Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 (ред. от 01.07.1991) "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 1986 г. N 1115

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ

ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ

ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

(в ред. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР

от 09.12.87 N 1405; Постановления Кабинета Министров СССР

от 01.07.91 N 432)

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов отмечают, что реализация задач, поставленных XXVII съездом КПСС по ускорению социально - экономического развития страны, повышению эффективности производства, укреплению социальной справедливости, требует существенного улучшения всей системы материального стимулирования, наведения должного порядка в этом важном деле.

В промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, сельском хозяйстве накоплен определенный положительный опыт стимулирования высокопроизводительного труда, применения прогрессивных форм индивидуальной и коллективной заинтересованности в высоких трудовых достижениях.

Однако действующая система заработной платы во многих отраслях народного хозяйства не отвечает требованиям ускорения научно - технического прогресса, перехода на интенсивные методы хозяйствования, повышения качества продукции и не соответствует современному уровню организации производства и труда. Недостаточно поощряется выполнение сложных и ответственных работ, неоправданно уменьшились различия в оплате труда рабочих и специалистов в зависимости от их квалификации и эффективности работы. Значительное распространение получили выплаты различного рода незаработанных денег и приписки. Система организации и оплаты труда слабо стимулирует выпуск высококачественной продукции.

Применяемые тарифные ставки и должностные оклады существенно устарели. Доля тарифа в заработной плате рабочих составляет в ряде отраслей менее 50 процентов. Премии, надбавки и доплаты во многом утратили стимулирующую роль. Крупные недостатки сохраняются в нормировании труда, работа по его улучшению ведется крайне медленно и не дает необходимых экономических результатов. Привлечение и закрепление кадров на производстве зачастую осуществляются путем завышения оплаты труда и необоснованного предоставления льгот и преимуществ. Заработная плата регулируется множеством нормативных актов, инструкций и положений, слабо увязанных между собой и сковывающих инициативу и самостоятельность предприятий. Недостаточна роль трудовых коллективов в решении вопросов оплаты труда и материального стимулирования.

Все это ведет к снижению заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в результатах труда, широкому распространению уравнительности, нерациональному расходованию средств на заработную плату, нарушениям установленных соотношений между темпами прироста производительности труда и средней заработной платы, что в конечном итоге сдерживает повышение эффективности общественного производства.

Министерства и ведомства, партийные, советские и профсоюзные органы, руководители объединений, предприятий и организаций нередко мирятся с таким положением, не дают принципиальной оценки этим негативным явлениям, ослабили контроль за организацией заработной платы, недостаточно заботятся о распространении передового опыта стимулирования труда.

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:

1. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, профсоюзным органам, объединениям, предприятиям и организациям считать совершенствование заработной платы одним из важнейших рычагов обеспечения выполнения поставленной партией задачи по ускорению темпов экономического роста, органической частью нового хозяйственного механизма, полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Осуществить меры по значительному улучшению организации заработной платы, обеспечив ее прямую связь с результатами труда, ликвидировать уравнительность во всех формах и проявлениях, сделать систему оплаты труда доступной и ясной для понимания каждого работника. Проводить эту работу при непосредственном участии трудящихся, наиболее полно использовать широкие права, предоставленные трудовым коллективам в области оплаты и нормирования труда.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, первичным партийным организациям развернуть организаторскую и политико - воспитательную работу по повышению эффективности всей системы материального и морального стимулирования труда на принципиально новой основе. В этих целях сосредоточить усилия трудовых коллективов на мобилизации внутрипроизводственных резервов для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования заработной платы, введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства. Обеспечить систематический и действенный контроль за выполнением этого важнейшего социально - экономического мероприятия двенадцатой пятилетки.

