Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Паспорт национального проекта (программы) Производительность труда и поддержка занятости "(утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)"

Утвержден

президиумом Совета

при Президенте Российской Федерации

по стратегическому развитию

и национальным проектам

(протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)

ПАСПОРТ

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) "ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ"

1. Основные положения

Краткое наименование национального проекта

Производительность труда

Срок начала и окончания

1 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г.

Куратор национального проекта

А.Г. Силуанов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

Руководитель национального проекта

М.С. Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации

Администратор национального проекта

С.С. Галкин, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

2. Цели, целевые и дополнительные показатели

национального проекта

N п/п

Цель, целевой показатель, дополнительный показатель

Уровень контроля

Базовое значение

Период, год

значение

дата

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, процент к предыдущему году <1>, <2>

Совет

-

-

101,4 <3>

101,4

102,0

103,1

103,6

104,1

105,0 <4>

1.1.

Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к производительности труда в Российской Федерации <5>, процентных пунктов

-

-

-

0,0

0,1

0,2

0,2

0,4

1,2

1,8

2.

Количество привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов Российской Федерации, ед. нарастающим итогом <6>

Совет

16

1 июня 2018 г.

16

29

43

57

71

85

85

3.

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом <7>

Совет

100

1 июня 2018 г.

100

958

2 034

3 728

5 840

8 090

10 000

3.1.

Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям <8>, процент

-

60

80

90

95

95

95

3.2

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, воспользовавшихся мерами поддержки в рамках национального проекта, не менее ед. нарастающим итогом

-

60

575

1220

2237

3504

4854

--------------------------------

<1> Методология расчета показателей производительности, разработанная в рамках приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости", будет доработана в соответствии с мероприятиями паспорта национального проекта.

<2> Базовые несырьевые отрасли: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство.

<3> В 2018 году согласно базовому прогнозу Минэкономразвития России (вклад национального проекта не оценивается).

<4> Целевой показатель достигается в том числе за счет реализации других мер экономической политики.

<5> Справочно: не является целевым показателем национального проекта.

<6> Количество субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения о реализации программы с Минэкономразвития России.

<7> Предприятия, использующие инструменты, предусмотренные национальным проектом.

<8> Не менее чем на 10%, 15% и 30% по результатам первого, второго и третьего годов соответственно участия предприятия в национальном проекте по сравнению с базовым значением, далее прирост не менее 5% по отношению к предыдущему году; показатель позволит отслеживать динамику производительности труда на микроуровне.

3. Структура национального проекта

N п/п

Наименование федерального проекта

Сроки реализации

Куратор федерального проекта

Руководитель федерального проекта

1.

Системные меры по повышению производительности труда

1 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г.

А.Г. Силуанов

С.С. Галкин

2.

Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях

1 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г.

А.Г. Силуанов

Н.И. Соломон

3.

Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда

1 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г.

А.Г. Силуанов

А.В. Вовченко

4. Задачи и результаты национального проекта

4.1. Федеральный проект "Системные меры по повышению

производительности труда"

N п/п

Наименование задачи, результата

Срок реализации

Ответственный исполнитель

1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда

1.1.

Развернута программа предоставления льготных займов Фонда развития промышленности (далее - ФРП) "Повышение производительности труда" (выдача займов с 2019 года) <9>

31 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

Р.В. Петруца

Н.И. Соломон

1.2.

Проведена оценка востребованности и эффективности использования займов по программе ФРП "Повышение производительности труда" для реализации проектов по техническому перевооружению для роста производительности труда, по итогам которой принято решение о целесообразности ее расширения или сокращения, а также участия региональных фондов развития промышленности

10 марта 2021 г.

С.С. Галкин

Р.В. Петруца

Н.И. Соломон

1.3.

Реализован механизм субсидирования процентных ставок <10> по кредитам для субъектов МСП - участников национального проекта с учетом дополнительных критериев по росту производительности труда, на реализацию проектов по повышению производительности труда в приоритетных отраслях по льготной ставке (выдача кредитов с 2019 года) <11>

31 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

В.А. Живулин

1.4.

Проведена оценка востребованности и эффективности использования льготных кредитов субъектами МСП - участниками национального проекта на реализацию проектов по повышению производительности труда, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения данной программы

10 марта 2021 г.

С.С. Галкин

В.А. Живулин

1.5.

Сформирован перечень мер государственной поддержки, условия предоставления которых могут быть доработаны с точки зрения включения дополнительных условий и критериев по повышению производительности труда

28 декабря 2018 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

Профильные федеральные органы исполнительной власти

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

1.6.

Определены условия и критерии по повышению производительности труда для включения в порядок предоставления мер государственной поддержки (в том числе с учетом уже достигнутых результатов по уровню производительности труда)

1 апреля 2019 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

Профильные федеральные органы исполнительной власти

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

1.7.

Разработаны, внесены в Правительство Российской Федерации и/или управляющие органы институтов развития, утверждены нормативные правовые акты и/или решения управляющих органов институтов развития, предусматривающие изменение условий предоставления государственной поддержки с учетом критериев производительности труда

2 сентября 2019 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

Профильные федеральные органы исполнительной власти

Институты развития

1.8.

Подготовлены пилотные проекты по предоставлению налоговых преференций

15 марта 2019 г.

С.С. Галкин

А.О. Котяков

М.В. Мишустин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

Профильные федеральные органы исполнительной власти

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

1.9.

Проведены пилотные проекты (налоговые эксперименты) в субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта по предоставлению налоговых преференций для стимулирования роста производительности труда. Приняли участие в предоставлении налоговых преференций не менее 5 субъектов Российской Федерации к 2020 году, на основании чего принято решение о тиражировании и масштабировании программы. Количество субъектов Российской Федерации, участвующих в предоставлении налоговых преференций предприятиям для стимулирования роста производительности труда, составило не менее: 1 в 2019 году, 5 в 2020 году, 10 в 2021 года, 85 в 2022 - 2024 годах

31 декабря 2020 г.

С.С. Галкин

А.О. Котяков

М.В. Мишустин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

Профильные федеральные органы исполнительной власти

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

1.10.

Проведена оценка востребованности и эффективности налоговых преференций для стимулирования роста производительности труда в пилотных проектах, по итогам которой принято решение о целесообразности расширения данной программы

1 февраля 2022 г.

С.С. Галкин

А.О. Котяков

М.В. Мишустин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

Профильные федеральные органы исполнительной власти

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

1.11.

Подготовлены меры и мероприятия по нефинансовому стимулированию внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов (система национальных конкурсов; рейтинги по производительности труда субъектов Российской Федерации, отраслей, компаний; индивидуальные конкурсы по производительности труда; включение производительности труда в движение по волонтерству и наставничеству; знаки отличия по производительности и другие мероприятия)

15 мая 2019 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

М.Н. Глухова

А.Е. Репик

А.С. Калинин

Профильные федеральные органы исполнительной власти

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

2. Снижение административно-правовых ограничений для роста производительности труда

2.1.

