Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 17.12.2007 N 115 "О порядке использования ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогическими работниками"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 декабря 2007 г. N 115

О ПОРЯДКЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ

КОМПЕНСАЦИИ НА КНИГОИЗДАТЕЛЬСКУЮ ПРОДУКЦИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

В ЦК профсоюза поступают многочисленные обращения от территориальных организаций профсоюза и педагогических работников по вопросу о том, что в последнее время органы управления в сфере образования, руководители образовательных учреждений, а также финансовые органы, ссылаясь на разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, содержащиеся в форме писем в различных справочных правовых базах данных, сети Интернет и других источниках, требуют от педагогических работников отчетные документы об использовании ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 8 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

По имеющейся у нас информации, в различных информационных системах размещены письма за подписью заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулина от 05.02.2007 N 03-04-06-01/25, от 06.07.2007 N 03-04-06-01/217, в которых содержатся утверждения о том, что работник должен представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, либо вышеназванную компенсацию следует начислять только после представления работником документов, подтверждающих понесенные расходы, а если работник осуществил подписку на книгоиздательскую продукцию на полгода или на год, то освобождение от налогообложения такой компенсации производится ежемесячно в пределах норм, установленных законом, и суммы понесенных расходов.

Такие разъяснения, по нашему мнению, являются не только не обоснованными, но и не правомерными и не подлежат применению по следующим основаниям.

Пунктом 8 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определено право педагогических работников образовательных учреждений на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также установлен ее размер для педагогических и руководящих работников федеральных образовательных учреждений. При этом Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, т.е. законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.

Указанной статьей органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.

Также следует иметь в виду, что данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

Учитывая это, в свое время Минобразование России в письме от 25.11.98 N 20-58-4046/20-4 "О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений" указало, что требование с педагогических работников образовательных учреждений представления каких-либо чеков или квитанций о приобретении ими книгоиздательской продукции или о подписке на периодические издания является неправомерным.

Кроме того, необходимо учитывать, что разъяснения, направляемые Минфином России и его департаментами в виде писем, адресованных конкретным заявителям, не являются нормативными правовыми актами и не могут содержать правовых норм или их изменять (письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 о порядке разъяснения законодательства о налогах и сборах).

Следовательно, письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, из которых следует, что педагогические работники должны представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, которые к тому же по своему содержанию не касаются непосредственно вопроса о разъяснении правовых норм, относящихся к законодательству о налогах и сборах, не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Таким образом, органы управления в сфере образования, образовательные учреждения не вправе требовать от педагогических работников отчета об использовании ими ежемесячной денежной компенсации.

В этой связи обращаем внимание территориальных организаций профсоюза на необходимость оперативного реагирования и принятия конкретных мер по фактам нарушения прав педагогических работников по данному вопросу вплоть до судебного и иного обжалования неправомерных действий и решений.

Кроме того, доводим до сведения, что ЦК профсоюза в 2007 году неоднократно обращался в Минфин России с просьбой внести соответствующие изменения в эти разъяснения, но в ответ было сообщено, что оснований для корректировки изложенной позиции не имеется.

В целях разрешения этой проблемы, руководствуясь Законом РФ "Об образовании", а также основываясь на многолетней практике применения этой нормы без представления отчетных документов, что подтверждается в том числе вышеуказанным письмом Минобразования России, ЦК профсоюза обратился к заместителю Председателя Правительства РФ Д.А. Медведеву, заместителю Председателя Правительства РФ - министру финансов РФ А.Л. Кудрину и министру образования РФ А.А. Фурсенко с просьбой принять меры, исключающие возможность введения необоснованного порядка представления отчетных документов по использованию педагогическими работниками ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания.

Председатель профсоюза

Г.МЕРКУЛОВА