Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2010 N ГКПИ10-21 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим подпункта а пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2010 г. N ГКПИ10-21

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим подпункта "а" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение). Постановление опубликовано в изданиях: "Собрание законодательства Российской Федерации", 27 января 2003 г., N 4, ст. 339, "Российская газета", N 18, 30 января 2003 г.

Подпунктом "а" пункта 2 Положения установлено, что в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам включается время службы в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 2 Положения по тем основаниям, что данная норма, по своему содержанию, носит неопределенный характер и нарушает его право на перерасчет пенсии.

В обоснование чего заявитель указал, что с 31 октября 1994 г. он является пенсионером МВД России, ему установлен стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в размере 22 лет 2 месяцев 5 дней, в стаж не было включено время службы в качестве сотрудника, не имеющего специального звания, с 1 августа 1976 г. до 1 декабря 1976 г. Из оспариваемой нормы непонятно, включается ли в выслугу лет для назначения надбавки только время службы со дня присвоения специального звания или все время, включая время службы до присвоения звания. В связи с чем имеет место неоднозначное толкование и применение правовой нормы.

В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 3 марта 2010 г. N СС-П4-1297).

В суде представители заинтересованного лица Г. и М. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) и статьей 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел), сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В связи с чем оспариваемая норма не противоречит общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ), как видно из его преамбулы, устанавливает денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также условия перевода сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы).

Денежное довольствие сотрудников согласно статье 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат (пункт 1); сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания; порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством Российской Федерации (пункт 6).

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемое Положение.

Оспариваемая заявителем норма, предусматривающая включение в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам времени службы в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников, не противоречит приведенным нормам Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ.

Несостоятельными являются доводы заявителя о том, что по своему содержанию подпункт "а" пункта 2 Положения носит неопределенный характер, т.к. в данной норме не указано, кто относится к сотрудникам.

Статьей 17 Закона о милиции и статьей 1 Положения о службе в органах внутренних дел установлено, что сотрудниками органов внутренних дел в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Действие Положения о службе в органах внутренних дел распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС России (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ), а также распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации (Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ).

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" также установлено, что сотрудниками таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или классные чины (статья 3).

Из приведенных правовых норм следует, что сотрудником являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Таким образом, оспариваемая норма предусматривает включение в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам времени службы в качестве сотрудников, которым присвоены специальные звания.

Аналогичный порядок исчисления выслуги лет был установлен ранее действовавшей Инструкцией о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России от 26 августа 1994 г. N 391 (признана утратившей силу Приказом МВД России от 29 октября 2002 г. N 1045), ее действие также распространялось на сотрудников органов внутренних дел, которым присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава (пункт 1.2); в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, независимо от перерывов в службе, засчитывалось время службы в органах внутренних дел со дня присвоения специального звания (пункты 2.1, 2.2).

С учетом изложенного, оспариваемая норма соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя, поскольку порядок исчисления выслуги лет данной нормой не изменен. И, кроме того в соответствии с пунктом 3 Положения сотрудникам, зачисленным на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации до 1 января 1993 г., выслуга лет для назначения надбавки, исчисленная с учетом их работы до зачисления на службу в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не пересчитывается.

Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, подпункт "а" пункта 2 Положения не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. о признании недействующим подпункта "а" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА