить полномочия и порядок работы психологов органов военной прокуратуры.

4. Признать утратившей силу Должностную инструкцию психолога кадровых служб органов прокуратуры Российской Федерации, утвержденную заместителем Генерального прокурора Российской Федерации 29.07.1998.

5. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений, отделов (на правах управлений), прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Ю.Я.ЧАЙКА

Утверждено

приказом

Генерального прокурора

Российской Федерации

от 5 ноября 2015 г. N 619

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГЕ ОРГАНА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое положение определяет полномочия и порядок работы психолога органа прокуратуры Российской Федерации (далее - психолог).

1.2. Психолог - прокурорский работник или федеральный государственный гражданский служащий, осуществляющий психологическое сопровождение служебной деятельности и психологическое обеспечение работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - психологическая работа).

1.3. Должности прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих психологическую работу, устанавливаются в кадровых подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур (далее - прокуратуры субъектов Российской Федерации). В прокуратурах субъектов Российской Федерации, в которых кадровые подразделения отсутствуют, лица, осуществляющие психологическую работу, замещают должности помощников прокуроров по кадрам (помощников прокуроров по вопросам государственной службы и кадров) и федеральных государственных гражданских служащих, устанавливаемые в аппаратах прокуратур.

Указанные должности замещаются лицами, имеющими высшее психологическое образование, опыт практической работы в данной области, как правило, не менее 3 лет (в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - не менее 5 лет). Лица, назначаемые на должности прокурорских работников, должны также иметь высшее юридическое образование.

Психологическая работа в прокуратурах городов, районов, других территориальных приравненных к ним специализированных прокуратурах осуществляется психологами прокуратур субъектов Российской Федерации по запросам прокуроров городов, районов, других территориальных приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур (далее - прокуроры районного звена).

1.4. В своей деятельности психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.5. Методическое обеспечение психологической работы в органах прокуратуры Российской Федерации осуществляется Главным управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Главное управление кадров).

Психолог использует психологические методики, рекомендованные Главным управлением кадров или согласованные с ним.

1.6. Повышение квалификации психологов органов прокуратуры Российской Федерации организуется в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.7. Психолог несет ответственность за:

осуществление психологической работы в соответствии с возложенными на него обязанностями;

правильное применение психологических методик;

объективность данных им психологических заключений, предложений, выводов и рекомендаций.

2. Функции психолога

2.1. Психолог осуществляет следующие функции:

профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в органы прокуратуры и обучение в государственные образовательные организации;

психологическое обследование по решению прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора специализированной прокуратуры (далее - прокурор субъекта Российской Федерации), прокурорских работников, зачисляемых в кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности, формируемый в прокуратурах субъектов Российской Федерации;

изучение индивидуально-психологических особенностей и оценка морально-психологического состояния прокурорских работников, организация индивидуальной психологической работы с ними в период первичной адаптации и на протяжении дальнейшей службы, выработка психологически обоснованных рекомендаций;

изучение морально-психологического климата в коллективах органов прокуратуры и выработка рекомендаций по его улучшению, изучение и прогнозирование развития социально-психологических процессов в коллективах органов прокуратуры;

психологическая подготовка прокурорских работников в целях достижения ими психологической устойчивости, приобретения способности выдерживать высокие психологические нагрузки, формирования морально-психологической готовности к эффективной деятельности в повседневных и экстремальных условиях;

психологическая профилактика коррупционных и иных правонарушений, несоблюдения служебной дисциплины в органах прокуратуры, формирование у работников органов прокуратуры идеологии неприятия коррупционных и иных правонарушений;

организация психологической помощи работникам органов прокуратуры, пенсионерам прокуратуры и при необходимости членам их семей.

2.2. Психологи, замещающие должности прокурорских работников, в соответствии с организационно-распорядительными документами органов прокуратуры Российской Федерации или по поручениям руководителей, заместителей руководителей органов прокуратуры, курирующих работу с кадрами, руководителей кадровых подразделений органов прокуратуры, в которых психологи проходят федеральную государственную службу, осуществляют также иные отдельные функции кадровых подразделений.

