Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 27.12.1999 N ГКПИ99-1004 "Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 7.1 Положения О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов N 62, утвержденного Банком России 25.06.1997"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-1004

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Генерального директора ОАО "Приморское морское пароходство" Кириличева А.Д. о признании незаконными абзацев 1 и 3 п. 7.1 Положения "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" N 62, утвержденного Центральным банком РФ 25 июня 1997 г.,

установил:

заявитель обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что п. 7.1 оспариваемого Положения не соответствует требованиям закона и принят Центральным банком РФ с превышением своих полномочий.

В жалобе также указывает, что операции по получению Справок по форме N 0406007 из банка и их выдаче командируемым лицам не являются валютными операциями, в связи с чем учет этих Справок не является учетом валютных операций и за нарушения порядка ведения "Журнала учета Справок по форме N 0406007" не может быть применена ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Пункт 7.1 Положения фактически устанавливает самостоятельное, не предусмотренное законом основание привлечения к ответственности за указанное выше нарушение, что не может быть признано законным.

В судебном заседании представитель заявителя Павленко Е.А. жалобу поддержала и в порядке уточнения заявленного требования просила признать незаконным лишь абзацы 1 и 3 п. 7.1 оспариваемого Положения.

Представители Центрального банка РФ Тимербаева С.М., Ларина Е.А. и Демина С.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Центрального банка РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 и пп. "а", "б", "ж" пункта 2 ст. 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

В рамках настоящего Закона определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления.

Как установлено судом, во исполнение вышеназванного Закона Центральным банком РФ было издано 25 июня 1997 г. Положение "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" N 62 (далее Положение), в котором Банк России установил порядок покупки и выдачи иностранной валюты хозяйствующими субъектами (резидентами и нерезидентами) для оплаты командировочных расходов за пределами Российской Федерации.

В целях осуществления контроля за обоснованностью осуществления валютных операций по покупке и выдаче иностранной валюты на командировочные расходы, а также ее вывозу Командируемым лицом из Российской Федерации Положением предусмотрен специальный порядок учета указанных валютных операций.

Данный порядок, по утверждению представителей Центрального банка РФ, в частности, предусматривает: оформление уполномоченным банком на основании данных заявки Справки формы N 0406007, выдаваемой резиденту или нерезиденту (далее Клиенту) одновременно с наличной иностранной валютой на командировочные расходы и являющейся основанием для вывоза командируемым лицом, на которого она оформлена, указанных валютных средств из Российской Федерации;

- ведение Клиентом "Журнала учета Справки формы N 0406007" для:

- отражения сведений о поступлении (приходе) в кассу Клиента Справки формы N 0406007 и наличной иностранной валюты в соответствии с указанной Справкой (графы 1 - 7 Журнала);

- подтверждение факта получения Командируемым лицом из кассы Клиента наличной иностранной валюты на командировочные расходы и соответствующей Справки указанной формы путем проставления подписи этим лицом в графе 9 Журнала;

- подтверждение факта возврата Клиентом в уполномоченный банк для зачисления на валютный счет иностранной валюты, не использованной на командировочные расходы, и Справки по указанной форме путем проставления подписи кассира в графе 12 Журнала.

Следовательно, требование о ведении Клиентом "Журнала учета Справок по форме N 0406007" для учета указанных Справок и полученной Клиентом в уполномоченном банке наличной иностранной валюты, предусмотренное пунктом 3.7 Положения, является неотъемлемой частью порядка учета валютных операций.

За нарушение установленного порядка ведения "Журнала учета справок по форме N 0406007", как указано в п. 7.1 Положения, Клиент несет ответственность в виде штрафа в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", что не противоречит требованиям закона.

Являясь органом валютного регулирования и имея полномочия по установлению порядка привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 14 названного выше Закона, Банк России при осуществлении своих задач и функций вправе определять порядок привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства в конкретном нормативном акте, регулирующем порядок осуществления отдельных валютных операций, а не в едином нормативном акте, как ошибочно считает заявитель.

Ни утверждения представителей Центрального банка РФ материалами дела не опровергнуты, не представлено в их опровержение каких-либо доказательств и представителем заявителя.

Более того, представитель заявителя в судебном заседании не отрицала, что получение Командируемым лицом иностранной валюты в кассе предприятия вместе со Справкой указанной выше формы является валютной операцией.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем п. 7.1 Положения принят Центральным банком РФ в соответствии с требованиями закона и каких-либо правовых оснований для признания его недействующим не имеется.

Довод заявителя о том, что п. 7.1 Положения противоречит требованиям валютного законодательства, не может быть признан обоснованным, поскольку его содержание, по мнению суда, полностью согласуется с положениями п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принят Банком России в пределах установленной этим Законом компетенции.

Ссылка в жалобе при этом на то, что Банком России якобы установлено самостоятельное, не предусмотренное законом, основание для привлечения Клиента к ответственности, не может быть принята во внимание, поскольку такая ответственность за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка предусмотрена указанной выше нормой Закона.

Исходя из этого, Банк России вправе был установить в п. 7.1 Положения ответственность Клиента за нарушение порядка ведения "Журнала учета Справок по форме N 0406007" в виде штрафа в пределах, предусмотренных законом.

Что касается утверждения заявителя о том, что получение Справок указанной выше формы из банка и выдача их командируемым лицам не являются валютными операциями, то оно также не может быть принято во внимание, так как Справки без одновременного получения валютных средств не выдаются. В указанных Справках фиксируются фактически полученные суммы и имя ее получателя, т.е. данные Справки являются одними из учетных документов, свидетельствующими о совершении валютных операций, ответственность за ненадлежащий учет ведения которых правомерно установлена Банком России в оспариваемом пункте Положения.

Не может суд в этой связи согласиться и с тем, что учет Справок указанной формы не является учетом совершенных операций.

Другие доводы, на которые представитель заявителя ссылалась в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Генерального директора ОАО "Приморское морское пароходство" Кириличева А.Д. о признании незаконными абзацев 1 и 3 п. 7.1 Положения "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов" N 62, утвержденного Центральным банком РФ 25 июня 1997 г., оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда РФ

Ю.Д.РЕДЧЕНКО