Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2004 N ГКПИ04-1335 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 05.02.1991 N 23"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2004 г. N ГКПИ04-1335

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре Е.Н. Степановой,

с участием прокурора Е.Л. Воскобойниковой

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23,

установил:

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23, в части ограничения продолжительности дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда 14 календарными днями. Второе предложение сноски к графе 4 Списка, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23, предусматривает, что при суммировании общая продолжительность дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда не может превышать продолжительности, указанной в графе 4 настоящего приложения.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 120 Трудового кодекса РФ, т.к. ограничивают право граждан на получение дополнительного отпуска без ограничения максимальным пределом, в частности, по его профессии подземный машинист подземной самоходной машины продолжительность такого отпуска ограничена 14 календарными днями.

Заявитель С. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица Минздравсоцразвития России Решетникова С.С., Москалева Е.А. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта бывшего Союза ССР применяются, поскольку не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Министерства здравоохранения и социального развития РФ Решетниковой С.С., Москалевой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам Постановлением от 5 февраля 1991 г. N 23 утвердил Список производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности. Данный нормативный правовой акт издан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства".

В соответствии с частью 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Трудовой кодекс РФ в части 2 статьи 120 устанавливает, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.

Таким образом, из содержания закона следует, что максимальным пределом не ограничивается общая продолжительность ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков, т.е. их суммарная продолжительность.

Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, регулируются статьей 117 Трудового кодекса РФ.

Согласно части 2 статьи 117 настоящего Кодекса перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По объяснениям представителей Минздравсоцразвития России Решетниковой С.С. и Москалевой Е.А. такой перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления Правительством Российской Федерации не утверждены и действует нормативный правовой акт бывшего Союза ССР (Постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23, которым утвержден Список производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности).

Данный Список содержит методику расчета минимальной продолжительности дополнительного отпуска на конкретном рабочем месте с учетом вредных производственных факторов.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска за работу в конкретных вредных и тяжелых условиях труда определяется на основе двух составляющих, а именно:

1) продолжительность дополнительного отпуска за работу в подземных условиях, в разрезах, карьерах (графа 3 приложения к Постановлению Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23);

2) продолжительность дополнительного отпуска за вредные и тяжелые условия труда (графа 4 приложения к Постановлению Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 23).

Составляющая дополнительного отпуска за каждый вредный производственный фактор суммируется, и при суммировании общая продолжительность такого отпуска не может превышать продолжительности, указанной в графе 4 приложения.

Установленное ограничение для подсчета одной из составляющих минимальной продолжительности дополнительного отпуска производится по причине того, что каждый из перечисленных в Перечне вредных производственных факторов может наносить определенный вред здоровью, однако совокупность воздействия этих факторов не может рассматриваться с точки зрения арифметического суммирования, поскольку факторы наносимого вреда могут взаимопоглощаться.

Получившаяся в результате суммирования двух составляющих дополнительного отпуска (графа 3 Списка и графа 4 Списка) совокупность является минимальной продолжительностью дополнительного отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда, гарантированного работникам статьей 117 Трудового кодекса РФ.

Организации обязаны предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность которого должна быть не менее установленной государством. Однако организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами (статья 116 Трудового кодекса РФ).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормам Трудового кодекса РФ и не нарушают права работников на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, заявление С. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление С. о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за вредные и тяжелые условия труда работникам, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 5 февраля 1991 г. N 23, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.