3. Обязанности психолога

3.1. Психолог обязан:

прогнозировать уровень психической напряженности у прокурорских работников в ходе осуществления служебной деятельности, а также определять объем необходимой им психологической помощи;

представлять руководителю, заместителю руководителя органа прокуратуры, курирующему работу с кадрами, руководителю кадрового подразделения органа прокуратуры, в котором психолог проходит федеральную государственную службу, необходимые для выполнения их служебных обязанностей выводы и информацию по результатам изучения индивидуально-психологических особенностей и морально-психологического состояния прокурорских работников, морально-психологического климата и социально-психологических процессов в коллективах; представлять указанную информацию руководителям иных структурных подразделений органа прокуратуры, прокурорам районного звена, по запросам которых проводилось изучение;

вырабатывать по поручениям руководителя, заместителя руководителя органа прокуратуры, курирующего работу с кадрами, руководителя кадрового подразделения органа прокуратуры, в котором психолог проходит федеральную государственную службу, по запросам руководителей иных структурных подразделений органа прокуратуры, прокуроров районного звена психологически обоснованные рекомендации по расстановке кадров, осуществлению воспитательной работы, поддержанию надлежащего морально-психологического состояния кадрового состава, предупреждению психологической перегрузки прокурорских работников, улучшению морально-психологического климата в коллективах органов прокуратуры, формированию благоприятных межличностных отношений, предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в коллективах и у прокурорских работников;

осуществлять при необходимости мероприятия по психологической разгрузке прокурорских работников;

проводить психологический анализ конфликтных ситуаций, возникающих в служебной деятельности прокурорских работников, психологических причин текучести кадров, вырабатывать рекомендации по их предотвращению, урегулированию конфликтных ситуаций;

планировать, организовывать и проводить лекции и практические занятия по актуальной психологической проблематике для различных категорий прокурорских работников в целях их обучения специальным знаниям, направленным на поддержание психологической устойчивости, формирование способностей преодолевать усталость, противодействовать негативному психологическому воздействию при осуществлении служебной деятельности, в том числе приемам саморегуляции психического состояния, способам защиты при психологическом давлении;

обеспечивать обратившихся работников органов прокуратуры, пенсионеров прокуратуры квалифицированной психологической помощью;

при необходимости инструктировать и обучать ближайшее социальное окружение лица, которому оказывается психологическая помощь, правилам поведения с ним, способам и формам оказания психологической поддержки;

выполнять в соответствии с компетенцией и по поручениям руководителя, заместителя руководителя органа прокуратуры, курирующего работу с кадрами, руководителя кадрового подразделения органа прокуратуры, в котором психолог проходит федеральную государственную службу, иные обязанности.

3.2. Психологи прокуратур субъектов Российской Федерации по поручениям прокуроров субъектов Российской Федерации участвуют в соответствии с учебными планами в проведении занятий со студентами филиалов Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институтов прокуратуры государственных образовательных организаций, со слушателями, осуществляющими повышение квалификации или переподготовку в филиалах Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, со слушателями научно-методических отделов - межрегиональных центров профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих.

4. Права психолога

Психолог вправе:

запрашивать и получать в органах прокуратуры и их структурных подразделениях необходимые для осуществления функций и выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением, документы, информацию, копии материалов личных дел прокурорских работников;

самостоятельно определять психологические методики из числа рекомендованных Главным управлением кадров или согласованных с ним, подлежащие применению для проведения психологического обследования или иного мероприятия психологической работы;

иметь изолированное, специально оборудованное рабочее место;

проходить в установленном порядке повышение квалификации, совершенствовать свой профессиональный уровень в иных формах;

взаимодействовать с научными и образовательными организациями системы прокуратуры, иными научными и образовательными организациями с целью использования современных достижений в области психологии;

участвовать в научно-исследовательских мероприятиях по проблемам психологической работы в органах прокуратуры.

5. Организация работы психолога

5.1. Работа психолога осуществляется на плановой основе, а также по поручениям руководителя, заместителя руководителя органа прокуратуры, курирующего работу с кадрами, руководителя кадрового подразделения органа прокуратуры, в котором психолог проходит федеральную государственную службу, по запросам руководителей иных структурных подразделений органа прокуратуры, прокуроров районного звена или при обращении к психологу за психологической помощью работников органов прокуратуры, пенсионеров прокуратуры.

Мероприятия, подлежащие реализации психологом, включаются в планы работы кадрового подразделения органа прокуратуры.

5.2. Профессиональный психологический отбор организуется и проводится психологом в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.09.2014 N 493 "О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры и целевое обучение в государственные образовательные организации". По его результатам составляется заключение о профессиональной пригодности кандидата.

Психологическое обследование прокурорских работников, зачисляемых в кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности, формируемый в прокуратурах субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению прокурора субъекта Российской Федерации и проводится психологом прокуратуры субъекта Российской Федерации. По результатам психологического обследования психологом составляется заключение о пригодности к замещению руководящей должности.

