Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Письмо ФСС РФ от 28.06.2005 N 02-18/06-5771 "О порядке восстановления утраченных актов о несчастных случаях на производстве (вместе с письмами Роструда от 04.04.2005 N 676-3-6, от 09.06.2005 N 1315-3-6)"

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июня 2005 г. N 02-18/06-5771

Для использования в работе направляем разъяснения Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда России (письма от 04.04.2005 N 676-3-6, от 09.06.2005 N 1315-3-6) по вопросам, связанным с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на производстве (форма Н-1).

Руководитель Департамента

страхования от несчастных случаев

на производстве и профзаболеваний

И.Г.БАРАНОВСКИЙ

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2005 г. N 676-3-6

Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда России рассмотрело обращение по вопросам, связанным с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 30 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, работодатель (уполномоченный им представитель) обязан выдать один экземпляр утвержденного акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1) пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - доверенным лицам пострадавшего (по их требованию). Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования должен храниться в течение 45 лет работодателем (физическим или юридическим лицом), осуществляющим по решению комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование, учет несчастного случая.

При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и материалы расследования должны направляться работодателем (председателем комиссии) в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя). В этой связи представляется, что по указанным несчастным случаям на производстве, происшедшим после января 2000 г., оригиналы актов о несчастных случаях на производстве, в том числе, должны находиться в соответствующем исполнительном органе страховщика, куда пострадавшему может быть рекомендовано обратиться за получением дубликата акта.

В то же время представляется, что утрата акта о несчастном случае и работодателем, и пострадавшим зачастую означает, что отсутствует объективное подтверждение факта несчастного случая, хотя не исключается, что в действительности он мог иметь место. В этой связи считаем, что в данном случае для установления факта несчастного случая и его надлежащей квалификации необходимо проведение дополнительного расследования (в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 25 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73), по результатам которого работодателю может быть выдано соответствующее заключение и предписание о составлении акта о несчастном случае на производстве.

Следует учитывать также, что в случаях реорганизации (ликвидации) организации, в которой работал пострадавший на момент происшествия несчастного случая, без установления правопреемственности зачастую представляется невозможным по объективным причинам оформить, утвердить надлежащим работодателем (его представителем) и выдать пострадавшему (его доверенному лицу) акт о несчастном случае на производстве даже при наличии полученных в ходе расследования объективных доказательств того, что с пострадавшим действительно произошел несчастный случай на производстве. В связи с этим, а также в целях обеспечения реализации законных прав пострадавшего (его доверенного лица) на получение страхового обеспечения полагали бы целесообразным рассмотреть вопрос о внесений изменений в п. 4 статьи 15 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ, включив в перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении страховых выплат, заключение государственного инспектора труда (форма 5 приложения 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73).

И, наконец, если в ходе дополнительного расследования не удалось фактически подтвердить факт несчастного случая (и, следовательно, восстановить возможно утраченный акт о несчастном случае на производстве), представляется, что в этом случае вопрос о признании несчастного случая может быть решен только в судебном порядке в соответствии со 264 и 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Начальник Управления

надзора и контроля за соблюдением

законодательства о труде

И.А.ВОРОБЬЕВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 9 июня 2005 г. N 1315-3-6

Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда России рассмотрело обращение по вопросам, связанным с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.

Как уже сообщалось ранее (письмо Роструда от 04.04.2005 N 676-3-6), при данных обстоятельствах для установления факта несчастного случая и его надлежащей квалификации необходимо проведение дополнительного расследования (в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 25 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73), по результатам которого работодателю может быть выдано соответствующее заключение государственного инспектора труда и предписание о составлении акта о несчастном случае на производстве. В этой связи представляется, что форма акта о несчастном случае на производстве, составленного по результатам расследования, должна соответствовать форме 2, указанной в приложении 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 N 73. При этом, в соответствии с п. 31 Положения, в акте вместо подписей членов комиссии должна быть сделана запись о том, что данный акт формы Н-1 оформлен на основании и в соответствии с заключением государственного инспектора труда, проводившего в установленном порядке расследование несчастного случая, а в п. 8.2 акта указывается характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению (на основании заключения соответствующего учреждения здравоохранения), в том числе с учетом возможных наступивших на момент проведения дополнительного расследования последствий полученных повреждений здоровья.

Оформленный акт о несчастном случае на производстве вместе с прилагаемыми к нему материалами расследования (которые, в частности, могут включать в себя заключение госинспектора труда, иные документы, полученные в ходе расследования, и т.п.) направляется госинспектором труда, проводившим расследование несчастного случая, в органы и организации, перечисленные в части 10 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации (в том числе в соответствующий исполнительный орган страховщика).

Одновременно разъясняем, что в соответствии с частью 25 статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации установление грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению (или увеличению) вреда, причиненного его здоровью, и определение степени его вины в процентах осуществляется комиссией, проводившей в установленном порядке расследование несчастного случая, с учетом конкретных обстоятельств происшествия и заключения профсоюзного (иного уполномоченного застрахованным) представительного органа данной организации. В связи с этим представляется, что государственный инспектор труда, проводивший расследование несчастного случая, не правомочен устанавливать в своем заключении степень вины застрахованного в процентах.

Начальник Управления

надзора и контроля за соблюдением

законодательства о труде

И.А.ВОРОБЬЕВ