Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 26.05.2014 N АКПИ14-292 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Указа Президента РФ от 13.02.2013 N 140 О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам и пункта 134 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утв. Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 мая 2014 г. N АКПИ14-292

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре С.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Д. о признании частично недействующими Указа Президента Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 140 "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам" и пункта 134 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 г. N 195,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 140 "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам" (далее - Указ) предусмотрено выплачивать сотрудникам перечисленных в нем федеральных органов исполнительной власти месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (кроме ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации), установленные для федеральных государственных гражданских служащих в указанных органах (пункт 1); месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием и ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 2).

При этом пунктом 3 Указа установлено, что в случае, если сумма получаемых сотрудниками выплат, предусмотренных пунктами 1 и 2 Указа, окажется меньше размера денежного довольствия, получаемого ими на день прикомандирования (с учетом последующего повышения и индексации денежного довольствия), им производится выплата соответствующей разницы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 4 Указа определены источники финансирования расходов, связанных с реализацией положений его пунктов 1, 2 и 3.

Указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 февраля 2013 г. и в "Собрании законодательства Российской Федерации", 2013 г., 18 февраля, N 7.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 марта 2013 г. N 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, согласно пункту 134 которого сотрудникам, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам, выплачивается оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в пределах лимитов бюджетных обязательств МЧС России (абзац первый); все остальные виды выплат производятся за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в соответствующем органе государственной власти и иных государственных органах и их аппаратам (абзац второй); в случае если сумма получаемых сотрудниками выплат окажется меньше размера денежного довольствия, получаемого ими на день прикомандирования (с учетом последующего повышения и индексации денежного довольствия), им производится выплата соответствующей разницы в учреждениях МЧС России (абзац третий).

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюст России) 19 апреля 2013 г., регистрационный N 28208, опубликован в "Российской газете", 2013 г., 7 мая.

С.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Указа и пункта 134 Порядка в части, устанавливающей порядок получения денежного довольствия прикомандированными сотрудниками, считая эти нормативные правовые акты в указанной части противоречащими положениям статей 1, 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 3, 22 Трудового кодекса Российской Федерации, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и нарушающими его право на получение предусмотренных законом денежного довольствия и других выплат. Заявитель мотивировал свои требования тем, что является сотрудником Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России, имеет специальное звание - подполковник внутренней службы, в 2007 году был прикомандирован к органу государственной власти - Управлению ФСБ России по Республике Коми, в котором осуществляется воинская служба, и назначен на воинскую должность со штатным воинским званием - подполковник; оспариваемые нормативные правовые акты не регулируют вопросы, связанные с обеспечением денежным довольствием такой категории прикомандированных сотрудников, определяют порядок выплаты денежного довольствия только для тех сотрудников, которые прикомандированы к органам государственной власти и иным государственным органам и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

МЧС России, представляющее также интересы Президента Российской Федерации на основании распоряжения от 7 апреля 2014 г. N 98-рп, и Минюст России в письменных возражениях указали на то, что Указ не уменьшает установленные законом суммы выплат командированным сотрудникам, вследствие чего не нарушает права заявителя, пункт 134 Порядка издан в полном соответствии с Указом и не противоречит ему.

Обсудив доводы С.Д., выслушав возражения представителей МЧС России Д., Е.Ю., Е.А. и представителя Минюста России Б., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный закон, установив содержание денежного довольствия сотрудников и виды входящих в него дополнительных выплат, предусматривает в статье 2, что порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18); сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам (далее - государственные органы), обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (часть 29).

Из приведенных законоположений следует, что Президенту Российской Федерации делегировано право определить порядок обеспечения денежным довольствием тех сотрудников, которые прикомандированы к государственным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прикомандирование сотрудников МЧС России к государственным органам осуществляется в соответствии со статьями 19, 20, 20.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (пункт 81 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 3 ноября 2011 г. N 668).

Согласно абзацу второму части второй статьи 20 названного Положения назначение и перемещение прикомандированных сотрудников органов внутренних дел производится в пределах должностей, подлежащих замещению лицами начальствующего состава органов внутренних дел в соответствующих органах государственного управления.

Следовательно, назначение и перемещение прикомандированных сотрудников может производиться в пределах должностей, подлежащих замещению в соответствующих государственных органах лицами начальствующего состава федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в Указе. Воинские должности не относятся к таким должностям, подлежат замещению лицами, проходящими военную службу.

При этом согласно статье 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, назначение лица, проходящего военную службу в одном федеральном органе исполнительной власти, на воинские должности в другом федеральном органе государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, осуществляется в порядке перевода для дальнейшего прохождения службы, а не в порядке прикомандирования.

Указ, оспариваемый заявителем, определяет порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам, прикомандированным к государственным органам и замещающим в этих органах должности федеральной государственной гражданской службы, и не распространяется на отношения, связанные с переводом военнослужащих в федеральные органы государственной власти, в которых предусмотрена военная служба, что в полной мере соответствует действующему законодательству Российской Федерации, регламентирующему процедуру и условия прикомандирования сотрудников.

Кроме того, установление порядка прикомандирования, а также особенностей обеспечения денежным довольствием прикомандированных сотрудников и особенностей прохождения ими службы в соответствующих федеральных органах исполнительной власти в период прикомандирования относится к дискреционным полномочиям Президента Российской Федерации в силу взаимосвязанных положений части 29 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", распространяющей действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на лиц, переходящих или поступающих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, и наделяющей министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий правами и полномочиями, предоставленными министру внутренних дел Российской Федерации в части применения данного Положения в отношении подчиненных ему лиц, и статьи 20 названного Положения, регламентирующей порядок прохождения службы прикомандированными сотрудниками.

Указ принят Президентом Российской Федерации при реализации таких полномочий, федеральному закону не противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает. Отсутствие в нем правовых норм, регулирующих порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников МЧС России, имеющих специальные, а не воинские звания и прикомандированных к другим государственным органам с назначением на воинские должности, не может служить основанием для признания незаконным Указа, изданного во исполнение предписания федерального закона определить порядок обеспечения денежным довольствием тех сотрудников, которые прикомандированы к органам государственной власти и иным государственным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 134 Порядка фактически воспроизводит положения Указа и не изменяет установленный порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников МЧС России, прикомандированных к государственным органам, оснований для признания данного пункта незаконным не имеется.

Признание оспариваемых нормативных актов недействующими, как того просит заявитель, привело бы к существенному нарушению прав сотрудников федеральных органов исполнительной власти, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к другим органам государственной власти.

Судебная проверка оспариваемого нормативного положения на предмет соответствия положениям Конституции Российской Федерации, на что также указывает заявитель, может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а не по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С.Д. о признании частично недействующими Указа Президента Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 140 "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам" и пункта 134 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2013 г. N 195, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