Основные принципы совершенствования

организации заработной платы

2. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям при улучшении всей системы заработной платы обеспечить:

создание необходимых условий для последовательного и повсеместного установления строгой зависимости заработной платы от количества и качества труда, от конечных производственных результатов, усиление контроля за мерой труда и мерой потребления;

расширение прав и повышение ответственности объединений, предприятий и организаций в стимулировании эффективного труда в новых условиях хозяйствования, совершенствования управления, углубления хозяйственного расчета и перехода на принципы самофинансирования на основе широкого внедрения стабильных экономических нормативов;

ориентацию системы морального и материального стимулирования на коренное повышение качества продукции и выполняемых работ, имея в виду достижение высшего мирового уровня. Качество должно являться главным критерием оценки профессиональной подготовленности работников;

рост и совершенствование заработной платы в пределах зарабатываемых трудовыми коллективами средств за счет повышения эффективности производства, рационального использования фондов, направляемых на оплату труда работников;

расширение самостоятельности объединений, предприятий и организаций в расходовании фонда заработной платы и в стимулировании выполнения работ с меньшей численностью персонала;

повышение роли трудовых коллективов в организации эффективной системы материальных и моральных стимулов. Заработанные коллективами средства должны оставаться в их распоряжении и использоваться на материальное поощрение работников в соответствии с трудовым вкладом каждого в общие результаты работы;

усиление заинтересованности рабочих, специалистов и служащих в мобилизации имеющихся резервов, во внедрении передового опыта, в добросовестном, квалифицированном и высокопроизводительном труде; повышение ответственности работников за упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины.

Совершенствование организации заработной платы осуществить на основе перестройки тарифной системы, повышения качества нормирования труда, внедрения прогрессивных форм оплаты труда и премирования, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде. Намечаемые меры органически увязать с внедрением новых методов хозяйствования и управления, передовой организации труда и производства.

3. Ввести в двенадцатой пятилетке новые повышенные тарифные ставки и должностные оклады работников производственных отраслей народного хозяйства в пределах фонда заработной платы, образованного по утвержденным стабильным нормативам и показателям за произведенную продукцию или выполненный объем работ.

При введении новых ставок и окладов улучшить соотношения в оплате труда по отраслям, категориям и профессиональным группам трудящихся с учетом сложности и условий выполняемых работ. Повысить долю тарифов в среднемесячной заработной плате работников до 70 - 75 процентов. Обеспечить преимущество в оплате труда рабочих и специалистов, непосредственно занятых разработкой, изготовлением и обслуживанием новой, высокопроизводительной техники и технологии.

Утвердить условия оплаты труда, тарифные ставки и должностные оклады работников производственных отраслей согласно приложениям N N 1 - 31 <*>.

-------------------------------

<*> Приложения не приводятся.

4. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1987 году повсеместный переход на нормативные методы образования фондов заработной платы в производственных отраслях народного хозяйства. На этой основе укрепить непосредственную связь размеров средств на оплату труда с конечными результатами работы.

Довести стабильные нормативы на двенадцатую пятилетку до министерств и ведомств, а министерствам и ведомствам - до подведомственных объединений, предприятий и организаций, дифференцированные с учетом особенностей производства.

Объединениям, предприятиям и организациям широко применять нормативный метод планирования средств на заработную плату для структурных подразделений, особенно при внедрении внутрипроизводственного хозрасчета и переходе на подрядные принципы работы.

Установленные пятилетним планом на соответствующий год нормативы образования фонда заработной платы изменению не подлежат.

5. Расширить возможности стимулирования выполнения возрастающего объема работ с меньшей численностью персонала. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций производственных отраслей по согласованию с профсоюзными комитетами вводить для работников доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) и размеров доплат за счет и в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по тарифным ставкам (должностным окладам) высвобожденных работников.

Совершенствование заработной платы рабочих

6. Осуществить комплекс мер, направленных на улучшение организации заработной платы рабочих, имея в виду:

повысить тарифные ставки рабочих в среднем на 20 - 25 процентов;

усилить заинтересованность рабочих в повышении квалификации, выполнении сложных и ответственных работ при переходе в более высокие тарифные разряды на основе прогрессивного нарастания размеров тарифных ставок. Обоснованно оценивать условия труда и интенсивность выполняемых работ;

обеспечить преимущества в оплате труда рабочих, занятых на особо сложном и уникальном оборудовании, в гибких автоматизированных производствах, и рабочих, обслуживающих агрегаты, машины, механизмы и транспортные средства, позволяющие резко повысить производительность труда, коренным образом улучшить качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, экономить топливно - энергетические и другие материальные ресурсы;

обеспечить единство в оплате труда рабочих одинаковых профессий, выполняющих работы равной сложности в различных отраслях. Установить сквозные условия оплаты труда во всех производственных отраслях для рабочих, занятых в железнодорожных и автотранспортных цехах, на ремонтных, погрузочно - разгрузочных и ряде других работ.

