Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2024 N АКПИ24-111

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 апреля 2024 г. N АКПИ24-111

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. об оспаривании пункта 1 Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 472,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 22 июня 2009 г. N 472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях (далее также - Перечень). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 27 июля 2009 г., регистрационный номер 14415, опубликован 11 августа 2009 г. в "Российской газете", N 147.

Данный нормативный правовой акт действует в редакции приказа МВД России от 13 октября 2014 г. N 877, зарегистрированного в Минюсте России 27 ноября 2014 г., регистрационный номер 34954, и опубликованного 5 декабря 2014 г. в "Российской газете", N 278.

В пункте 1 Перечня приведены подразделения: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования (абзац первый), служба в которых в должностях начальника контрольного поста милиции, начальника смены (контрольного поста милиции), командира взвода (дорожно-патрульной службы, специализированного (ДПС ГИБДД оперативного реагирования), специализированного ДПС ГИБДД оперативного реагирования), заместителя командира взвода (дорожно-патрульной службы, специализированного ДПС ГИБДД оперативного реагирования), старшего инспектора по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции, старшего государственного инспектора дорожного надзора, командира отделения строевого подразделения дорожно-патрульной службы, старшего инспектора дорожно-патрульной службы, старшего инспектора (дорожно-патрульной службы), инспектора по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции, государственного инспектора дорожного надзора, инспектора дорожно-патрульной службы, инспектора (дорожно-патрульной службы) (абзацы второй - двенадцатый) предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно примечанию 1 к Перечню в соответствии с данным перечнем сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба с 1 января 2009 г. из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Б., проходившая службу в органах внутренних дел с октября 2000 года по декабрь 2022 года, в том числе в 2009 - 2021 гг. в должности инспектора по исполнению административного законодательства (инспектора (по исполнению административного законодательства), и уволенная по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1 Перечня в той части, в которой только в отношении перечисленных в нем подразделений и должностей предусмотрено исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, ссылаясь на его несоответствие пункту 19.1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции).

Нарушение своего права на пенсионное обеспечение Б. связывает с отсутствием в пункте 1 Перечня занимаемых ей в период службы в органах внутренних дел должностей, что повлекло исчисление стажа в календарном порядке, а не на льготных условиях, и повлияло на размер пенсии. Часть 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в органах внутренних дел), по мнению административного истца, предусматривает единый порядок исчисления стажа (выслуги лет) в органах внутренних дел для различных целей, связанных как с прохождением службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, так и при назначении пенсии за выслугу лет, предоставлении иных социальных пособий. При ограничительном толковании Перечня допускается произвольная дифференциация пенсионного обеспечения сотрудников строевых подразделений дорожно-патрульной службы, постоянно и непосредственно выполняющих функции по обеспечению безопасности дорожного движения, основанная исключительно на формальных признаках.

Административный ответчик МВД России в письменных возражениях и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административное исковое заявление указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, Перечень в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Административный истец Б., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители МВД России - К. и Минюста России - М. поддержали правовые позиции, изложенные в письменных возражениях и отзыве, просили отказать в удовлетворении административного иска.

Изучив доводы административного искового заявления, выслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) регулируются названным законом, из частей второй и третьей статьи 18 которого следует, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Названный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии установлен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941).

Соответствующие полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет с 1 января 2012 г. предусмотрены также частью 5 статьи 38 Закона о службе в органах внутренних дел.

Подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 941, изданного во исполнение требований Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац сорок девятый).

Таким образом, Перечень утвержден компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка издания нормативного правового акта, а также требований, установленных для его государственной регистрации и опубликования, что не оспаривается административным истцом.

Из части второй статьи 18 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I следует, что зачету в выслугу лет в льготном исчислении подлежит время прохождения лицами, указанными в его статье 1, службы именно в особых, отличающихся от нормальных, условиях.

Реализуя предоставленные подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 941 полномочия, МВД России определило в Перечне (включая пункт 1) подразделения и должности, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, как связанные с прохождением службы в особых условиях.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Тем самым, право на зачет на льготных условиях периода службы возникает при наличии совокупности таких условий, как прохождение службы на должности, указанной в Перечне, и исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Замещавшиеся административным истцом должности в Перечень не включены, так как не связаны с прохождением службы в особых условиях (с непосредственным несением дорожно-патрульной службы на автомобильных дорогах), а касаются учета административных правонарушений и производства по делам об административных правонарушениях.

Довод административного истца о несоответствии оспариваемой нормы пункту 19.1 части 1 статьи 12 Закона о полиции, содержащему положение об обязанности полиции осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, является несостоятельным, поскольку указанный пункт не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185, и Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664, на несоответствие положениям которых указывает административный истец, утратили силу в связи с изданием приказа МВД России от 23 августа 2017 г. N 664, приказа МВД России от 2 мая 2023 г. N 263, соответственно.

Ссылка административного истца на пункт 26 Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 мая 2023 г. N 264, не может быть признана состоятельной, поскольку указанный порядок не является актом, имеющим большую юридическую силу, на соответствие которому подлежит проверке оспариваемый в части Перечень, а также не регулирует отношения в области исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.

Федеральный закон или иной нормативный правовой акт большей юридической силы, который устанавливал бы льготное исчисление периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии в отношении всех подразделений и должностей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, отсутствует.

Оспариваемый пункт 1 Перечня по своему содержанию не допускает неоднозначного толкования и какой-либо правовой неопределенности в части его применения не содержит.

Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с ее точки зрения, дополнений в части расширения перечня должностей, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, что не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.

С учетом того, что Перечень в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых ей аспектах, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. об оспаривании пункта 1 Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 472, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