Проведен сравнительный анализ российской и зарубежной регуляторной среды с точки зрения негативного влияния на производительность труда с целью выявления основных возможностей снижения административно-регуляторных издержек в сферах промышленной безопасности, трудового законодательства, технического регулирования, а также в базовых несырьевых отраслях

30 августа 2019 г.

С.С. Галкин

2.2.

Разработана программа мониторинга и анализа правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях

30 августа 2019 г.

С.С. Галкин

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

2.3.

Разработан механизм ежегодного снижения административных барьеров в целях роста производительности труда

23 декабря 2019 г.

С.С. Галкин

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

Профильные ФОИВ

Субъекты Российской Федерации - участники

2.4.

Разработана методология количественной и качественной оценки затрат предприятий и секторов, возникающих в связи с наличием административных барьеров

30 августа 2019 г.

С.С. Галкин

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

2.5.

Проведена оценка затрат предприятий на преодоление административных барьеров, выявленных в рамках работ по формированию перечня нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда

30 августа 2019 г.

С.С. Галкин

2.6.

На ежегодной основе, начиная с 23 декабря 2019 г., сформирован и направлен в Правительство Российской Федерации перечень положений нормативных правовых и иных актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда. Количество измененных нормативных правовых актов (доля от перечня) составило не менее (нарастающим итогом): 5% в 2018 году, 30% в 2019 году, 60% в 2020 году, 100% в 2021 году <12>

18 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

2.7.

На ежегодной основе, начиная с 23.12.2019, проведен мониторинг и анализ правоприменения измененных нормативных правовых и иных актов на предприятиях. Удовлетворенность пользователей отработкой заявок по снижению административно-правовых барьеров составила не менее: 40% в 2020 году, 50% в 2021 году, 60% в 2022 и 2023 годах, 70% в 2023 году

18 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

Профильные ФОИВ

Субъекты Российской Федерации - участники

Профильные ФОИВ

Субъекты Российской Федерации - участники

3. Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение управленческого звена предприятий - участников национального проекта, а также служб занятости населения

3.1.

Разработана программа обучения управленческих кадров, направленная на формирование навыков управления изменениями, а также управления в условиях организационных трансформаций. Данная программа предусматривает совершенствование у обучаемых навыков стратегического менеджмента, управления персоналом, знаний в области мотивации

1 февраля 2019 г.

С.С. Галкин

Минобрнауки России

Профильные ВУЗы

3.2.

Проводится обучение управленческих кадров, вовлеченных в реализацию национального проекта, обучается 3 228 человек ежегодно.

Количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда, тыс. человек нарастающим итогом, составило не менее: 3,2 в 2019 году, 6,5 в 2020 году, 9,7 в 2021 году, 12,9 в 2022 году, 16,1 в 2023 году, 19,4 в 2024 году

30 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

Минобрнауки России

Профильные вузы

3.3.

На основе реализации программы обучения управленческих кадров разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям: "бережливое производство", "научная организация труда" и других. Доля участников программы обучения управленческим навыкам для повышения производительности труда, удовлетворенных программой обучения составляет не менее 90% к 2024 году. Доля участников программы обучения управленческим навыкам для повышения производительности труда, удовлетворенных программой обучения, составила не менее: 60% в 2019 году, 70% в 2020 году, 80% в 2021 году, 90% в 2022 - 2024 годах

30 декабря 2019 г.

С.С. Галкин

Минобрнауки России

Профильные вузы

4. Международное взаимодействие

4.1.

Подписание ежегодно не менее одного меморандума о взаимодействии со странами - лидерами в области повышения производительности труда

30 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

4.2.

Проведение ежегодно не менее одной международной конференции с участием стран-партнеров

30 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

4.3.

Проведение ежегодно международных стажировок для не менее чем 300 сотрудников предприятий - участников национального проекта

30 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

4.4.

Проведение ежегодно не менее одной программы экспертной поддержки предприятий - участников с привлечением международных партнеров

30 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

5.

Методологическое сопровождение

5.1.

Методология расчета показателей производительности труда, разработанная в рамках приоритетной программы, доработана для целей национального проекта (в разрезе субъектов Российской Федерации, отраслей, предприятий)

28 декабря 2018 г.

С.С. Галкин

М.В. Мишустин

А.Е. Репик

5.2.

Методика расчета показателей производительности труда утверждена нормативным правовым актом Минэкономразвития России

28 декабря 2018 г.

С.С. Галкин

6.

Поддержка выхода на внешние рынки: формирование систем методической и организационной поддержки в рамках начальной работы на внешних рынках в целях повышения производительности труда на предприятиях

6.1.

Разработана и протестирована пилотная программа по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта с привлечением партнеров-практиков и наставников (совместно с АО "Российский экспортный центр"), количество участников - не более 12 предприятий из 5 пилотных субъектов Российской Федерации

28 декабря 2018 г.

С.С. Галкин

А.А. Слепнев

6.2.

25% участников пилотной программы по поддержке развития экспортного потенциала заключили экспортный контракт. Количество предприятий - участников национального проекта, заключивших новые экспортные контракты, по итогам получения акселерационной поддержки по развитию экспортного потенциала составило не менее 700 к 2024 году

1 июля 2019 г.

С.С. Галкин

А.А. Слепнев

6.3.

До 300 предприятий - участников региональных программ получили акселерационную поддержку по развитию экспортного потенциала на базе АО "Российский экспортный центр"

30 декабря 2019 г.

С.С. Галкин

А.А. Слепнев

6.4.

Осуществление акселерационной поддержки предприятий из числа участников национального проекта в 2020 - 2024 годах

30 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

А.А. Слепнев

7. Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда за счет внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий

7.1.

Для предприятий-участников определена потребность и возможность внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий

1 августа 2019 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

7.2.

Проведена оценка потребности в поддержке пилотных программ по автоматизации, по итогам которой принято решение о дополнительном финансовом обеспечении

1 октября 2019 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

7.3.

Разработана пилотная программа по поддержке внедрения автоматизации и использования цифровых технологий

2 декабря 2019 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

7.4.

Подведены итоги пилотной программы по поддержке внедрения автоматизации и использования цифровых технологий. Количество предприятий, прошедших программу по поддержке автоматизации и использования цифровых технологий составило не менее 10 к 2019 году, 96 к 2020 году, после чего принято решение о масштабировании и тиражировании программы. Количество предприятий, прошедших программу по поддержке автоматизации и использования цифровых технологий, составило не менее: 203 к 2021 году, 373 к 2022 году, 584 к 2023 году, 809 к 2024 году

3 августа 2020 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

7.5.

Разработаны меры финансовой поддержки со стороны институтов развития в части предоставления займов/субсидий для предприятий - участников национального проекта на приобретение специализированного программного обеспечения, с приоритетом для программного обеспечения российского производства. Количество предприятий из числа прошедших программу, внедривших цифровой двойник производственных процессов составило не менее 48 к 2020 году, после чего принято решение о масштабировании и тиражировании программы. Количество предприятий из числа прошедших программу, внедривших цифровой двойник производственных процессов на каждый год реализации национального проекта, составило не менее, ед.: 102 в 2021 году, 187 в 2022 году, 292 в 2023 году, 405 в 2024 году.