Обязать руководителей объединений, предприятий и организаций осуществить по согласованию с профсоюзными комитетами одновременно с введением новых тарифных ставок и должностных окладов перетарификацию работ и рабочих, установить квалификационные разряды в соответствии с требованиями Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в народном хозяйстве.

7. В целях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций в оценке условий труда предоставить их руководителям право по согласованию с профсоюзными комитетами вводить с учетом опыта производственного объединения "АвтоВАЗ" для рабочих дифференцированные (по ступеням) доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Устанавливать доплаты по результатам аттестации рабочих мест и начислять их за время фактической занятости рабочего на таких рабочих местах. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшать или отменять полностью.

Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за неблагоприятные условия труда включать в коллективные договоры объединений, предприятий и организаций одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС утвердить по представлении соответствующих министерств и ведомств и профсоюзных органов типовые перечни, а министерствам и ведомствам на их основе - согласованные с ЦК профсоюзов отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Предоставить право руководителям объединений и предприятий машиностроения и легкой промышленности по согласованию с профсоюзными комитетами устанавливать рабочим, работающим на конвейерах, поточных и автоматических линиях, дифференцированные (по ступеням) доплаты за интенсивность труда в размере до 12 процентов тарифной ставки.

Общая сумма доплат за условия и интенсивность труда не должна превышать 24 процентов тарифной ставки. Указанные доплаты включать в тарифные ставки при всех расчетах, связанных с оплатой труда.

8. В целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих и усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции (работ) и выполнение производственных заданий предоставить руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами право:

а) вводить дифференцированные надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство для рабочих III разряда в размере до 12 процентов, IV разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов, VI и более высоких разрядов - до 24 процентов соответствующей тарифной ставки. Надбавки устанавливаются рабочим, стабильно обеспечивающим высокое качество выпускаемой продукции и выполняемых работ, освоившим новые профессии и смежные функции, и выплачиваются за счет экономии фонда заработной платы.

Не выплачивать указанные надбавки за тот месяц, в котором выявлены случаи брака или снижения качества продукции. При выпуске некачественной продукции, невыполнении плановых (нормированных) заданий, установленных норм трудовых затрат надбавки за профессиональное мастерство отменять полностью;

б) понижать квалификационные разряды (классы и категории) рабочим за грубое нарушение технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготовляемой ими продукции или выполняемых работ, а также восстанавливать их, руководствуясь Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. N 540 (СП СССР, 1986 г., N 24, ст. 139).

9. Признать необходимым осуществлять меры по совершенствованию заработной платы одновременно с коренным улучшением организации и нормирования труда. Обеспечить массовое участие рабочих и специалистов в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности производства, лучшем использовании производственных мощностей и трудовых ресурсов на основе опыта объединений, предприятий и организаций Днепропетровской области по аттестации и рационализации рабочих мест. Существенно улучшить нормирование труда как одного из основных источников изыскания средств для повышения ставок и окладов. Считать эту работу одним из важных критериев готовности объединений, предприятий и организаций к введению новых условий оплаты труда.

Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами:

при повышении тарифных ставок и окладов осуществить повсеместно замену действующих норм на прогрессивные. Новые нормы определять, как правило, на основе межотраслевых и отраслевых нормативов трудовых затрат или единых и типовых норм;

провести меры по совершенствованию организации производства, обеспечению ритмичности выпуска продукции и выполняемых работ, улучшению материально - технического снабжения, создать на каждом рабочем месте необходимые условия для высокопроизводительного труда, успешного выполнения прогрессивных норм;

осуществлять совершенствование нормирования труда с широким привлечением технических, экономических и социологических служб и при непосредственном участии трудовых коллективов.

