Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 24.04.2024 N АКПИ24-135

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2024 г. N АКПИ24-135

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. о признании частично недействующим пункта 251 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 50,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 1 февраля 2018 г. N 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее также - Порядок). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 22 марта 2018 г., регистрационный номер 50460, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 23 марта 2018 г.

Пунктом 251 Порядка установлено, что в период нахождения сотрудника в распоряжении руководителем (начальником) подразделения органа, организации, подразделения МВД России, руководителем (начальником), поручения которого выполняет сотрудник, кадровым подразделением проводятся мероприятия по переводу сотрудника на другую должность в органах внутренних дел либо увольнению его со службы в органах внутренних дел.

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 251 Порядка в той части, в которой данное нормативное положение допускает в отношении сотрудника, зачисленного в распоряжение территориального органа внутренних дел в связи с невыполнением более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, перевод (назначение) на другую должность в органах внутренних дел без его согласия и при отсутствии прямо предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 342-ФЗ) оснований для перевода. Полагает, что пункт 251 Порядка не соответствует статьям 20, 30, 36 названного закона.

В обоснование заявленного требования административный истец указал на применение к нему оспариваемой нормы, поскольку он был уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта 12 части 2 статьи 82 Закона N 342-ФЗ (в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения). Отказывая в удовлетворении требований о восстановлении на службе в органах внутренних дел, суды не усмотрели нарушений в процедурах зачисления и нахождения его в распоряжении территориального органа внутренних дел, а также в основаниях расторжения контракта и увольнения со службы.

Административный ответчик - МВД России в письменных возражениях и Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что Порядок утвержден полномочным органом, соответствует актам большей юридической силы и прав Д. не нарушает.

Административный истец Д. и его представитель И. в судебном заседании поддержали заявленное требование.

Представители МВД России - Г., К. и Минюста России - М. поддержали правовые позиции, изложенные в письменных возражениях и отзыве, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав объяснения административного истца, представителей сторон и заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Компетенция МВД России на принятие Порядка проверена Верховным Судом Российской Федерации, вступившим в законную силу решением от 14 февраля 2019 г. N АКПИ18-1269 установлено, что Порядок утвержден компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка издания нормативного правового акта, а также требований, установленных для его государственной регистрации и опубликования. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 2).

Согласно части 2 статьи 10 названного закона сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 данного федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения урегулированы в статье 36 Закона N 342-ФЗ, согласно которой для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в случаях, предусмотренных частью 10 данной статьи, может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные указанным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9). Сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности (часть 12). Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (часть 19).

В части 10 статьи 36 Закона N 342-ФЗ установлены случаи, при наличии которых допускается зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, включая невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при выполнении служебных обязанностей) (пункт 6), а в части 11 - предельные сроки нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении.

Из приведенных нормативных положений следует, что прохождение сотрудником органов внутренних дел службы не при замещении должности в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение возможно лишь по установленным законом основаниям и является временным.

Конституционный Суда Российской Федерации в определении от 28 августа 2023 г. N 2566-О указал, что часть 9 статьи 36 Закона N 342-ФЗ, закрепляя возможность освобождения сотрудника органов внутренних дел от замещаемой должности для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения им службы или о ее прекращении, в том числе с зачислением в распоряжение в установленных частью 10 данной статьи случаях, при сохранении ему гарантий социальной защиты, направлена на упорядочение правового регулирования служебных отношений, обеспечивая баланс публичных и частных интересов с тем, чтобы гарантировать эффективность осуществления органами внутренних дел правоохранительной деятельности.

Статьей 36 Закона N 342-ФЗ также определено, что руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 данного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 названного федерального закона (часть 18).

Порядок зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и порядок нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 20).

Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в разделе XII регулирует зачисление сотрудников в распоряжение органов внутренних дел.

Порядком предусмотрено, что сотрудники зачисляются в распоряжение МВД России, территориальных органов, организаций, подразделений МВД России (подпункты 248.1, 248.2 пункта 248) в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 36 Закона N 342-ФЗ (пункт 249), и могут находиться в распоряжении в течение сроков, установленных частью 11 статьи 36 Закона N 342-ФЗ (пункт 250).

Зачисление сотрудника в распоряжение оформляется приказом, в котором указываются основание для зачисления сотрудника в распоряжение, дата зачисления в распоряжение, перечень и размеры дополнительных выплат в период нахождения в распоряжении, а также возложение на сотрудника служебных обязанностей по ранее замещаемой должности и (или) его служебное место или определяется руководитель (начальник), который будет давать сотруднику поручения и (или) определять его служебное место (пункты 257, 258 Порядка).

При ознакомлении сотрудника с данным приказом (под расписку) кадровым подразделением с участием непосредственного руководителя (начальника) проводится беседа, в ходе которой сотруднику, зачисленному в распоряжение, разъясняются порядок и особенности прохождения службы во время нахождения в распоряжении, права, обязанности и гарантии социальной защиты (пункты 261, 262 Порядка).

Согласно пункту 251 Порядка в период нахождения сотрудника в распоряжении руководителем (начальником) подразделения органа, организации, подразделения МВД России, руководителем (начальником), поручения которого выполняет сотрудник, кадровым подразделением проводятся мероприятия по переводу сотрудника на другую должность в органах внутренних дел либо увольнению его со службы в органах внутренних дел.

Данный пункт соответствует предписаниям частей 12, 18 статьи 36 Закона N 342-ФЗ и направлен в числе прочего на перевод (назначение) сотрудника органов внутренних дел, зачисленного в распоряжение, на должность в органах внутренних дел (с его согласия), что обеспечивает соблюдение прав сотрудника органов внутренних дел, в том числе на продолжение прохождения службы.

Указанное правовое регулирование гарантирует для рассматриваемой категории сотрудников органов внутренних дел возможность назначения с их согласия на должности, в том числе от которых такие сотрудники были освобождены, если к моменту прохождения медицинского освидетельствования ранее занимаемые ими должности не замещены иными сотрудниками органов внутренних дел и являются вакантными.

При этом вопреки доводам административного истца оспариваемый пункт 251 Порядка не наделяет соответствующего руководителя органа (подразделения) полномочиями на принятие решения о переводе сотрудника органов внутренних дел на другую должность без его согласия.

Частью 3 статьи 20 Закона N 342-ФЗ определено, что изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю.

Предусматривая общее положение о проведении мероприятий по переводу сотрудника на другую должность в органах внутренних дел в период его нахождения в распоряжении, пункт 251 Порядка не устанавливает непосредственно процедуру, основания и иные положения о переводе сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, поскольку такие перевод и проведение мероприятий по переводу осуществляются в соответствии с положениями Закона N 342-ФЗ, содержащими основания для перевода на другую должность в органах внутренних дел, согласие сотрудника на данный перевод, иные положения о переводе.

Согласно части 10 статьи 36 Закона N 342-ФЗ при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 этой статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено данным федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.

Положения пункта 251 Порядка в полной мере согласуются с приведенными нормами Закона N 342-ФЗ, в том числе его статьями 20, 30, 36, на которые ссылается административный истец, и не противоречат им.

Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца обусловлено несогласием с его увольнением со службы в органах внутренних дел и принятыми по результатам его обжалования судебными актами, что в силу действующего законодательства не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.

С учетом того, что Порядок в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Д. о признании частично недействующим пункта 251 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 50, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