Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2011 N 12-595 "О трудоустройстве выпускников педагогических учреждений высшего профессионального образования (вместе с Рекомендациями педагогическим учреждениям высшего профессионального образования по перспективам трудоустройства выпускников 2011 года)"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2011 г. N 12-595
О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Во исполнение пункта 6 Протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации АЖ-П12-76пр от 29 октября 2010 г. Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации педагогическим учреждениям высшего профессионального образования по перспективам трудоустройства выпускников 2011 года.
Заместитель директора Департамента
профессионального образования
О.А.ОРЧАКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЕРСПЕКТИВАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
2011 ГОДА
Сложившаяся ситуация на рынке труда и занятости населения в условиях постэкономического кризиса существенно обострила проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, прежде всего высшего.
Министерство образования и науки РФ, в ведении которого в настоящее время находятся 340 образовательных учреждений высшего профессионального образования и 776 образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров по самому широкому спектру направлений, принимает активное участие в практическом выполнении целого комплекса мероприятий, направленных на урегулирование напряженной ситуации на рынке труда.
В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе высшего педагогического профессионального образования определяется не только степенью востребованности подготовленных кадров разных уровней квалификации, но и знанием выпускниками реальной ситуации на рынке труда, умением придерживаться объективной стороны своих профессиональных компетенций в процессе поиска работы, а также грамотно позиционировать себя работодателю.
Выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования, молодые специалисты оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Для того чтобы подготовить выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования к самостоятельному поиску работы и успешной адаптации на региональном рынке труда, необходимо, чтобы выпускник имел четкие представления о предстоящем трудоустройстве, возможностях профессионального роста, качестве полученных им знаний, умений, практических навыков, а также требованиях работодателей, предъявляемых к выпускникам.
В целях совершенствования форм содействия трудоустройству выпускников педагогических учреждений высшего профессионального образования 2011 года Министерство образования и науки РФ рекомендует:
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- проведение ежегодного мониторинга системы трудоустройства выпускников педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- прогнозирование потребности региона в педагогических кадрах;
- повышение статуса педагогических работников и их престижа в обществе, в том числе путем информационной поддержки значимости педагогических профессий через средства массовой информации;
- распространение лучших педагогических практик по развитию профессионального мастерства студентов и выпускников среди образовательных учреждений.
Образовательным учреждениям высшего профессионального образования:
- Реализовать комплекс мер по работе со студентами и выпускниками в учебном заведении:
- информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью развития форм занятости и содействия их трудоустройству;
- использование базы данных вакансий работодателей и резюме студентов и выпускников;
- использование современных информационных и коммуникационных средств передачи информации о вакансиях;
- консультирование студентов по вопросам самопрезентации и профориентации для формирования профессиональных компетенций в определении "уровня посильности" трудовой деятельности;
- организация ярмарок вакансий, презентаций компаний, дней карьеры и др.;
- разработка методических материалов по вопросам содействия трудоустройству студентов старших курсов и выпускников по специальности;
- организация временной занятости студентов средствами производственных практик на предприятиях.
- Развивать формы сотрудничества с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников:
- заключение договоров о двухстороннем ("студент - работодатель") и трехстороннем ("студент - вуз - работодатель") сотрудничестве;
- привлечение потенциальных работодателей к участию в защите курсовых и дипломных проектов студентов, научно-исследовательских работ магистрантов, аспирантов и докторантов;
- оказание помощи работодателем учебным подразделениям вуза в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом;
- формирование совместно с работодателями системы мер по обеспечению трудоустройства выпускников, их закреплению на предприятиях, в том числе через предоставление дополнительного социального пакета;
- разработка регламента об организации совместной работы с работодателями по профориентации студентов, прохождению производственной практики и стажировок на предприятиях, карьерному сопровождению молодых специалистов.
- Взаимодействовать с органами по труду и занятости населения, общественными организациями и объединениями работодателей:
- обмен информацией о вакансиях и резюме с органами по труду и занятости населения;
- участие в мероприятиях по содействию трудоустройства выпускников образовательных учреждений, организованных органами исполнительной власти, в том числе органами по труду и занятости населения.