Усилить ответственность министерств и ведомств за состояние нормирования труда в отрасли, повысить их организующую роль во внедрении прогрессивных норм. Обеспечить расширение нормативно - исследовательских работ по труду и улучшение их качества, укрепление служб нормирования, ускорение распространения передового опыта по научной организации и нормированию труда. Установить систематический контроль за состоянием нормирования труда в подведомственных объединениях, предприятиях и организациях.

Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС, министерствам и ведомствам с участием соответствующих профсоюзных органов обеспечить в 1986 - 1987 годах разработку и пересмотр межотраслевых и отраслевых нормативов по труду с учетом совершенствования техники, технологии, организации производства и труда.

10. В целях создания необходимых условий для систематического повышения уровня нормирования труда предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:

устанавливать рабочим при переходе на работу по нормам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим прогрессивным нормативам по труду и по утвержденным в централизованном порядке укрупненным и комплексным нормам, повышенные до 20 процентов сдельные расценки за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм выработки (времени);

применять для рабочих - повременщиков при переходе на работу по нормированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду, повышенные до 10 процентов тарифные ставки в пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам, полученной при высвобождении рабочих;

выплачивать за счет экономии фонда заработной платы, полученной от снижения трудоемкости продукции (работ) в результате пересмотра норм и нормативов трудовых затрат, рабочим, проявившим инициативу в их пересмотре, единовременное вознаграждение из расчета полученной экономии за период до 6 месяцев, а при замене норм на основе проведения организационно - технических мероприятий устанавливать рабочим на время освоения ими новых норм дополнительную оплату, но не более 6 месяцев.

Полученная экономия может быть также использована на единовременное премирование мастеров, технологов, работников по нормированию труда и других специалистов, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении новых нормативов трудовых затрат, подготовке и проведении соответствующих организационно - технических мероприятий.

11. Министерствам, ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям обеспечить развитие наиболее эффективных коллективных форм организации и стимулирования труда, прежде всего бригадного хозрасчета и коллективного подряда, превратив их к концу двенадцатой пятилетки в основную форму организации труда. Широко практиковать распределение коллективного заработка в бригадах с учетом коэффициента трудового участия.

Предоставить право руководителям министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными органами и с участием трудовых коллективов распространять подрядные принципы хозяйствования на объединения, предприятия, участки, цехи, фермы, строительные организации и другие аналогичные подразделения.

Обеспечить усиление заинтересованности бригадиров в улучшении производственной деятельности возглавляемых ими бригад, укрупнении бригад и переводе их на хозяйственный расчет и коллективный подряд. Устанавливать бригадирам доплаты за руководство бригадой с учетом конкретных показателей работы и выплачивать их только при условии выполнения производственных заданий и высоком качестве выпускаемой продукции (работ).

Совершенствование заработной платы руководителей,

специалистов и служащих

12. Считать необходимым повысить общественное признание и престижность инженерного труда, поднять роль и авторитет мастеров, конструкторов и технологов, усилить материальное стимулирование труда руководителей, специалистов и служащих для обеспечения их творческого отношения к работе. В этих целях:

увеличить должностные оклады руководителям, специалистам и служащим в среднем на 30 - 35 процентов;

установить более дифференцированную оплату труда руководителей, специалистов и служащих в зависимости от качества, эффективности труда и конечных результатов их работы;

усилить заинтересованность инженеров и других специалистов в повышении квалификации, выполнении сложных и ответственных работ. Ввести для инженеров квалификационные категории (инженер, инженеры I и II категорий, ведущий инженер) и соответствующие категории для других специалистов. Увеличить диапазон между минимальными и максимальными размерами окладов по каждой должности и квалификационной категории;

предусмотреть преимущества по уровню должностных окладов для конструкторов, технологов и других специалистов, непосредственно связанных с разработкой и внедрением в производство новой техники и технологии, в пределах их фонда заработной платы, исчисленного по стабильным нормативам;

обеспечить единство в оплате труда служащих производственных отраслей, ввести для них общую схему должностных окладов.

Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций устанавливать должностные оклады руководителям подразделений, специалистам и служащим без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений их численности в пределах фонда заработной платы, определяемого по стабильным нормативам раздельно для конструкторов, технологов, научных работников и для других специалистов и служащих.

