Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо Минобрнауки России от 28.10.2016 N 12-179 "О межгосударственном стандарте по организации обучения безопасности труда"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ

ПИСЬМО

от 28 октября 2016 г. N 12-179

Минобрнауки России сообщает свою позицию, что не имеет полномочий разъяснять положения приказа Росстандарта от 09.06.16 N 600-ст.

Одновременно Минобрнауки России сообщает, что согласно п. 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009, согласование актов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предусмотрено в отношении нормативных правовых актов. ГОСТы таковыми не являются и не подлежат представлению на государственную регистрацию, если они согласно п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России 04.05.07 N 88 (зарегистрирован Минюстом России 14.05.07, регистрационный N 9449), не содержат нормативных предписаний.

Общие положения об обучении в области охраны труда закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ).

Так, согласно ч. 2 ст. 212 и ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить за свой счет, а работник обязан пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, прохождение инструктажей по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Основным документом, определяющим правила прохождения обучения, является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 N 1/29 (зарегистрирован в Минюсте России 12.02.03, регистрационный N 4209) (далее - Порядок обучения), который устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.

Порядок обучения обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем (п. 1.2 Порядка обучения).

Обучению и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель, за исключением в том числе педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих преподавание дисциплины "Охрана труда", которые могут не проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение года после поступления на работу (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, п. 1.5 и 1.6 Порядка обучения).

В соответствии с п. 1.7 Порядка обучения ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организации проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (в настоящее время организации, осуществляющие образовательную деятельность) (далее - организации), при наличии у них лицензии на осуществление образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы (п. 2.3.2 Порядка обучения).

Согласно п. 4.2 и 4.3 Порядка обучения ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несут организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, осуществляется органами федеральной инспекции труда.

В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 29.12.12 N 272-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя в том числе лицензирование образовательной деятельности и государственный контроль (надзор) в сфере образования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и государственный контроль в сфере образования за деятельностью указанных организаций относятся к полномочиям Рособрнадзора и органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия РФ в сфере образования (п. 7 и 9 ч. 1 ст. 6, п. 1 и 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 273-ФЗ).

При этом согласно п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.13 N 966, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности в том числе является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Программы по охране труда не являются образовательными программами.

Учитывая изложенное, а также то, что ГОСТы не относятся к законодательству об образовании, Министерство полагает нецелесообразным проверку их требований организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Директор Департамента

В.БАКУТИН