5.3. Психолог изучает индивидуально-психологические особенности и оценивает морально-психологическое состояние, проводит индивидуальную психологическую работу в отношении прокурорских работников:

отличающихся признаками эмоциональной неустойчивости, трудностями адаптации, выявленными на этапе профессионального психологического отбора на службу в органы прокуратуры;

направленных руководителем, заместителем руководителя органа прокуратуры, курирующим работу с кадрами, руководителем кадрового подразделения органа прокуратуры, в котором психолог проходит федеральную государственную службу, в том числе в связи с обращениями руководителей структурных подразделений органа прокуратуры, прокуроров районного звена;

самостоятельно обратившихся за психологической помощью.

Изучение индивидуально-психологических особенностей и оценка морально-психологического состояния прокурорских работников осуществляются психологом с использованием методов анализа документов, анкетирования, индивидуальной беседы, психологического тестирования, наблюдения, сравнения независимых характеристик, биографического метода.

5.4. Изучение морально-психологического климата, социально-психологических процессов в коллективах органов прокуратуры проводится при наличии напряженности во взаимоотношениях членов коллективов, межличностных конфликтов на плановой основе или по поручениям руководителя, заместителя руководителя органа прокуратуры, курирующего работу с кадрами, руководителя кадрового подразделения органа прокуратуры, в котором психолог проходит федеральную государственную службу, а также по запросам руководителей иных структурных подразделений органа прокуратуры, прокуроров районного звена и включает в себя оценку уровня развития коллектива и его структуры, характера межличностных отношений, психологической совместимости и сплоченности работников, уровня их удовлетворенности пребыванием в коллективе.

Результаты изучения представляются руководителю, заместителю руководителя органа прокуратуры, руководителю структурного подразделения органа прокуратуры, прокурору районного звена в виде справки, в которой указываются: наименование подразделения, основные вопросы, подлежавшие изучению, описание выявленных проблем, выводы и предложения. Содержание индивидуальных ответов обследуемых на конкретные вопросы не разглашается.

5.5. Мероприятия по психологической подготовке прокурорских работников проводятся на плановой основе или по поручениям руководителя, заместителя руководителя органа прокуратуры, курирующего работу с кадрами, руководителя кадрового подразделения органа прокуратуры, в котором психолог проходит федеральную государственную службу, по запросам руководителей иных структурных подразделений органа прокуратуры, прокуроров районного звена. Обучение специальным психологическим знаниям, в том числе приемам саморегуляции психического состояния, способам защиты при психологическом давлении, осуществляется также в ходе проведения психологом индивидуальной психологической работы, оказания психологической помощи самостоятельно обратившимся к нему лицам.

5.6. Психологическая профилактика коррупционных и иных правонарушений, несоблюдения служебной дисциплины в органах прокуратуры, формирование у работников органов прокуратуры идеологии неприятия коррупционных и иных правонарушений осуществляются путем реализации комплекса следующих мероприятий:

анализ социально-психологических причин и условий, способствующих возникновению коррупционных проявлений, нарушению дисциплинарных норм, и выработка мер по их устранению;

изучение коллективов, выделяющихся устойчивым состоянием дисциплины, а также традиций, стабилизирующих состояние дисциплины, внедрение положительного опыта в практику органов прокуратуры;

распространение передовых форм и методов работы руководителей органов прокуратуры и структурных подразделений органов прокуратуры по предотвращению коррупционных проявлений, укреплению дисциплины;

изучение индивидуально-психологических особенностей работников органов прокуратуры с целью своевременного выявления лиц, склонных к коррупционным и иным правонарушениям, нарушениям служебной дисциплины;

выработка психологически обоснованных рекомендаций по воспитанию указанных работников органов прокуратуры, по формированию идеологии неприятия коррупционных и иных правонарушений;

оказание психологической поддержки лицам, имеющим признаки затрудненной адаптации к службе в органах прокуратуры.

Организация работы психолога по психологической профилактике коррупционных и иных правонарушений, несоблюдения служебной дисциплины, формированию идеологии неприятия коррупционных и иных правонарушений осуществляется в зависимости от вида мероприятия психологической работы в соответствии с пунктами 5.3 - 5.5 настоящего Типового положения.

5.7. Психологическая помощь работникам органов прокуратуры, пенсионерам прокуратуры и при необходимости членам их семей оказывается психологом при их непосредственном обращении.

5.8. Психологическое обследование лица, изучение индивидуально-психологических особенностей и оценка морально-психологического состояния прокурорского работника, проведение индивидуальной психологической работы осуществляются при условии его добровольного согласия. Психолог обязан разъяснить порядок использования полученных результатов, указать круг лиц, которым предоставляются результаты.

Психолог обязан прекратить обследование, индивидуальную работу с лицом при его отказе, проинформировав об этом руководителя, заместителя руководителя органа прокуратуры или руководителя структурного подразделения органа прокуратуры, по направлению, поручению или запросу которого проводилась соответствующая психологическая работа.