13. Усилить требовательность к качеству работы руководителей, специалистов и служащих и их ответственность за порученное дело.

Проводить систематически, не реже одного раза в три года, аттестацию руководителей производственных подразделений и служб, специалистов и служащих. По результатам аттестации руководителям объединений, предприятий и организаций принимать решения о повышении (понижении) в должности, в классном звании и квалификационной категории работников, повышении или понижении им должностного оклада в пределах максимальных и минимальных размеров по соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, а в необходимых случаях - об освобождении от занимаемой должности.

В период между аттестациями указанные изменения при улучшении производственных показателей, высоком качестве и своевременном выполнении порученных работ или в случаях ухудшения показателей работы, нарушений трудовой и производственной дисциплины производятся руководителем объединения, предприятия, организации. При этом решения о понижении должностного оклада, снижении классного звания и квалификационной категории или об освобождении работника от занимаемой должности принимаются только с учетом мнения аттестационной комиссии.

При введении новых условий оплаты труда провести внеочередную аттестацию руководителей, специалистов и служащих и установить им должностные обязанности исходя из требований квалификационного справочника должностей указанных работников, а также привести должностные наименования этих работников в соответствие с выполняемой работой и схемами должностных окладов, утвержденными настоящим Постановлением.

14. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:

устанавливать мастерам, начальникам участков и цехов, другим специалистам и служащим при их постоянной занятости (не менее 50 процентов рабочего времени) на участках, в цехах и на производствах, где более половины рабочих получает доплаты за вредные условия труда, аналогичные доплаты в размере до 12 процентов, а при особо вредных условиях труда - до 24 процентов должностного оклада. Конкретный размер доплат определяется исходя из аттестации рабочего места указанных работников по условиям труда и с учетом размеров доплат, установленных рабочим на данном участке, в цехе, производстве;

вводить для руководителей подразделений, специалистов и служащих надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы на срок ее проведения. Отменить ранее действовавшие надбавки за высокую квалификацию. Надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важных работ устанавливать в размере до 50 процентов должностного оклада за счет и в пределах экономии по фонду заработной платы соответствующей категории работников. При ухудшении показателей работы, и прежде всего снижении качества выпускаемой продукции, надбавки уменьшаются или отменяются полностью. В строительстве надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются в тех же размерах и в порядке, предусмотренном пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 января 1985 г. N 87 (СП СССР, 1985 г., N 12, ст. 48).

15. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам пересмотреть совместно с ВЦСПС показатели для отнесения объединений, предприятий и организаций к группам по оплате труда руководящих работников, нацелив их на повышение технического уровня и качества продукции, выпуск ее на уровне или выше мировых достижений, увеличение объемов производства и выполняемых работ, рост производительности труда и снижение себестоимости продукции, исключив из показателей численность работников. Одновременно сократить количество этих групп.

Установить, что при превышении показателей, утвержденных для объединений, предприятий и организаций (их производственных единиц и цехов) первой группы по оплате труда, не менее чем в два раза, должностные оклады руководящих работников (оклады которых зависят от групп по оплате труда), предусмотренные настоящим Постановлением, повышаются на 15 процентов.

Предоставить право министрам и руководителям ведомств при систематическом невыполнении объединениями, предприятиями и организациями основных плановых заданий и выпуске продукции низкого качества временно переводить руководящих работников объединений, предприятий и организаций по оплате труда на одну группу ниже.

16. Разрешить руководителям объединений, предприятий и организаций вводить по согласованию с профсоюзными комитетами для специалистов и служащих сдельную, аккордную и другие прогрессивные формы оплаты труда в пределах их фонда заработной платы при наличии утвержденных в установленном порядке норм трудовых затрат.

Применять там, где это целесообразно, для повышения эффективности труда специалистов и служащих, прежде всего конструкторов и технологов, бригадную форму организации и стимулирования труда с распределением коллективного заработка в зависимости от личного трудового вклада.

Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами принять меры к значительному улучшению нормирования труда специалистов и служащих. Осуществить разработку и внедрение нормативов численности, норм обслуживания и других нормативов по труду этих категорий работников. Пересмотреть действующие в объединениях, на предприятиях и в организациях структуры управления, обеспечив их упрощение и сокращение штатов. Добиться существенного удешевления аппарата управления и повышения эффективности его деятельности.

