Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 N 4-2 (ред. от 22.11.2011) "О внесении изменений и дополнений в типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда (вместе с Методическими рекомендациями о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе)"

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2007 г. N 4-2

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Во исполнение Постановления Исполкома ФНПР от 16.05.2007 N 2-2 и в связи с внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Внести изменения и дополнения в Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда и утвердить его в новой редакции согласно Приложению N 1.

2. Утвердить формы N 1-ПИ (представление), N 2-ПИ (требование), N 3-ПИ (образец удостоверения правового инспектора труда), N 4-ПИ (отчет о правозащитной работе), N 5-ПИ (карточка регистрации нарушений прав профсоюзов) согласно Приложениям N 1 - 5 к Типовому положению о правовой инспекции труда профсоюзов.

3. Утвердить Методические рекомендации о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе (Приложение N 2).

4. Членским организациям ФНПР:

ежегодно до конца I квартала следующего за отчетным года направлять в ФНПР сведения о результатах проделанной правозащитной работы за истекший год согласно форме N 4-ПИ с пояснительной запиской;

при отсутствии в аппарате правовых инспекторов труда, иных юристов представлять отчет о правозащитной работе, выполненной первичными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, аппаратами территориальных организаций профсоюзов и их объединений;

обратить особое внимание на ежегодное направление в Правовой департамент Аппарата ФНПР решений судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для работников и профсоюзов проблемам.

5. Признать утратившими силу Постановления Исполкома ФНПР от 22.05.2002 N 3-3, от 17.12.2003 N 8-8 и от 20.12.2006 N 1-7.

Председатель ФНПР

М.В.ШМАКОВ

Приложение N 1

к Постановлению Исполкома ФНПР

от 26 сентября 2007 г. N 4-2

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ

Утратило силу. - Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15.

Приложение N 2

к Постановлению Исполкома ФНПР

от 26 сентября 2007 г. N 4-2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЧЛЕНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФНПР ОТЧЕТОВ

И ИНФОРМАЦИИ ПО ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЕ

В соответствии с установленным порядком ежегодно до конца I квартала следующего за отчетным года отчеты членских организаций ФНПР по правозащитной работе по форме N 4-ПИ, пояснительные записки к ним, а также другие материалы о правозащитной работе и борьбе с нарушениями прав профсоюзов представляются в ФНПР.

При отсутствии в аппарате членской организации правовых инспекторов труда, иных юристов представляются сведения о правозащитной работе, проведенной первичными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, штатными работниками аппаратов членских организаций, исходя из того, что правозащитная деятельность является главной уставной обязанностью всех профсоюзных органов и организаций по защите прав объединяемых ими членов профсоюза.

1. В первых строках отчета указывается численность штатных правовых инспекторов труда и иных юристов, работающих в профсоюзных органах, а также общественных и внештатных правовых инспекторов труда. При этом в строках 1.1 и 2.1 приводится численность указанных работников в аппарате соответствующего общероссийского профсоюза или территориального объединения организаций профсоюзов, представляющего отчет.

2. Комплексной проверкой, указываемой в строке 4.1 отчета, следует считать проверку, в результате которой осуществлен контроль за соблюдением работодателем законодательства по основным вопросам (институтам) трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, дисциплина труда).

3. В число проверок совместно с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда включаются проверки, оформленные подписью профсоюзного представителя с указанием его участия в данной проверке.

4. В строке 5 формы N 4-ПИ следует указывать количество представлений, направленных работодателям, с требованиями устранения выявленных нарушений трудового законодательства. Представления правовых инспекторов труда имеют установленную для профсоюзных инспекторов труда форму (N 1-ПИ). Другие профсоюзные органы вправе предъявлять требования произвольной формы (часть 2 ст. 370 ТК РФ).

5. В строке 5.1 указывается количество выявленных нарушений, упомянутых в представлениях (требованиях). Нарушения учитываются в отношении конкретного работника. Например, при установлении незаконного удержания из заработной платы 40 работников вносится представление о начислении им конкретных сумм с приложением списка работников и размера выплат каждому. В этом случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указывается 40 нарушений. Если при проверке выявлено, что с работником не заключен трудовой договор в письменной форме, ему отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание, в представление включаются требования о заключении письменного трудового договора, предоставлении отпуска и отмене дисциплинарного взыскания. В данном случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указываются 3 нарушения.

6. Соответственно отражается в отчете и количество устраненных нарушений (п. 5.1.1). Если работодатель в установленный срок выплатил зарплату лишь 40 работникам из 64, то в пункте 5.1.1 в строке "из них устранено" указывается 40.

7. В число восстановленных на работе по требованию профсоюзных органов (строка 5.1.2) включаются работники, в отношении которых предпринимались различные формы помощи и защиты, кроме судебной (письмо работодателю, представление о восстановлении на работе, направление материалов в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда и т.д.).

Количество работников, восстановленных на работе в судебном порядке, как при поддержке профсоюзных органов, так и по заявлениям органов прокуратуры или федеральной инспекции труда указывается в строке 10.2 отчета.

8. В строке 6 указывается количество обращений в органы прокуратуры. О принятых мерах прокурорского реагирования указывается в строке 6.1. Если по результатам таких обращений (требований по форме N 2-ПИ для правовых инспекторов труда) возбуждались уголовные дела и должностные лица привлечены к уголовной ответственности, то об этом указывается в строках 6.1.1 и 6.1.1.1 соответственно. В пояснительной записке к отчету следует указать, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и в отношении каких должностных лиц были возбуждены уголовные дела, кто был осужден судом, назначенные наказания.

