Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 30.07.2012 N АКПИ12-936 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пунктов 3, 19 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утв. Постановлением Правительства от 27.01.2009 N 63"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 июля 2012 г. N АКПИ12-936

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующими пунктов 3, 19 (подпункт "д") Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (по тексту - Правила). Нормативный правовой акт официально опубликован в "Российской газете" 4 февраля 2009 г., Собрании законодательства Российской Федерации за 2009 г. N 6.

Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты (преамбула).

Ч. оспорила в Верховном Суде Российской Федерации:

пункт 3 Правил, согласно которому в целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе допускается по решению руководителя федерального государственного органа предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей без учета условий, указанных в пункте 2 данных Правил. Порядок предоставления единовременной выплаты таким гражданским служащим осуществляется в соответствии с этими Правилами, за исключением пунктов 8, 9, 11, подпункта "б" пункта 19, 27;

подпункт "д" пункта 19 Правил, предусматривающий, что гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения с гражданской службы (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 Правил).

Свои требования заявитель мотивирует тем, что оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 1 (пункт 2), 4 (пункт 1), 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3 (пункт 1) Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нарушают ее права, поскольку на основании подпункта "д" пункта 19 Правил она в связи с увольнением с гражданской службы по достижении предельного возраста пребывания на службе была снята с учета для получения единовременной субсидии. Считает, что гражданским служащим должны предоставляться государственные гарантии, аналогичные предоставляемым государственным служащим, обеспечиваемым жилыми помещениями, находящимися в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, либо военнослужащим, которые сохраняют право на обеспечение жилым помещением после увольнения со службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.

Ч. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, уполномоченное поручением от 28 июня 2012 г. N ВС-П17-3703 представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление ссылалось на то, что оспариваемые Правила приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя.

Обсудив доводы Ч., выслушав возражения представителя заинтересованного лица Г., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий, в частности, согласно пункту 4 этой статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных этим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, исполняя данное ему поручение, постановлением от 27 января 2009 г. N 63 утвердило Правила, отдельные положения которых оспариваются заявителем.

Норма пункта 3 Правил, допускающая предоставление единовременной выплаты гражданским служащим, замещающих определенные должности, без учета общих условий предоставления такой выплаты, издана высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, имеет целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает.

Подпункт "д" пункта 19 Правил, устанавливающий, что увольнение гражданского служащего с гражданской службы является основанием снятия его с учета для получения единовременной выплаты, соответствует требованиям пункта 4 статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по смыслу которого единовременная субсидия на приобретение жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы.

С доводами о несоответствии оспариваемых нормативных положений требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходя из которых, по мнению заявителя, гражданским служащим должны предоставляться государственные гарантии, аналогичные предоставляемым военнослужащим, согласиться нельзя. В указанных правовых нормах определены, соответственно, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы и принципы гражданской службы, которые не препятствуют установлению разным категориям государственных служащих различных государственных гарантий с учетом особенностей вида государственной службы и их профессиональной служебной деятельности.

Различия в правовом положении военнослужащих и гражданских служащих введены не оспариваемыми нормами, а федеральным законодателем, осуществившим отдельное правовое регулирование отношений, связанных с прохождением соответствующего вида государственной службы и с определением правового положения (статуса) каждой из этих категорий государственных служащих.

Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который не распространяется на гражданских служащих.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, а также правовое положение (статус) гражданских служащих установлены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в развитие пункта 4 статьи 53 которого изданы Правила, определяющие порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения гражданским служащим.

Следовательно, правовой основы для вывода о том, что гражданским служащим должны быть предоставлены государственные гарантии, аналогичные предоставляемым военнослужащим, не имеется.

Необоснованна и ссылка на распоряжение Президента Российской Федерации от 6 июля 1997 г. N 276-рп, которым утверждены Правила учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, замещающих должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих, других работников органов государственной власти и иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и предоставления жилых помещений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации. Данные Правила устанавливают порядок предоставления жилой площади, находящейся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, и не содержат норм, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной субсидии, предусмотренной пунктом 4 статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Ошибочным является и утверждение заявителя о противоречии оспариваемых пунктов Правил нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Предметом гражданского законодательства являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (статья 2 названного Кодекса). Правила регулируют иные отношения, связанные с прохождением гражданской службы, определяют во исполнение законодательного предписания порядок и условия предоставления гражданским служащим предусмотренных федеральным законом государственных гарантий, в связи с чем к актам гражданского законодательства не относятся и не могут противоречить Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Правила изданы в рамках предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, с соблюдением установленных для нормативных правовых актов формы и порядка опубликования, в оспариваемой части по своему содержанию соответствуют федеральному закону, прав и свобод заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ч. о признании недействующими пунктов 3, 19 (подпункт "д") Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