Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 17.12.2010 N ГКПИ10-1387 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 38.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2007 N 401"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1387

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 38.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2007 г. N 401,

установил:

в соответствии с пунктом 38.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются отсутствие заполненного заявления-анкеты или согласия гражданина, ищущего работу, или безработного гражданина (кроме граждан, для которых в соответствии с Законом о занятости населения оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, является подходящей) с предложением работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 38.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта, исключающие отдельные категории граждан из общего порядка направления граждан на участие в оплачиваемых общественных работах, а именно: для которых в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, является подходящей, противоречат действующему законодательству. Оспариваемые положения Административного регламента нарушают его право на свободу труда, право распоряжаться своими способностями к труду, право на выбор места работы, право на получение государственной услуги, тогда как ограничение прав и свобод граждан возможно только на основании закона.

Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Г., А.Е., Министерства юстиции Российской Федерации М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа государственной власти и не нарушают права граждан в сфере занятости населения.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 7 июня 2007 г. N 401 утвердило Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ (далее - Административный регламент).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2007 г., регистрационный номер 9861 и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 35, 27 августа 2007 г.

Согласно Закону о занятости населения занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (статья 1).

Под общественными работами названный Закон в пункте 1 статьи 24 понимает трудовую деятельность, имеющую социально полезную направленность и организуемую в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по организации проведения оплачиваемых общественных работ.

Так, пункт 38.1 Административного регламента называет в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ отсутствие заполненного заявления-анкеты или согласия гражданина, ищущего работу, или безработного гражданина с предложением центра занятости населения о предоставлении государственной услуги. Из содержания данной нормы также следует, что отсутствие такого согласия граждан, для которых работа является подходящей, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Закон о занятости населения, определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, установил критерии, в соответствии с которыми предлагаемая безработному гражданину работа считается подходящей (статья 4), исходя, в частности, из необходимости сокращения периода безработицы и особенностей отдельных категорий граждан, ищущих работу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 названного Закона оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Участие граждан в общественных работах согласно пункту 2 статьи 24 Закона о занятости населения допускается только с их согласия.

Доводы заявителя о том, что граждане, для которых в соответствии с данным Законом оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, является подходящей, могут быть направлены на общественные работы без согласия гражданина, являются несостоятельными, поскольку пункт 38.1 Административного регламента не содержит такого требования.

Законом о занятости населения регламентированы порядок и последствия отказа от предложения подходящей работы. В случае отказа от подходящей работы наступают последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 35 названного Закона (приостановление выплаты пособия по безработице в срок до трех месяцев).

По сути, заявитель оспаривает нормы Закона, регламентирующие порядок и последствия отказа от предложения подходящей работы.

Пункт 38.1 Административного регламента не устанавливает особенностей регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 252 Трудового кодекса Российской Федерации не основаны на законе.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. о признании частично недействующим пункта 38.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2007 г. N 401, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