1 сентября 2020 г.

С.С. Галкин

В.С. Осьмаков

А.Н. Шохин

А.Е. Репик

А.С. Калинин

8. Работа на крупных государственных компаниях, компаниях с государственным участием

8.1.

Выпущены рекомендации по созданию центров компетенций в области повышения производительности труда в крупных государственных компаниях, компаниях с государственным участием

28 декабря 2018 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

8.2.

Мероприятия по повышению производительности труда включены в долгосрочные программы развития (ДПР) соответствующих компаний; в ДПР определены инструменты и ресурсы для повышения производительности труда и внедрены рекомендации установить целевые показатели роста не ниже 5% ежегодно

1 марта 2019 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

--------------------------------

<9> Справочно: при среднем размере займа 100 млн. руб. займом смогут воспользоваться до 165 предприятий.

<10> Механизм субсидирования процентных ставок реализовывается в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Выдача субсидированных кредитов запланирована с 2019 года в соответствии с планом мероприятий паспорта федерального проекта "Системные меры по повышению производительности труда".

<11> Справочно: при среднем размере кредита 100 млн. руб. может быть привлечено до 996 кредитов по ставке 6,5% годовых.

<12> В 2018 году продолжается работа по реализации первого пакета мер по совершенствованию законодательства в целях модернизации производства и повышения производительности труда, утвержденного 23 марта 2018 г. протоколом N 2 заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Производительность труда".

4.2. Федеральный проект "Адресная поддержка повышения

производительности труда на предприятиях"

N п/п

Наименование задачи, результата

Срок реализации

Ответственный исполнитель

1. Формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях

1.1.

Утверждены региональные программы и подписаны соглашения с 13 субъектами Российской Федерации - участниками 2019 года

29 марта 2019 г.

С.С. Галкин

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

1.2.

Подведены промежуточные итоги реализации региональных программ 16 субъектов Российской Федерации - участников 2017, 2018 годов, в том числе:

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под федеральным управлением (создано 56 потоков - образцов ключевых продуктов, проведено 12 оценок наличия ключевых элементов производственной системы и достаточного уровня использования внутренних ресурсов предприятий для получения займов ФРП)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом" (создано 20 потоков - образцов ключевых продуктов)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под региональным управлением (создано 5 потоков - образцов ключевых продуктов)

Проведены замеры удовлетворенности предприятий работой федерального (региональных) центра(-ов) компетенций (доля предприятий, удовлетворенных работой названных центров, не менее 50%)

Проведены замеры осведомленности предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда (доля осведомленных не менее 40%)

28 июня 2019 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

1.3.

Разработана и внедрена система комплексной сертификации производственной системы по производительности труда, в том числе разработан инструментарий самооценки производственной системы предприятия

27 декабря 2019 г.

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

1.4.

Проведена оценка потребности предприятий в получении сертификатов производственной системы, принято решение о целесообразности увеличения количества выдаваемых сертификатов <13>

30 июня 2020

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

1.5.

Разработан и представлен на согласование Проектному комитету по национальному проекту механизм софинансирования мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта, в том числе с учетом привлечения частных инвестиций на финансирование деятельности РЦК

1 апреля 2020 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

1.6.

Утверждены региональные программы и подписаны соглашения с 14 субъектами Российской Федерации - участниками 2020 года

30 марта 2020 г.

С.С. Галкин

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

1.7.

Подведены промежуточные итоги программы в 13 субъектах Российской Федерации на предприятиях 2019 года с учетом реализации программы на 40 предприятиях в год с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом":

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под федеральным управлением (создано 244 потока - образца ключевых продуктов, проведено до 70 оценок наличия ключевых элементов производственной системы и достаточного уровня использования внутренних ресурсов предприятий для получения займов ФРП)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом" (создано 30 потоков - образцов ключевых продуктов)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под региональным управлением (создано 156 потоков - образцов ключевых продуктов)

Проведены замеры удовлетворенности предприятий работой федерального (региональных) центра(-ов) компетенций

(доля предприятий, удовлетворенных работой названных центров, не менее 50%)

Проведены замеры осведомленности предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда

(доля осведомленных не менее 50%)

30 июня 2020 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

С.А. Обозов (для мероприятий с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом")

1.8.

Утверждены региональные программы и подписаны соглашения с 14 субъектами Российской Федерации - участниками 2021 года

31 марта 2021 г.

С.С. Галкин

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

1.9.

Подведены промежуточные итоги программы в 14 субъектах Российской Федерации на предприятиях 2020 года с учетом реализации программы на 40 предприятиях в год с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом", в том числе:

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под федеральным управлением (создано 262 потока - образца ключевых продуктов, проведено до 70 оценок наличия ключевых элементов производственной системы и достаточного уровня использования внутренних ресурсов предприятий для получения займов ФРП)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда,

реализуемые с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом" (создано 30 потоков - образцов ключевых продуктов)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под региональным управлением (создано 282 потока - образца ключевых продуктов)

Проведены замеры удовлетворенности предприятий работой федерального (региональных) центра(-ов) компетенций (доля предприятий, удовлетворенных работой названных центров, не менее 60%)

Проведены замеры осведомленности предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда (доля осведомленных не менее 60%)

30 июня 2021 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

1.10.

Утверждены региональные программы и подписаны соглашения с 14 субъектами Российской Федерации - участниками 2022 года

31 марта 2022 г.

С.С. Галкин

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

1.11.

Подведены промежуточные итоги программы в 14 субъектах Российской Федерации на предприятиях 2021 года с учетом реализации программы на 40 предприятиях в год с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом", в том числе:

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под федеральным управлением (создано 262 потока - образца ключевых продуктов, проведено до 70 оценок наличия ключевых элементов производственной системы и достаточного уровня использования внутренних ресурсов предприятий для получения займов ФРП)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом" (создано 30 потоков - образцов ключевых продуктов)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под региональным управлением (создано 408 потоков - образцов ключевых продуктов)

Проведены замеры удовлетворенности предприятий работой федерального (региональных) центра(-ов) компетенций (доля предприятий, удовлетворенных работой названных центров, не менее 70%)

Проведены замеры осведомленности предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда (доля осведомленных не менее 70%)

30 июня 2022 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

1.12.

Утверждены региональные программы и подписаны соглашения с 14 субъектами Российской Федерации - участниками 2023 года

31 марта 2023 г.

С.С. Галкин

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

1.13.