Строки 6.1.2 и 6.1.2.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных органов прокурором возбуждались дела об административных правонарушениях (ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) и должностные лица привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

9. В строке 7 указывается количество материалов, направленных в федеральную инспекцию труда.

Строки 7.1, 7.1.1 и 7.1.1.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных органов (требованиям правовых инспекторов труда по форме N 2-ПИ) должностные лица федеральной инспекции труда возбуждали дела об административных правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ, пункт 16 части второй ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица работодателя привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

10. Сведения о количестве руководителей организаций, руководителей структурных подразделений организаций и их заместителей, привлеченных по требованию профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных, указываются на основании удовлетворенных работодателями заявлений профсоюзных органов согласно ст. 195 ТК РФ.

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

11. В пункте 9.2 формы N 4-ПИ следует учитывать правовую помощь, оказанную в связи с проведением приостановок работы на основании статьи 142 ТК РФ. В этой строке в числителе указывается количество работодателей (организаций), где при правовой поддержке профсоюзов проводились приостановки, в знаменателе - число работников, заявивших в письменной форме о приостановке работы.

В пояснительной записке к отчету излагаются возникшие проблемы и приводятся примеры приостановок. Если имеются решения судов, переписка с органами по труду и другими органами по вопросам приостановок, копии этих документов направляются в ФНПР.

12. В строках 9.3, 9.4 и 10 указывается количество работников, которым оказана правовая помощь в оформлении документов и рассмотрении их заявлений в комиссиях по трудовым спорам и судах.

13. В строках 11, 11.1 в числителе указывается число работодателей (организаций), где при участии либо правовой помощи профсоюзных органов проводились коллективные трудовые споры, забастовки. В знаменателе - число участвовавших в них работников.

Участие профсоюзных представителей в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров может осуществляться путем консультаций, предоставления необходимых образцов документов, участия в примирительных процедурах и т.д.

В пояснительной записке приводятся примеры коллективных трудовых споров и забастовок, раскрываются возникшие трудности при их проведении.

14. В строке 12 указывается количество проведенных профсоюзными органами экспертиз законов и иных нормативных правовых актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. ст. 5, 6 ТК РФ). В строке 13 указывается количество проведенных экспертиз коллективных договоров, различного вида соглашений и локальных нормативных актов работодателя (ст. 8 ТК РФ).

15. В строке 15, кроме количества членов профсоюзов, принятых на личном приеме в приемных, юридических консультациях профсоюзных органов, а также непосредственно на рабочих местах при организации выездных приемных в первичных профсоюзных организациях, могут указываться устные обращения (по телефону и др.), сведения о которых имеются в соответствующих журналах (карточках) учета писем и обращений граждан.

16. В профсоюзных органах всех уровней необходимо собирать и систематизировать информацию о нарушениях прав профсоюзов. Карточка регистрации нарушений прав профсоюзов по форме N 5-ПИ составляется и хранится в органе, чьи права нарушены. При составлении ежегодного отчета сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях прав профсоюзов указываются в строках 17.1 - 17.3 формы N 4-ПИ. Сводный отчет по форме N 5-ПИ в ФНПР не представляется.

В случаях незаконной приостановки и ликвидации профсоюзной организации (п. 13), насильственных действий в отношении профсоюзных лидеров и актива (п. п. 15 - 17) карточки по форме N 5-ПИ направляются вышестоящему профсоюзному органу безотлагательно с приложением копий документов и подробной информации о принятых мерах. В дальнейшем устанавливается двусторонняя оперативная связь с извещением о правозащитных действиях, изменении ситуации. Членские организации немедленно представляют информацию о подобных случаях в ФНПР для принятия соответствующих мер на федеральном уровне, уведомления международных организаций.

Подобная информация необходима также для включения в Ежегодный обзор о случаях нарушения профсоюзных прав, составляемый Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), которая предлагает представлять примеры к началу следующего за отчетным года.

В пояснительной записке указывается о проблемах взаимодействия профсоюзных органов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, сообщаются примеры наиболее грубых нарушений прав профсоюзов, принятые профсоюзными органами меры по защите своих прав и их результаты. Прилагаются также копии решений по рассмотрению заявлений о нарушениях прав профсоюзов.

17. В строке 18 указывается экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, которую возможно выразить в денежной форме. Этот показатель включает общую сумму дополнительных выплат работникам, а также членам их семей в результате:

инициированных профсоюзами изменений и дополнений законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров и различных видов соглашений;

удовлетворения требований профсоюзов при проведении массовых акций, коллективных трудовых споров; в результате организованных профсоюзами забастовок (приостановок работы); после переговоров профсоюзов с работодателями и органами исполнительной власти; в результате обжалования профсоюзами правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления;

выполнения работодателями представлений правовых инспекторов труда профсоюзов, других профсоюзных органов об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

подготовки необходимых документов и участия правовых инспекторов труда, юристов, профсоюзного актива в рассмотрении индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам и в судах;

обращений в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, другие государственные органы исполнительной власти, органы надзора и контроля;

правовой помощи членам профсоюзов на личном приеме и при рассмотрении их жалоб.

Подтверждающими документами являются финансовые расчеты по принятым законопроектам, иным нормативным правовым актам, протоколы переговоров, справки бухгалтерии о выплаченных работникам суммах, сообщения работодателей о выполнении представлений, решения судов и комиссий по трудовым спорам, служебные записки профсоюзных работников, журналы и карточки учета приема посетителей (рассмотрения жалоб).

18. К отчету по форме N 4-ПИ прилагается пояснительная записка, в которой примеры правозащитной работы членских организаций рекомендуется группировать по разделам: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора, рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, нарушения прав профсоюзов.

К отчетам прилагаются копии решений судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для членов профсоюзов вопросам.