Об усилении стимулирующей роли премий

17. Считать необходимым ввести с 1 января 1987 г. новую систему премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих производственных отраслей. При этом:

поднять стимулирующую роль премий в выполнении планов и договорных обязательств по поставкам продукции (перевозке грузов), в повышении технического уровня и качества продукции (работ), росте производительности труда, снижении себестоимости продукции (работ, перевозки грузов), экономии всех видов материальных ресурсов;

обеспечить непосредственную связь премий с трудовыми результатами каждого работника и коллективов бригад и подразделений;

перейти к начислению премий, как правило, коллективу бригады, структурного подразделения (участка, цеха, отдела) в целом;

не премировать коллективы и отдельных работников, виновных в ухудшении качества выпускаемой продукции (работ), нарушении технологической дисциплины, несоблюдении стандартов и технических условий, поступлении рекламаций или возврате недоброкачественной продукции, невыполнении договоров поставки и других производственных упущениях.

18. Предоставить право руководителям объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными комитетами:

самостоятельно утверждать положения о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности по следующим группам: рабочих; конструкторов, технологов и научных работников; работников службы технического контроля; других руководящих работников, специалистов и служащих. Премирование осуществлять исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед соответствующими подразделениями. При этом премирование работников службы технического контроля поставить в зависимость только от показателей качества продукции (работ);

создавать единый фонд материального поощрения, объединяя в нем все средства по специальным системам премирования, самостоятельно определять размеры, порядок и сроки выплаты специальных премий.

19. Признать необходимым премировать коллективы бригад и отдельных рабочих в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освоение новой техники и технологии, сбережение всех видов ресурсов.

Установить, что размеры премий, выплачиваемых из фонда заработной платы рабочим и коллективам бригад, не могут превышать 40 процентов их сдельного заработка (тарифной ставки) в расчете на месяц. Премии членам бригад в пределах общей начисленной суммы определяются дифференцированно, в соответствии с личным вкладом в общие результаты работы, и максимальными размерами не ограничиваются.

Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные решениями Правительства СССР, для рабочих отдельных профессий и отраслей.

Премии рабочим и коллективам бригад из единого фонда материального поощрения максимальными размерами не ограничиваются.

20. Руководителям объединений, предприятий и организаций совместно с профсоюзными комитетами обеспечивать при премировании руководящих работников структурных подразделений, специалистов и служащих повышение их заинтересованности в достижении высоких конечных результатов работы, более интенсивном использовании производственного потенциала, ускорении внедрения достижений науки и техники, росте производительности труда, выпуске высококачественной продукции, снижении себестоимости и соблюдении ритмичности производства.

Премирование коллективов специалистов и служащих производственных подразделений осуществлять исходя из конкретных задач, стоящих перед ними, по показателям, определяемым руководителем объединения, предприятия, организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Показатели премирования коллективов функциональных подразделений тесно увязывать с конечными результатами хозяйственной деятельности объединения, предприятия, организации в целом.

21. Усилить роль премий в стимулировании труда конструкторов, технологов и научных работников в ускорении научно - технического прогресса.

Считать целесообразным осуществлять премирование этих работников прежде всего за разработку и внедрение новой техники, прогрессивных технологий и материалов, соответствующих мировым достижениям или превышающих их, за повышение качества и надежности выпускаемой продукции.

22. Установить следующие максимальные размеры премий руководящих работников (руководителя, его заместителей, главного инженера, главного экономиста, главного бухгалтера, начальника планово - экономического отдела) объединений, предприятий и организаций:

в промышленности: за 100-процентное выполнение объема реализации продукции по договорам (в том числе на экспорт) и основных показателей эффективности производства - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно - технического прогресса, плановых заданий по экспорту продукции, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства, производству товаров народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного оклада в год;

в строительстве: за своевременный и качественный ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства и другие основные результаты хозяйственной деятельности - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц, в том числе 65 процентов из этой суммы за ввод мощностей и объектов строительства. За выполнение установленных заданий по ускорению научно - технического прогресса, производству товаров народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного должностного оклада в год;