Подведены промежуточные итоги программы в 14 субъектах Российской Федерации на предприятиях 2022 года с учетом реализации программы на 40 предприятиях в год с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом", в том числе:

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под федеральным управлением (создано 262 потока - образца ключевых продуктов, проведено до 70 оценок наличия ключевых элементов производственной системы и достаточного уровня использования внутренних ресурсов предприятий для получения займов ФРП)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом" (создано 30 потоков - образцов ключевых продуктов)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под региональным управлением (создано 534 потока - образца ключевых продуктов)

Проведены замеры удовлетворенности предприятий работой федерального (региональных) центра(-ов) компетенций (доля предприятий, удовлетворенных работой названных центров, не менее 80%)

Проведены замеры осведомленности предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда (доля осведомленных не менее 80%)

30 июня 2023 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

1.14.

Подведены промежуточные итоги программы в 14 субъектах Российской Федерации на предприятиях 2023 года с учетом реализации программы на 40 предприятиях в год с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом", в том числе:

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под федеральным управлением (создано 262 потока - образца ключевых продуктов, проведено до 70 оценок наличия ключевых элементов производственной системы и достаточного уровня использования внутренних ресурсов предприятий для получения займов ФРП)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые с привлечением партнера - Госкорпорации "Росатом" (создано 30 потоков - образцов ключевых продуктов)

Внедрены мероприятия по повышению производительности труда, реализуемые под региональным управлением (создано 660 потоков - образцов ключевых продуктов)

Проведены замеры удовлетворенности предприятий работой федерального (региональных) центра(-ов) компетенций (доля предприятий, удовлетворенных работой названных центров, не менее 80%)

Проведены замеры осведомленности предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда (доля осведомленных не менее 80%)

1 июля 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

2. Формирование системы обучения сотрудников предприятий, направленной на повышение производительности труда

2.1.

Разработаны и переданы предприятиям - участникам национального проекта и РЦК 12 обучающих решений по ключевым методикам, влияющим на повышение производительности труда

30 декабря 2019 г.

Н.И. Соломон

2.2.

За период с 2018 года по 2024 год обучено инструментам повышения производительности труда 79 500 сотрудников предприятий - участников национального проекта, в том числе:

59 200 сотрудников предприятий - участников национального проекта в рамках мероприятий по повышению производительности труда под федеральным и региональным управлением;

20 300 сотрудников предприятий - участников национального проекта в рамках мероприятий по повышению производительности труда, реализуемых самостоятельно

31 декабря 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

2.3.

Подготовлено 4 350 внутренних тренеров предприятий - участников национального проекта, в том числе:

150 внутренних тренеров предприятий - участников национального проекта в 2017, 2018 годах, реализующих мероприятия по повышению производительности труда под федеральным управлением

700 внутренних тренеров предприятий - участников национального проекта ежегодно с 2019 год по 2024 год

31 декабря 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации Н.И. Соломон

3. Формирование системы методической и организационной поддержки в субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта

3.1.

За период с 2018 года по 2024 год сформировано не менее 65 РЦК в субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта, в том числе, не менее 9 в 2018 году, не менее 13 в 2019 году (проведен отбор, обучение и оценка знаний и навыков сотрудников РЦК, необходимых для самостоятельной реализации программ в субъектах Российской Федерации)

31 декабря 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

3.2.

Введена в эксплуатацию ИТ-платформа управленческих и технологических компетенций в сфере производительности труда (далее - ИТ-платформа), способствующая распространению знаний по повышению производительности труда. Базовый функционал ИТ-платформы включает в себя:

Блок "База знаний" (включая практические руководства, различные материалы и курсы по производительности труда, типовые решения по повышению производительности труда, решения/отчеты по анализу лучших российских и практик)

Блок "Экспресс диагностика" (бенчмаркинг, инструментарий самооценки производственной системы предприятия)

Блок "Обучение" (дистанционное обучение сотрудников предприятий - участников национального проекта)

31 октября 2019 г.

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

3.3.

Введена в промышленную эксплуатацию ИТ-платформа

25 декабря 2020 г.

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

3.4.

ИТ-платформа используется, как инструмент тиражирования лучших российских и международных практик:

на ИТ-платформе размещены материалы/курсы по производительности труда, доступные всем пользователям, не менее: 20 в 2019 году, 40 в 2020 году, 50 в 2021 году, 60 в 2022 году, 70 в 2023 году, 80 в 2024 году;

количество зарегистрированных пользователей ИТ-платформы достигло не менее, человек нарастающим итогом: 500 в 2018 году,

7 970 в 2019 году, 17 410 в 2020 году, 30 920 в 2021 году, 47 470 в 2022 году, 65 720 в 2023 году, 82 820 в 2024 году.

31 декабря 2024 г.

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

3.5.

За период с 2019 года по 2024 год сформировано не менее 18 типовых решений по повышению производительности труда (оптимизация производственных и вспомогательных процессов), имеющих специфику по видам деятельности (по ОКВЭД 2) в отраслях для последующего самостоятельного использования предприятиями в целях повышения производительности труда (не менее двух решений в год с 2019 года, не менее 5 решений с 2023 года)

1 октября 2024 г.

Н.И. Соломон

3.6.

За период с 2019 года по 2024 год сформировано не менее 12 решений (отчетов) по анализу лучших российских и зарубежных практик по повышению производительности труда, внедрению технологических инноваций для предприятий, относящихся к одному виду деятельности (по ОКВЭД 2) в несырьевых отраслях (обрабатывающая промышленность, торговля, строительство, сельское хозяйство, транспорт, оптовая и розничная торговля) для сопоставления показателей производительности труда и других показателей эффективности деятельности (бенчмаркинга) предприятий (не менее двух отчетов в год с 2019 года)

1 октября 2024 г.

Н.И. Соломон

3.7.

За период с 2018 года по 2024 год проведено 13 мероприятий федерального уровня и 26 мероприятий регионального уровня, в том числе

Проведено 1 мероприятие федерального уровня и 2 мероприятия регионального уровня по обмену лучшими практиками и опытом по повышению производительности в 2018 году;

Проведено 2 мероприятия федерального уровня и 4 мероприятия регионального уровня по обмену лучшими практиками и опытом по повышению производительности труда ежегодно, начиная с 2019 года

31 декабря 2024 г.

Н.И. Соломон

С.С. Галкин

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

4. Стимулирование субъектов Российской Федерации к повышению производительности труда через систему грантовой поддержки

4.1.

Разработаны целевые показатели и индикаторы производительности труда, по достижению которых субъекты Российской Федерации смогут претендовать на получение грантов для обеспечения работы по производительности. Разработаны правила использования полученных грантов

29 марта 2019 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

4.2.

Запущены с 2019 года программы грантовой поддержки субъектов Российской Федерации, на ежегодной основе принято решение о целесообразности грантовой поддержки субъектов Российской Федерации. За период с 2019 года по 2024 год не менее чем 42 субъекта Российской Федерации - участника национального проекта, добившихся опережающих показателей роста производительности труда, получили гранты. Количество субъектов Российской Федерации, защитивших региональные программы по повышению производительности труда и получивших гранты на их реализацию (накопленным итогом), составило не менее: 14 в 2018 году, 21 в 2020 году, 28 в 2021 году, 35 в 2022 году, 42 в 2023 и 2024 гг.

