Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 30.11.2001 N ВКПИ01-76 "О признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства РФ от 27.01.1993 N 65 Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2001 г. N ВКПИ 01-76

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                              Захарова Л.М.,
    при секретаре                                  Коваленко А.А.,
    с участием прокурора отдела
    Главной военной прокуратуры                  Расторгуева В.В.,
    заявителя                                       Лаврикова С.А.
    и представителя Правительства
    Российской Федерации                         Герасимчика В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лаврикова С.А. о признании не соответствующими Закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты" от 27 января 1993 г. N 65 и пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации" от 14 сентября 2000 г. N 683,

установил:

Лавриков С.А. обратился в Верховный Суд с указанной выше жалобой. В судебном заседании он изменил свои требования и просил признать не соответствующим пункту 5 ст. 30 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" только пункт 4 Постановления Правительства РФ "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты", в части установления надбавки за ученое звание и ученую степень лицам офицерского состава из числа научно-педагогических работников высших военно-учебных заведений, поскольку установленный указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации размер надбавок (в процентном отношении) к должностному окладу меньше, чем размер надбавок к должностному окладу за ученое звание и ученую степень для научно-педагогических работников высших учебных заведений, установленный Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Заслушав объяснения заявителя, настаивавшего на удовлетворении заявленных требований, представителя Правительства РФ, возражавшего против требований заявителя, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора, полагавшего требования Лаврикова С.А. обоснованными, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба Лаврикова С.А., с учетом изменения им требований в судебном заседании, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Лавриков С.А. проходит военную службу в должности старшего преподавателя Тамбовского филиала военного университета радиационной, химической и биологической защиты и, как имеющий ученую степень кандидата медицинских наук, получает надбавку в размере 10% от должностного оклада, установленную п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты".

В соответствии же с п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлена надбавка к должностному окладу (ставке) за ученую степень кандидата наук в размере трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а с учетом изменений, внесенных в п. 5 ст. 30 этого Закона Федеральным законом "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, надбавка к должностным окладам научно-педагогических работников высших учебных заведений с 1 января 2001 г. за ученую степень кандидата наук установлена в размере 300 (триста) рублей.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 10 ст. 13 этого же Закона предусмотрена возможность установления надбавок и других дополнительных выплат военнослужащим.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены надбавки к должностным окладам за ученое звание и ученую степень, которые существенно превышают размер тех же надбавок, установленных п. 4 названного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 для научно-педагогических работников из числа офицерского состава высших военно-учебных заведений.

Как усматривается из ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ и ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, высшие военно-учебные заведения (военные образовательные учреждения высшего профессионального образования) входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования.

Именно поэтому в п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 650, прямо указано, что высшие военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанных выше Законах каких-либо изъятий, оговорок в отношении выплаты надбавок к должностным окладам научно-педагогическим работникам высших военно-учебных заведений не содержится, поэтому положение п. 5 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливающее научно-педагогическим работникам всех высших учебных заведений надбавки за ученую степень и ученое звание, в полной мере распространяется и на научно-педагогических работников высших военно-учебных заведений, в том числе и на лиц офицерского состава.

В связи с этим п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты" в части установления надбавок за ученое звание и ученую степень лицам офицерского состава из числа научно-педагогических работников высших военно-учебных заведений вошел в противоречие с п. 5 ст. 30 указанного выше Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Между тем в п. 2 ст. 34 указанного выше Закона Правительству Российской Федерации было предложено привести свои правовые акты в соответствие с этим Законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 ГПК РСФСР,

решил:

Жалобу Лаврикова Сергея Александровича - удовлетворить.

Признать пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 65 "Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты" в части установления надбавки за ученое звание и ученую степень лицам офицерского состава из числа научно-педагогических работников высших военно-учебных заведений не соответствующим пункту 5 ст. 30 Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 10 июля 2000 г. N 92-ФЗ; от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ) с момента вступления настоящего Закона в силу.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Л.М.ЗАХАРОВ