на железнодорожном транспорте: за выполнение плана по объему перевозки грузов в соответствии с установленной номенклатурой и основных плановых показателей повышения эффективности перевозки грузов - 0,75 должностного оклада в расчете на месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно - технического прогресса, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства, производству товаров народного потребления, оказанию платных услуг населению и другим специальным системам премирования - 2,6 месячного должностного оклада в год;

в сельском хозяйстве: сохранить показатели и размеры премирования, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 апреля 1970 г. N 227 и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1986 г. N 358 (СП СССР, 1986 г., N 17, ст. 90).

Сохранить более высокие максимальные размеры премий, установленные решениями Правительства СССР, для работников отдельных отраслей за основные результаты хозяйственной деятельности.

Премирование руководящих работников за основные результаты хозяйственной деятельности производить помесячно или поквартально, а по специальным системам премирования - поквартально или по полугодиям. Конкретные показатели, размеры и сроки премирования указанных работников устанавливаются ежегодно министерствами и ведомствами СССР и союзных республик по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, исходя из задач, стоящих перед отраслями. При этом премии руководящим работникам объединений и предприятий промышленности за выполнение объема реализации продукции по договорам устанавливаются в размерах не менее 50 процентов общей суммы премий за основные результаты хозяйственной деятельности.

Для коллективов или отдельных специалистов и служащих премии за основные результаты хозяйственной деятельности, а также по специальным системам премирования в пределах указанных максимальных размеров устанавливаются руководителем объединения, предприятия и организации по согласованию с профсоюзным комитетом. При начислении премиальной суммы коллективу работников в целом премии конкретным специалистам и служащим определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются.

Возложить персональную ответственность за соблюдение предельных размеров премий на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и организаций и на главных бухгалтеров.

23. Установить, что премия руководящим работникам объединений и предприятий промышленности за выполнение объема реализации продукции по договорам выплачивается лишь при 100-процентном его выполнении. При невыполнении объема реализации продукции по договорам 50 процентов премий, начисленных за другие основные показатели, резервируется и выплачивается при условии восполнения недопоставок продукции до конца текущего года.

Министерствам и ведомствам СССР и союзных республик совместно с соответствующими профсоюзными органами предусмотреть в других производственных отраслях аналогичный порядок выплаты премий за основные результаты хозяйственной деятельности.

24. Установить, что при перерасходе фонда заработной платы по объединению, предприятию, организации, цеху, участку или другому структурному подразделению премии соответствующих руководящих работников, специалистов и служащих, а также конструкторов, технологов и научных работников за основные результаты хозяйственной деятельности резервируются на сумму допущенного перерасхода фонда. При восполнении в последующие периоды календарного года перерасхода фонда заработной платы зарезервированные суммы премий выплачиваются в полном размере.

25. Премии по итогам всесоюзного и республиканского социалистического соревнования для одного руководящего работника объединения, предприятия, организации промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства и других производственных отраслей народного хозяйства выплачиваются сверх максимальных размеров премий, предусмотренных пунктом 22 настоящего Постановления, но не могут превышать 1,4 месячного должностного оклада в год.

Сверх установленных максимальных размеров премий выплачиваются Ленинские премии, Государственные премии СССР и союзных республик, премии Совета Министров СССР, другие единовременные премии, которые устанавливаются и выплачиваются с разрешения Совета Министров СССР, премии государственных и общественных организаций СССР и союзных республик.

Порядок введения новых тарифных ставок

и должностных окладов

26. Руководителям министерств и ведомств, объединений, предприятий и организаций, партийным, советским и профсоюзным органам учитывать, что совершенствование организации заработной платы и введение новых условий оплаты труда осуществляются в период коренной перестройки экономики, перевода предприятий на новые методы хозяйствования и самофинансирования, когда средства на повышение оплаты труда должны быть заработаны самими трудовыми коллективами.

