Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2003 N ГКПИ03-325 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 N 814"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2003 г. N ГКПИ 03-325

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего -
    Судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                   Савченко Д.В.,
    с участием прокурора                            Федотовой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кушнарева Андрея Михайловича о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. N 814,

установил:

Кушнарев А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. N 814.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, нарушают его права, т.к. подзаконный акт не может возлагать обязанности на граждан - соискателей ученой степени кандидата наук по сдаче кандидатских экзаменов.

Заявитель Кушнарев А.М. о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.

Представители заинтересованных лиц Минобразования России Шишканова И.А. и Минюста России Мокрова Е.А. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: Минобразования России Шишкановой И.А., Минюста России Мокровой Е.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 утверждено Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (в ред. Приказов Минобразования РФ от 16.03.2000 N 780, от 27.11.2000 N 3410).

Пунктом 78 настоящего Положения предусмотрено, что кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена - установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.

Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 651 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации переименовано в Министерство образования Российской Федерации.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в статье 21 предусматривает, что подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателя для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре.

Положения о докторантах, об аспирантах и о соискателях утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 марта 2000 г. N 258 утвердило Положение о Министерстве образования Российской Федерации.

Минобразование России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России утверждает положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров.

Следовательно, Минобразование России в пределах компетенции издало Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Предусмотренное пунктом 78 Положения требование об обязательной сдачи кандидатских экзаменов для присуждения ученой степени кандидата наук соответствует законодательству о науке и об образовании.

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок присуждения ученых степеней.

Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74, установлено, что соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответствующие кандидатские экзамены (пункт 13 настоящего Положения).

Требование о сдаче кандидатских экзаменов относится к субъектам учебной и научной деятельности в системе послевузовского профессионального образования независимо от того, является ли лицо обучающимся в аспирантуре и подготавливающим диссертацию или соискателем, подготавливающим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре.

Из объяснений представителя Минобразования России Шишкановой И.А. в суде следует, что кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров.

Пунктом 92 Положения предусмотрена выдача удостоверения установленной формы о сдаче кандидатских экзаменов, однако, оно не является документом о послевузовском профессиональном образовании и не свидетельствует о завершении послевузовского профессионального образования.

Положения статьи 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливают документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании и не определяют правовые основы подготовки научно-педагогических и научных кадров.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о противоречии пункта 78 Положения федеральному закону являются несостоятельными.

Требование о сдаче соответствующих кандидатских экзаменов соискателем ученой степени кандидата наук относится к оценке квалификации научных и научно-педагогических работников в области послевузовского профессионального образования и не может рассматриваться как ограничение гражданских прав.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Кушнарева А.М. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Кушнарева Андрея Михайловича о признании противоречащим законодательству пункта 78 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. N 814, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.