31 октября 2024 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

5. Работа с партнерами

5.1.

Определены форматы участия компаний-партнеров в реализации национального проекта (работа с поставщиками, обучение, прочее)

28 декабря 2018 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

5.2.

Заключены соглашения с не менее чем 10 компаниями-партнерами

1 июня 2020 г.

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

6.

Подведены итоги реализации региональных программ в 85 субъектах Российской Федерации

31 декабря 2024 г.

С.С. Галкин

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Н.И. Соломон

--------------------------------

<13> В паспорте федерального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" предусмотрены мероприятия для определения оценки потребности предприятий в 3 000 сертификатов производственной системы к 2024 году.

4.3. Федеральный проект "Поддержка занятости

и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста

производительности труда"

N п/п

Наименование задачи, результата

Срок реализации

Ответственный исполнитель

1. Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, поддержку занятости населения в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях

1.1.

Подведены итоги мероприятий по поддержке занятости, проведенных в предшествующем году, и сформированы предложения по совершенствованию работы

20 февраля 2024 г.

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

1.2.

По результатам проведенного в 2018 году обучения сотрудников предприятий в пилотных субъектах Российской Федерации уточнены, дополнены и утверждены рекомендации по проведению обучения в рамках национального проекта

1 апреля 2019 г.

С.С. Галкин

А.В. Вовченко

1.3.

Доработана методология анализа и прогнозирования данных по потребности предприятий в персонале в ходе реализации мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта

1 августа 2019 г.

Руководители РЦК

С.С. Галкин

1.4.

Разработана и утверждена методология реализации мероприятий по трудоустройству высвобожденного персонала, определена организационно-правовая основа для реализации мероприятий

1 октября 2019 г.

В.Л. Вуколов

С.С. Галкин

1.5.

Выделена категория сотрудников предприятий - участников национального проекта, которым требуется профессиональное обучение, переобучение или повышение квалификации для реализации мероприятий по повышению производительности труда на предприятии

1 августа 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

1.6.

Выделена категория работников предприятия, которые находятся под риском высвобождения, планируются к высвобождению или высвобождены и поэтому требуют профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации для дальнейшего трудоустройства

1 августа 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

С.С. Галкин

В.Л. Вуколов

1.7.

В субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта, где планируется обучение в текущем году, сформированы списки на обучение, выбраны обучающие курсы и обучающие организации

30 августа 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

1.8.

Обучены работники предприятий, определенные в категории требующих дополнительного обучения в целях повышения производительности труда, в том числе находящихся под риском высвобождения. Оценка количества обученных работников к 2019 году: не менее 17,8 тыс. человек

31 декабря 2019 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

1.9.

Проведена оценка уровня трудоустройства работников предприятий, находящихся под риском высвобождения (также планируемых к высвобождению или высвобожденных), ранее участвовавших в национальном проекте

3 февраля 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

1.10.

Обучены работники предприятий, определенные в категории требующих дополнительного обучения в целях повышения производительности труда, в том числе находящихся под риском высвобождения. Оценка количества обученных работников: не менее 33,4 тыс. человек с 2019 года

31 декабря 2020 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

1.11.

Обучены работники предприятий, определенные в категории требующих дополнительного обучения в целях повышения производительности труда или находящихся под риском высвобождения (также планируемых к высвобождению или высвобожденных). Оценка количества обученных работников - не менее 50,0 тыс. человек с 2019 года

31 декабря 2021 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

1.12.

Обучены работники предприятий, определенные в категории требующих дополнительного обучения в целях повышения производительности труда или находящихся под риском высвобождения (также планируемых к высвобождению или высвобожденных). Оценка количества обученных работников - не менее 66,6 тыс. человек с 2019 года

30 декабря 2022 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

1.13.

Обучены работники предприятий, определенные в категории требующих дополнительного обучения в целях повышения производительности труда или находящихся под риском высвобождения (также планируемых к высвобождению или высвобожденных). Оценка количества обученных работников - не менее 83,2 тыс. человек с 2019 года

29 декабря 2023 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

1.14.

Обучены работники предприятий, определенные в категории требующих дополнительного обучения в целях повышения производительности труда или находящихся под риском высвобождения (также планируемых к высвобождению или высвобожденных). Оценка количества обученных работников - не менее 99,8 тыс. человек с 2019 года

30 декабря 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

2. Развитие инфраструктуры занятости и внедрение организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения

2.1.

В субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта проведен аудит деятельности центров занятости населения и выявлены направления развития в соответствии с потребностью граждан, предприятий и учебных организаций

1 апреля 2019 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

2.2.

Разработан проект единых требований к деятельности органов службы занятости, включая типовые решения и рекомендации для повышения эффективности работы центров занятости населения, стандарт модельного центра занятости, регламенты работы центров занятости, внедрение и организационно-методическое сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем, создание и обеспечение работы каналов связи, программа переобучения для сотрудников

1 июля 2019 г.

В.Л. Вуколов

С.С. Галкин

А.В. Вовченко

Н.И. Соломон

2.3.

В субъектах Российской Федерации утвержден перечень пилотных проектов по реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности государственных учреждений службы занятости населения, в соответствии с едиными требованиями к организации деятельности органов службы занятости по выявленным в ходе аудита проблемным областям их деятельности. Количество модернизированных служб занятности населения, ед. нарастающим итогом, составило не менее: 16 в 2019 году, 26 в 2020 году, 36 в 2021 году, 46 в 2022 году, 56 в 2023 году, 66 в 2024 году

3 июня 2019 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

Н.И. Соломон

2.4.

Сформирована и утверждена методика расчета показателя оценки удовлетворенности соискателей и работодателей услугами СЗН. Доля получателей услуг модернизированных служб занятости населения, удовлетворенных полученными услугами, составила не менее: 60% в 2019 году, 65% в 2020 году, 75% в 2021 году, 80% в 2022 году, 85% в 2023 году, 90% в 2024 году

1 июля 2019 г.

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

С.С. Галкин

2.5.

В пилотных субъектах Российской Федерации усовершенствована система анализа и прогнозирования данных о потребности предприятий в кадрах

1 июля 2020 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

РЦК

2.6.

В рамках пилотного проекта создана система активного взаимодействия центров занятости населения с работодателями, в том числе из других субъектов Российской Федерации, в целях получения информации об актуальных вакансиях для целей трудоустройства работников предприятий - участников национального проекта

31 октября 2019 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

2.7

В пилотных субъектах Российской Федерации определены и внедрены ключевые показатели эффективности работы центров занятости населения

31 октября 2019 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

2.8.

По результатам реализации пилотных проектов скорректированы типовые решения и рекомендации для повышения эффективности работы центров занятости населения, стандарт модельного центра занятости населения, регламенты работы центров занятости, внедрение и организационно-методическое сопровождение функционирования автоматизированных информационных систем, создание и обеспечение работы каналов связи, программа переобучения для сотрудников

2 марта 2020 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

2.9.

