Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 20.08.2010 N ГКПИ10-600 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 1, 2, абзаца первого пункта 11 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2010 г. N ГКПИ10-600

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими пунктов 1, 2, абзаца первого пункта 11 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 (далее - Положение),

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 утверждено Положение о порядке присуждения ученых степеней.

Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 23, 6 февраля 2002 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" N 6, 11 февраля 2002 г.

Положение определяет правовые основы оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и критерии, которым должны отвечать диссертации - научно-квалификационные работы, представленные на соискание ученой степени (пункт 1).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Для оперативного решения текущих и иных вопросов аттестации, возникающих в период между заседаниями Высшей аттестационной комиссии, из числа ее членов формируется президиум Высшей аттестационной комиссии.

Положение о Высшей аттестационной комиссии утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с абзацем первым пункта 11 Положения основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях.

Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, абзаца первого пункта 11 Положения о порядке присуждения ученых степеней.

Как указывает заявитель, пункты 1 и 2 Положения не соответствуют Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике" как в части правового положения (статуса) Высшей аттестационной комиссии, так и в части полномочий Правительства Российской Федерации, первое предложение (абзац первый) пункта 11 Положения противоречит Конституции Российской Федерации, а также пункту 6 статьи 4 Федерального закона "О науке и научно-технической политике", ограничивают свободу слова, свободу научного творчества, право на образование, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

В суде М. поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 12 июля 2010 г. N АЖ-П8-4727).

Представители Правительства Российской Федерации С., Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан на образование, свободу научного творчества.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (часть 1 статьи 23).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74 утверждено Положение о порядке присуждения ученых степеней. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Данный Федеральный закон предусматривает определение правовых основ оценки квалификации научных работников и критерии этой оценки.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 2 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" субъектами учебной и научной деятельности являются докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели.

Следовательно, определение Положением правовых основ оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и критериев, которым должны отвечать диссертации (пункт 1) не противоречит действующему законодательству.

Пункт 2 Положения касается вопроса правового регулирования деятельности Высшей аттестационной комиссии.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ дополнен Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" статьей 6.1 о Высшей аттестационной комиссии. В соответствии с данной нормой закона в целях обеспечения государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Правительством Российской Федерации создается Высшая аттестационная комиссия при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, утверждаются Положение о Высшей аттестационной комиссии и состав указанной комиссии.

Оспариваемый пункт воспроизводит норму Федерального закона, поэтому являются несостоятельными доводы заявителя о противоречии пункта 2 Положения действующему федеральному законодательству.

Установленное в абзаце первом пункта 11 Положения правило об опубликовании основных научных результатов диссертации в научных изданиях не может рассматриваться как ограничение права научного работника на публикацию, установленного Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Федеральный закон не содержит правовых норм о том, что результаты докторской или кандидатской диссертаций, представленных на соискание ученой степени, могут быть опубликованы в любых изданиях и журналах.

Опубликование научных результатов в научных журналах и изданиях предполагает, что они будут изучены и проанализированы научной общественностью. Кроме того, в большинстве таких научных изданий и журналов результаты научной деятельности до их публикации проходят проверку на предмет их актуальности, что создает условия для исключения возможности публикации результатов, не обладающих признаком научной новизны.

Суд также учитывает, что абзац первый пункта 11 Положения взаимосвязан с абзацем вторым данного пункта, предусматривающего, что основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях. Результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном ведущем рецензируемом журнале или издании. Перечень указанных журналов и изданий определяется Высшей аттестационной комиссией.

Данная норма была предметом судебного контроля, имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. по делу ГКПИ07-756, которым абзац второй пункта 11 Положения признан не противоречащим действующему законодательству.

Что касается абзаца третьего пункта 11 Положения, то заявителем данная норма не оспаривается и в этой части производство по делу подлежит прекращению, т.к. было возбуждено при отсутствии надлежащего обращения.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М. о признании недействующими пунктов 1, 2, абзаца первого пункта 11 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