Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 22.06.2009 N ГКПИ09-666 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими Приказа ФМС РФ от 26.02.2009 N 36 О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2009 г. N ГКПИ09-666

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Есекеева Азата Сермухамбетовича о признании недействующим Приказа Федеральной миграционной службы от 26 февраля 2009 г. N 36 "О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы",

установил:

в целях предотвращения незаконной трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ФМС России 26 февраля 2009 г. издала Приказ N 36 "О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы".

Гражданин Республики Казахстан Есекеев А.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа ФМС России от 26 февраля 2009 г. N 36.

Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", издан с превышением полномочий ФМС России и незаконно ограничивает права иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности, поскольку возлагает дополнительные обязанности по представлению трудового договора и дважды уплачивать государственную пошлину за получение разрешения на работу.

В суде Есекеев А.С. поддержал заявленные требования и пояснил, что противозаконные и неоднозначные положения Приказа создают условия для проявления коррупции.

Представители заинтересованных лиц Федеральной миграционной службы Шарахова Я.Ю., Сироткин В.В., Министерства юстиции Российской Федерации Покидова И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует законодательству Российской Федерации, издан в пределах полномочий ФМС России и не нарушает прав иностранных граждан.

Выслушав объяснения Есекеева А.С, представителей ФМС России Шараховой Я.Ю., Сироткина В.В., Минюста России Покидовой И.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказ ФМС России от 26 февраля 2009 г. N 36 "О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы" зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 апреля 2009 г., регистрационный номер 13711 и опубликован в "Российской газете" N 68, 17.04.2009.

Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе. ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Согласно пункту 8 Положения ФМС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, поэтому доводы заявителя об издании оспариваемого нормативного правового акта с превышением полномочий являются несостоятельными.

Согласно пункту 1.1 Приказа начальники территориальных органов ФМС России при выдаче разрешений на работу иностранным гражданам должны руководствоваться, в том числе, положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Данная норма адресована руководителям территориальных органов ФМС России и отсылает к положениям пунктов 1 и 5 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

ФМС России осуществляет управление ее территориальными органами и вправе устанавливать в издаваемых ею нормативных правовых актах требования к соблюдению ее должностными лицами действующего законодательства, в том числе Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Данный Федеральный закон предусматривает выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу (статья 13.1).

Пунктом 1.2 Приказа предусмотрено, что начальники территориальных органов ФМС России должны выдавать разрешения на работу иностранным гражданам, не заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) на срок не более девяноста суток. Данная норма определяет срок, на который выдается разрешение на работу иностранным гражданам, не заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), и не нарушает права иностранных граждан.

Из содержания пункта 1.2 Приказа не следует, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, должен каким-то образом подтверждать факт заключения им трудового или гражданско-правового договора для получения разрешения на работу на период временного пребывания в Российской Федерации, на что ссылается заявитель. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Следовательно, выдача разрешения на работу иностранным гражданам, не заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) на срок не более девяноста суток, соответствует действующему законодательству, поскольку иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность, когда имеются законные основания для пребывания на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", определяя правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, также регулирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона).

Согласно пункту 2.1 Приказа в случае трудоустройства иностранного гражданина и представления им в территориальный орган ФМС России заключенного договора ему продлевается срок пребывания в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона и одновременно оформляется разрешение на работу на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию Российской Федерации.

Из содержания пункта 2.1 Приказа следует, что если иностранный гражданин трудоустроился и предоставил заключенный договор, то ему сразу выдается разрешение на работу на срок более девяноста суток, но не более года, что соответствует требованиям Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", поскольку заключение трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) согласно Федеральному закону является основанием для продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, однако данный срок временного пребывания законодателем ограничен сроком не более одного года.

Согласно пункту 2.2 Приказа при наличии у иностранного гражданина до заключения договора разрешения на работу на срок до 90 дней повторно разрешение на работу, предусмотренное пунктом 2.1 данного Приказа, ему выдается без учета квоты. Данные положения соответствуют требованиям Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который предоставляет Правительству Российской Федерации право устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации (статья 18.1).

В соответствии с пунктом 2.3 Приказа за выдачу иностранному гражданину разрешений на работу уплачивается государственная пошлина, установленная законодательством Российской Федерации.

Данная норма является бланкетной и не нарушает права граждан. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства (статья 333.28).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, заявление Есекеева А.С. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 194, 195, 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Есекеева Азата Сермухамбетовича о признании недействующим Приказа Федеральной миграционной службы от 26 февраля 2009 г. N 36 "О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