Подведены итоги пилотирования подходов. По результатам проведенных пилотных проектов определены необходимые финансовые затраты для модернизации центра занятости населения и тиражирования новой модели, утвержден обновленный порядок финансирования

1 ноября 2019 г.

А.В. Вовченко

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

2.10.

Созданы комплексные методологические материалы по тиражированию практик модельной СЗН, включая требования к программному обеспечению и единому бренду

2 марта 2020 г.

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

С.С. Галкин

Н.И. Соломон

2.11.

Начато масштабирование новой модели центра занятости населения на основе выработанных в ходе пилотных проектов рекомендаций в субъектах Российской Федерации - участниках национального проекта

15 марта 2021 г.

А.В. Вовченко

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

2.12.

В субъектах Российской Федерации модернизированы механизмы профилирования, мониторинга трудоустройства работников - участников мероприятий

15 марта 2021 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

А.В. Вовченко

2.13.

Сформированы предложения по формированию системы планирования и прогнозирования потребности экономики субъектов Российской Федерации в кадрах

15 марта 2021 г.

С.С. Галкин

РЦК

В.Л. Вуколов

2.14.

Подведены итоги тиражирования лучших практик в пилотных субъектах Российской Федерации и принято решение о дальнейшем тиражировании

3 октября 2022 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

В.Л. Вуколов

А.В. Вовченко

2.15.

Обновлены комплексные методологические материалы с учетом полученного опыта тиражирования в пилотных субъектах Российской Федерации

1 ноября 2022 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

А.В. Вовченко

В.Л. Вуколов

5. Финансовое обеспечение реализации национального проекта

N п/п

Наименование федерального проекта и источники финансирования

Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей)

Всего

(млн. рублей)

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1.

Федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда",

в том числе:

-

1 053,0

868,9

883,7

888,9

910,1

940,4

5 545,0

1.1.

федеральный бюджет

-

1 053,0

868,9

883,7

888,9

910,1

940,4

5 545,0

1.2.

бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

-

-

-

-

1.3.

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

-

-

-

-

-

-

-

-

1.4.

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

-

-

2.

Федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях"

500,0

3 921,8

5 300,5

5 198,8

5 973,7

6 312,7

6 650,0

33 857,5

2.1.

федеральный бюджет

500,0

3 921,8

4 300,5

4 198,8

4 773,7

5 112,7

5 450,0

28 257,5

2.1.1.

из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации <1>

-

1 965,8

2 007,5

1 918,0

2 068,0

2 285,0

2 502,0

12 746,3

2.2.

бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

-

-

-

-

2.3.

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

-

-

-

-

-

-

-

-

2.4.

внебюджетные источники

-

-

1 000,0

1 000,0

1 200,0

1 200,0

1 200,0

5 600,0

3.

Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности"

971,0

2 279,2

1 821,7

1 913,2

1 913,2

1 913,2

1 913,2

12 724,7

3.1.

федеральный бюджет

800,0

2 165,2

1 730,6

1 817,5

1 817,5

1 817,5

1 817,5

11 965,8

3.1.1.

из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации <1>

800,0

2 125,2

1 730,6

1 817,5

1 817,5

1 817,5

1 817,5

11 925,8

3.2.

бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

-

-

-

-

3.3.

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

171,0

114,0

91,1

95,7

95,7

95,7

95,7

758,9

3.4.

внебюджетные источники

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе:

1 471,0

7 254,0

7 991,1

7 995,7

8 775,8

9 136,0

9 503,6

52 127,2

федеральный бюджет

1 300,0

7 140,0

6 900,0

6 900,0

7 480,1

7 840,3

8 207,9

45 768,3

из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации <1>

800,0

4 091,0

3 738,1

3 735,5

3 885,5

4 102,5

4 319,5

24 672,1

бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

-

-

-

-

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

171,0

114,0

91,1

95,7

95,7

95,7

95,7

758,9

внебюджетные источники

-

-

1 000,0

1 000,0

1 200,0

1 200,0

1 200,0

5 600,0

--------------------------------

<1> Строка приводится в случае наличия межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета. При их наличии отдельными строками приводятся межбюджетные трансферты федеральному бюджету, бюджету соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации. При отсутствии указанных трансфертов строка в таблице не приводится.

6. Дополнительная информация

6.1. О структуре национального проекта

Структура национального проекта основывается на успешном пилотировании заложенных подходов в 2017 - 2018 годах в рамках реализации приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. N 9) (далее - приоритетная программа). В рамках проекта было определено, что объектом управления являются региональные программы.

С субъектами Российской Федерации, отбираемыми по утвержденным критериям, заключаются соглашения, в рамках которых субъекты Российской Федерации берут на себя обязательства по реализации региональных программ. Субъекты Российской Федерации проводят комплексный анализ приоритетных отраслей, экспортного потенциала, потенциала создания новых рабочих мест, спроса и предложения рынка труда, отбирают пилотные предприятия - образцы для реализации проекта. Предприятиям оказывается адресная поддержка по созданию программ по повышению производительности труда. К концу мая 2018 года Минэкономразвития России были заключены соглашения с 16 субъектами Российской Федерации.

В ноябре 2017 года совместно с Госкорпорацией "Росатом" в проекте были успешно запущены пилотные образцы оптимизации производственных потоков на 14 предприятиях. К концу 2018 года на 95 предприятиях ведется адресная работа по созданию образцов при поддержке экспертов Федерального центра компетенций (далее - ФЦК) и партнерских организаций.

ФЦК является носителем компетенций и лучших практик по повышению производительности труда на федеральном уровне, обобщает полученные в ходе реализации национального проекта знания, анализирует и содействует их тиражированию, проводит обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости; содействует в создании региональных центров компетенций (далее - РЦК) для тиражирования накопленного опыта в субъектах Российской Федерации.

Одновременно реализуется ряд системных мер для повышения производительности труда:

1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. Для привлечения предприятий в национальный проект разрабатывается набор мер стимулирования, включая финансовые меры (доступ к государственным мерам поддержки, предоставление льготных займов и налоговых преференций), а также набор нефинансовых мер. Данные меры разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. В процессе реализации региональных программ, а также поступающих запросов от предприятий формируется список административных барьеров; проводится работа, направленная на актуализацию требований законодательства в связи с изменением технологий, включая сферу промышленной безопасности, совершенствование трудового законодательства, в том числе в целях уточнения квалификационных требований к работникам с учетом новых технологий, и ряд других.

3. Обучение управленческого звена предприятий - участников национального проекта, служб занятости населения и других организаций. Программы обучения разрабатываются с учетом потребности в навыках управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания новой культуры производительности на предприятиях - участниках национального проекта.

4. Международное взаимодействие. Определен набор приоритетных стран для взаимодействия по вопросам производительности: Япония, Германия, Франция и ряд других стран. Подписан меморандум по сотрудничеству в области производительности между министерствами Российской Федерации и Японии, начата реализация совместного плана действий, включая стажировки, диагностику на пилотных предприятиях, тренинги и обмен опытом.