Направлять на повышение тарифных ставок и должностных окладов всю экономию фонда заработной платы, включая экономию, полученную за счет уменьшения численности персонала, совершенствования структуры заработной платы, пересмотра норм выработки и других норм трудовых затрат, премиальных выплат, надбавок и доплат. Кроме того, в отдельных случаях, с согласия трудовых коллективов, в год перевода на новые условия оплаты труда на эти цели может быть направлена часть средств фонда материального поощрения. В последующие годы базовый фонд материального поощрения уменьшается на сумму, использованную в год перевода на указанные цели, и соответственно увеличивается базовый фонд заработной платы.

27. Установить, что экономия фонда заработной платы, полученная министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями за счет ликвидации излишних звеньев управления, укрупнения предприятий, организаций и их структурных подразделений, а также осуществления других мероприятий по сокращению численности работников аппарата управления, изъятию не подлежит и может быть полностью направлена на повышение тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с настоящим Постановлением.

28. Признать необходимым образовать в министерствах, ведомствах, объединениях, предприятиях и организациях комиссии по переводу на новые условия оплаты труда. Ответственность за совершенствование организации заработной платы и введение новых условий оплаты труда возложить лично на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и организаций.

Объединениям, предприятиям и организациям в обстановке широкой гласности провести необходимую подготовительную работу по мобилизации внутренних резервов, разработать с участием трудовых коллективов графики перевода на новые условия оплаты труда. Переход на новые ставки и оклады может осуществляться одновременно в целом по объединению, предприятию, организации или по отдельным структурным подразделениям, а также по категориям и профессиям работников по мере накопления необходимых средств. Во всех случаях новые должностные оклады для руководящих и других работников аппарата управления в объединениях, предприятиях, организациях вводятся после повышения тарифных ставок и должностных окладов других работников.

Разработанные объединениями, предприятиями и организациями графики перевода на новые условия оплаты труда вместе с необходимыми расчетами и обоснованиями и данными о высвобождаемой численности работников представляются в соответствующие министерства и ведомства.

Министерствам и ведомствам по согласованию с профсоюзными органами разрешать подведомственным объединениям, предприятиям и организациям введение новых условий оплаты труда после всесторонней проверки готовности к осуществлению этого мероприятия. Разработать графики введения новых условий оплаты труда по отрасли в целом, оказывать объединениям, предприятиям, организациям практическую помощь, осуществлять постоянный контроль за проведением этого мероприятия.

В период введения новых тарифных ставок и должностных окладов объединениям, предприятиям и организациям осуществить необходимые меры, гарантирующие от перерасхода фонда заработной платы, обеспечить опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы.

29. Утратил силу. - Постановление Кабинета Министров СССР от 01.07.91 N 432.

30. В тех случаях, когда вводимые для работников в соответствии с настоящим Постановлением ставки и оклады с учетом коэффициентов, надбавок и льгот оказываются ниже действующих ставок и окладов с учетом коэффициентов, надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в данном объединении, предприятии, организации в той же или высшей должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате (с учетом льгот).

31. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ЦСУ СССР ежегодно представлять Совету Министров СССР доклады о ходе и результатах осуществления мер, предусмотренных настоящим Постановлением.

32. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС:

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и утвердить нормативные акты согласно прилагаемому перечню <*>;

--------------------------------

<*> Перечень не приводится.

проводить необходимую организаторскую и методическую работу с министерствами и ведомствами, трудовыми коллективами объединений, предприятий и организаций по реализации мероприятий, связанных с совершенствованием оплаты труда и введением новых ставок и окладов. Давать в необходимых случаях министерствам и ведомствам разъяснения, связанные с применением настоящего Постановления.

33. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР, Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

34. - 36. Секретно.

37. Сов. секретно.

* * *

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС выражают уверенность в том, что трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций четко и организованно на высоком политическом уровне осуществят меры по совершенствованию заработной платы, введению новых условий оплаты труда и обеспечат на этой основе ускорение научно - технического прогресса, повышение эффективности производства, всемерное развитие трудовой и творческой активности трудящихся в реализации решений XXVII съезда КПСС по социально - экономическому развитию страны.

Секретарь

Центрального Комитета КПСС

М.С.ГОРБАЧЕВ

Председатель

Совета Министров СССР

Н.И.РЫЖКОВ

Председатель ВЦСПС

С.ШАЛАЕВ