Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Минздрава России от 18.05.2017 N 12-2/1101 "О сдаче крови или ее компонентов"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 мая 2017 г. N 12-2/1101

Правовой департамент Министерства здравоохранения Российской Федерации, рассмотрев по компетенции обращение, сообщает следующее.

Отмечаем, что согласно Федеральному закону от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ) и Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации не наделено полномочиями по даче официальных разъяснений законодательства Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов, в связи с чем изложенная позиция является мнением специалистов Правового департамента.

1. По вопросу о нормативных правовых актах, устанавливающих периодичность сдачи крови и (или) ее компонентов.

Правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и клинического использования, а также охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав установлены Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ донация крови и (или) ее компонентов представляет собой процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов.

Понятие кроводача не употребляется в Федеральном законе от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ, однако этот термин используется в Порядке медицинского обследования донора крови и ее компонентов, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2001 г. N 364 (далее - Порядок).

Исходя из положений абзаца четвертого раздела I Порядка, в зависимости от периодичности сдачи крови и ее компонентов доноры подразделяются на активных (кадровых) доноров, имеющих 3 и более крово(плазма, цито)дач в году, и доноров резерва, имеющих менее 3 крово(плазма, цито)дач в году.

Пунктом 2.3 Порядка установлено, что при определении допуска к донорству, вида донорства и объема взятия крови или ее компонентов врач руководствуется перечнем противопоказаний к донорству крови и ее компонентов, нормами состава и биохимических показателей периферической крови, интервалами между видами донорства (в днях) (приложения 2 - 4 к Порядку) и нормативами, устанавливающими, что максимально допустимое число кроводач в год у мужчин 5, у женщин 4.

В свою очередь, конкретные интервалы между различными видами донорства (в днях) изложены в приложении 4 к Порядку (далее - таблица интервалов). Так, например, интервал между кроводачей и последующей кроводачей должен составлять 60 дней, а интервал между кроводачей и плазмаферезом - 30 дней. При этом таблица интервалов не дифференцирует доноров крови и (или) ее компонентов по половому признаку, исходя из чего можно сделать вывод, что указанные интервалы равнозначно применимы как к мужчинам, так и к женщинам.

Правовая конструкция понятия "донация крови и (или) ее компонентов" позволяет разграничить донацию крови (кроводачу) и донации компонентов крови, к которым пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ отнесены эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, криопреципитат (например, плазмодача, плазмаферез).

Следовательно, ограничения количества кроводач, установленные Порядком, относятся к ограничениям в отношении донации крови, но не в отношении донации плазмы крови или иных компонентов донорской крови.

Так, к примеру, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1069н "Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы" предусмотрена возможность допуска к сдаче плазмы, тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов, в случае, если указанные компоненты крови сдаются методом афереза.

2. По вопросу о праве медицинской организации принимать кровь и (или) ее компоненты в случае превышения донором крови и (или) ее компонентов максимально допустимого числа кроводач, а также об ответственности медицинских организаций.

Условие о превышении максимально допустимого числа кроводач не отнесено к противопоказаниям к донорству крови и ее компонентов, перечень которых изложен в приложении 2 к Порядку.

Ответственность медицинских организаций в сфере охраны здоровья установлена статьей 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно частям 2 и 3 которой медицинские организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, статьей 19 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ предусмотрено осуществление государственного контроля в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов, включающего в себя лицензионный контроль в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения) и государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством).

3. По вопросу о льготах, предоставляемых работнику в случае превышения максимально допустимого числа кроводач.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки доноров, безвозмездно сдавших кровь и (или) ее компоненты, а также лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России".

Так, исходя из положений статьи 22 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ, донор крови и (или) ее компонентов, безвозмездно сдавший кровь, обеспечивается бесплатным питанием, а также правом на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение.

В свою очередь статьей 23 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ закреплены меры социальной поддержки лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" (предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством, внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение, предоставление ежегодной денежной выплаты).

Статьей 26 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ к обязанностям работодателя отнесено оказание содействия субъектам обращения донорской крови и (или) ее компонентов в привлечении доноров к сдаче крови и (или) ее компонентов, предоставление работникам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, а также предоставление безвозмездно необходимых помещений для донации.

Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и (или) ее компонентов закреплены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Так, согласно статье 186 ТК РФ в день сдачи крови и (или) ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы.

Если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и (или) ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.

В случае сдачи крови и (или) ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.

После каждого дня сдачи крови и (или) ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

При сдаче крови и (или) ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Исходя из вышеизложенного, предоставление гарантий и компенсаций донорам крови и (или) ее компонентов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, обусловлено осуществлением работником сдачи крови и (или) ее компонентов, либо прохождением соответствующего медицинского осмотра, что должно быть подтверждено документально.

Какие-либо иные условия предоставления гарантий и компенсаций работнику в зависимости от количества донаций законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Директор Правового департамента

С.Б.СОЛОВЬЕВА