5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности, методических рекомендаций по созданию региональных программ и другая методологическая работа в области повышения производительности труда.

6. Обеспечение развертывания национального проекта посредством участия компаний-партнеров, а также новых форматов взаимодействия бизнеса и создания новых институтов. С целью максимального охвата предприятий и передачи им компетенций в сфере производительности труда Минэкономразвития России совместно с ФЦК проводит работу по привлечению к работе с предприятиями - участниками национального проекта компаний-партнеров, обладающих компетенциями в области построения производственных систем.

8. Создание системы мер поддержки экспорта на предприятиях.

В отдельный блок выделена работа по повышению эффективности функционирования рынка труда. Мероприятия по повышению производительности труда на предприятиях, требующих изменений в квалификации и численности персонала, сопровождаются организованной работой по переобучению работников - участников региональных программ, а при необходимости - по их трудоустройству на другие предприятия. В субъектах Российской Федерации в целях комплексного решения проблем, связанных с занятостью населения, таких как: снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, создание новых рабочих мест, активизация взаимодействия работодателей, служб занятости населения (СЗН), образовательных учреждений и других участников рынка труда, проводится работа по повышению эффективности рынка труда, в том числе мероприятиями развития СЗН. Данные меры ориентированы на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству и включают: стандартизацию работы СЗН, обучение сотрудников, внедрение активного подхода к трудоустройству граждан и взаимодействию с работодателями, организацию временной занятости в период технологической модернизации, повышение квалификации и переобучение работников, оптимизацию управления системой занятости на региональном и межрегиональном уровнях, организацию оказания услуг, в том числе в электронном виде.

Указанные подходы, отработанные в рамках приоритетной программы, сохраняются в структуре национального проекта:

федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда", охватывающий мероприятия по созданию условий для роста производительности труда и вовлечению предприятий;

федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", включающий работу экспертов ФЦК на предприятиях, создание РЦК, а также сбор и распространение лучших практик посредством цифровой платформы;

федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", направленный на решение задачи повышения эффективности рынка труда для повышения производительности труда, в том числе через стандартизацию работы и обновления бизнес-процессов в СЗН.

6.2 Понятие производительности труда

Производительность труда является ключевым индикатором экономического развития и конкурентоспособности страны, а также детерминантом уровня жизни населения. Рост производительности труда является одной из основных национальных целей до 2024 года.

В рамках национального проекта производительность труда рассматривается как добавленная стоимость на занятого <14>. Данный подход соответствует международной практике и согласуется с рекомендациями Системы Национальных Счетов 2008. Источником данных для расчета является бухгалтерская и налоговая отчетность компаний, применяются подходы для анализа больших массивов первичных данных.

--------------------------------

<14> Производительность труда = Добавленная стоимость/Количество занятых.

В рамках национального проекта показатель роста производительности труда является основным для оценки результатов всего проекта в целом, а также применяется как целевой индикатор для принятия решений в рамках задач стимулирования роста производительности труда как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

6.3 Критерии отбора предприятий для участия

в национальном проекте

Участниками могут стать юридические лица, являющиеся коммерческими организациями и соответствующие следующим критериям:

- Принадлежность к 5 базовым несырьевым отраслям (обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство),

- Объем годовой выручки от 400 млн. руб. до 30 млрд. руб.,

- Применение общего налогового режима или плательщики единого сельскохозяйственного налога,

- Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не превышает 25%,

- Принадлежность к региону - участнику национального проекта (юридическая регистрация предприятия на территории субъекта Российской Федерации).

6.4 Задачи и результаты национального проекта

6.4.1. Федеральный проект "Системные меры по повышению

производительности труда"

В рамках данного федерального проекта решается задача по созданию условий для опережающего роста производительности труда. Проект включает 8 направлений:

1. Стимулирование предприятий к повышению производительности труда. В целях вовлечения предприятий в национальный проект будет расширяться и дорабатываться набор мер стимулирования, включая финансовые меры (повышение производительности труда как условие доступа к мерам государственной поддержки, льготным займам, налоговым преференциям), а также набор мер нефинансового стимулирования. Данные меры создают мотивацию для предприятий участвовать в разработке и реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях; дополнительно формируют условия для создания национального движения по повышению производительности труда.

2. Снижение административно-регуляторных барьеров (издержек) для повышения производительности труда. Ведется работа по дополнению списка барьеров, сформированного в рамках работы над приоритетной программой; основными нововведениями являются: создание системы сбора обратной связи от предприятий и субъектов Российской Федерации по всем каналам, быстрое устранение неэффективных мер, поддержка эффективных нововведений.

3. Обучение управленческого звена предприятий - участников национального проекта, служб занятости населения и других организаций. Создание образовательных стандартов для обучения инструментам повышения производительности труда во всех образовательных звеньях. Программы обучения разрабатываются с учетом потребности создания новых компетенций и навыков управления в условиях проведения масштабных организационных преобразований и создания движения по повышению производительности.

4. Международное взаимодействие. Содействие обмену опытом и взаимовыгодной работе в рамках повышения производительности труда с основными странами-партнерами; основная задача - переход к практическому внедрению лучших методик и выход на новые совместные проекты.

5. Методологическое сопровождение. Разработка методологии расчета показателей производительности труда; разработка методических рекомендаций по созданию региональных программ и другая методологическая работа в области повышения производительности труда.

6. Развитие экспортного потенциала предприятий. Тиражирование программы "Экспортный акселератор" по поддержке развития экспортного потенциала предприятий - участников национального проекта в части выхода на новые экспортные рынки.

7. Участие в пилотных проектах по цифровой трансформации. Определение потребности и возможности внедрения инструментов автоматизации и использования цифровых технологий.

8. Работа с крупными государственными компаниями, компаниями с государственным участием.

6.4.2. Федеральный проект "Адресная поддержка повышения

производительности труда на предприятиях"

Для совершенствования бизнес-моделей предприятий и внедрения изменений, касающихся, в том числе управления, производства, логистики, сбыта, предприятиям предоставляются эксперты, для организации работы которых создан АНО "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда" (далее - ФЦК), а также сеть региональных центров компетенций (далее - РЦК). ФЦК и РЦК распространяют лучшие практики по повышению производительности труда.

ФЦК накапливает знания (международные практики, лучшие практики по субъектам Российской Федерации, данные предприятий для сопоставления, бенчмарки и др.), разрабатывает и тиражирует методики в области повышения производительности труда на предприятиях, сопровождает подбор и обучение персонала РЦК, организует стажировки, осуществляет оценку знаний и навыков сотрудников РЦК для их дальнейшей самостоятельной реализации программ в субъектах Российской Федерации, осуществляет обучение сотрудников предприятий и РЦК методам повышения производительности труда с использованием инструментов бережливого производства по всей производственной цепочке создания стоимости, в том числе путем онлайн-обучения и проведения вебинаров, создает типовые коробочные решения для самостоятельного применения инструментов повышения производительности труда предприятиями разных отраслей, в том числе не являющимися участниками национального проекта, создает и поддерживает ИТ-платформу для распространения знаний и лучших практик, онлайн-обучения, осуществляет экспресс-диагностику производительности труда, доступ к мерам поддержки, поддерживает переориентацию каждого предприятия и каждого работника на непрерывное улучшение, повышение компетенций и общей культуры производительности, внедряет соревновательные практики по повышению производительности труда, организовывает образовательные программы, конференции и др.

Основная задача экспертов ФЦК на одном предприятии - создать производственный поток-образец (с высокими показателями эффективности) и сформировать команду из сотрудников предприятия для внедрения изменений и последующей самостоятельной работы.

Субъект Российской Федерации может претендовать на грантовую поддержку из федерального бюджета, направленную на создание и обеспечение деятельности РЦК, а также на привлечение к реализации мероприятий по повышению производительности труда консультантов.

6.4.3. Федеральный проект "Поддержка занятости

и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста

производительности труда"

Реализация комплекса мер по повышению производительности труда в субъектах Российской Федерации - участниках проекта сопровождается мероприятиями, направленными на поддержание текущего уровня занятости работников предприятий - участников реализации проекта.

1. Предусмотрено создание системы обучения и переподготовки работников, участвующих в программах повышения производительности труда на предприятиях. Работники предприятий - участников проекта пройдут обучение, отвечающее потребностям работодателей - участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда. В рамках мероприятий по обучению планируется:

- определение категорий работников, которым требуется обучение;

- отбор обучающих программ, которые соответствуют целям мероприятий по повышению производительности труда,

- обеспечение контроля над реализацией мероприятий по обучению;

- анализ опыта обучения, обобщение лучших практик;

- контроль трудоустройства и при необходимости содействие трудоустройству работников - участников национального проекта.

2. Планируются мероприятия по повышению эффективности работы системы занятости. Они направлены на обновление и стандартизацию процессов службы занятости населения (СЗН) в целях решения проблем занятости и снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, активизации взаимодействия между работодателями, органами СЗН, образовательными учреждениями и другими участниками рынка труда. Предполагается создание органов СЗН нового типа, оперативно и проактивно действующих в отношении возможных рисков безработицы и неэффективной занятости. Подходы будут проработаны в ходе реализации пилотных проектов в отдельных СЗН и масштабированы. В рамках федерального проекта предполагается:

- изучение и анализ текущей ситуации, выявление зон риска и неэффективной работы;

- анализ и разработка стратегии по улучшению работы СЗН, формирование типовых решений с учетом региональной специфики, уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

- создание единых требований к органам СЗН нового типа;

- оптимизация процессов органов СЗН, выстраивание их в соответствии с едиными требованиями, развитие и мотивация кадрового состава СЗН и другие мероприятия развития.

Ожидаемые результаты указанных мероприятий включают:

- повышение качества предоставления услуг в сфере занятости населения гражданам (в том числе испытывающим трудности в поиске работы) и работодателям;

- создание модельных органов СЗН в субъектах Российской Федерации;

- тиражирование внедрения лучших практик (сопровождаемое контролем качества соответствующего внедрения);

повышение качества управления системой органов СЗН.

Приложение

к паспорту национального проекта

"Производительность труда

и поддержка занятости"

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ)

"ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ"

N п/п

Методика расчета

Базовые показатели

Источник данных

Ответственный за сбор данных

Уровень агрегирования информации

Временные характеристики

Дополнительная информация

1. Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, процент к предыдущему году

1.

Показатель (РПТ) рассчитывается как соотношение сумм добавленных стоимостей в ценах базового года и затрат труда всех средних и крупных предприятий, осуществляющих экономическую деятельность на территории Российской Федерации и передающих данные в органы налогового учета (ФНС).

Официальная статистическая методология планируется к утверждению до конца 2018 года

-

Открытые данные Росстата,

данные ФНС России

Минэкономразвития России

ФНС России

Российская Федерация

Субъект Российской Федерации

Год

Полугодие

Официальная статистическая методология планируется к утверждению до конца 2018 года

1.1. Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к производительности труда в Российской Федерации <1>, процентных пунктов

1.1.

Показатель (Прирост_отнош) рассчитывается как:

РПТ - РПТРФ, где:

РПТ - рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики;

РПТРФ - рост производительности труда по Российской Федерации

-

Открытые данные Росстата,

данные ФНС России

Минэкономразвития России

ФНС России

Российская Федерация

Год

Официальная статистическая методология планируется к утверждению до конца 2018 года

2. Количество привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов Российской Федерации, ед. нарастающим итогом <2>

2.

Количество субъектов Российской Федерации, подписавших соглашения с Минэкономразвития России к отчетному периоду

16

Подписанные соглашения между Минэкономразвития России и субъектом Российской Федерации

Минэкономразвития России

Российская Федерация

Год

Полугодие

Не требует применения/разработки официальной статистической методологии, методика расчета будет утверждена до конца 2018 года

3. Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта

Показатель (К) рассчитывается как:

КФЦК + КРЦК + КС, где

КФЦК - Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным управлением

КРЦК - Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта под региональным управлением

КС - Количество предприятий - участников, внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно

100

Заключенные трехсторонние соглашения о сотрудничестве между субъектом Российской Федерации и предприятием при привлечении третьей стороны (ФЦК, РЦК или партнер национального проекта)

Минэкономразвития России

Российская Федерация

Субъект Российской Федерации

Год

Полугодие

Не требует применения/разработки официальной статистической методологии, методика расчета будет утверждена до конца 2018 года

3.1 Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям <3>,

Показатель (ДПСЦП) рассчитывается как:

где:

NЦП - число предприятий субъекта Российской Федерации, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям;

NОБЩ - общее число предприятий субъекта Российской Федерации, вовлеченных в национальный проект

0

Открытые данные Росстата,

данные Минэкономразвития России и ФНС России

Минэкономразвития России

ФНС России

Российская Федерация

Субъект Российской Федерации

Год

Официальная статистическая методология планируется к утверждению до конца 2018 года

3.2 Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, воспользовавшихся мерами поддержки в рамках национального проекта

Показатель (КМП) рассчитывается как:

где

bi = 1, если среднее или крупное предприятие i базовых несырьевых отраслей экономики воспользовалось мерами поддержки в рамках национального проекта;

bi = 0, в иных случаях

0

Данные Минэкономразвития и федеральных органов исполнительной власти, реализующих меры поддержки

Минэкономразвития России

Российская Федерация

Субъект Российской Федерации

Год

Официальная статистическая методология планируется к утверждению до конца 2018 года

--------------------------------

<1> Справочно: не является целевым показателем национального проекта.

<2> Количество субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения о реализации программы с Минэкономразвития России.

<3> Не менее чем на 10%, 15% и 30% по результатам первого, второго и третьего годов соответственно участия предприятия в национальном проекте по сравнению с базовым значением, далее прирост не менее 5% по отношению к предыдущему году; показатель позволит отслеживать динамику производительности труда на микроуровне.