Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 16.12.1998 N ГКПИ98-677, 712 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными пунктов 3 и 6 Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471 О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 16 декабря 1998 г. N ГКПИ 98-677, 712

Именем Российской Федерации

    Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего                             Романенкова Н.С.
при секретаре                                     Емельяновой М.А.
с участием прокурора                                Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Общероссийского независимого профсоюза работников организаций торговли и услуг "Перспектива" и Засорина Владимира Николаевича о признании недействительными пунктов 3, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации",

установил:

22 ноября 1997 г. Правительство Российской Федерации издало Постановление N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации".

Пунктом 3 вышеназванного Постановления устанавливается: "Фонду социального страхования Российской Федерации обеспечить сбор взносов, перечисляемых работодателями на обязательное (государственное) социальное страхование, исключительно на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов. Если взносы, начисленные по тарифу, установленному законодательством для уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, перечислены организациям, не являющимся исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, то такие взносы не считаются взносами на государственное социальное страхование, а перечислившая их организация имеет задолженность по уплате страховых взносов".

Пункт 6 данного Постановления предусматривает: "Согласиться с предложением Фонда социального страхования о переходе в 1998 г. с территориально - отраслевого принципа на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования".

Общероссийский независимый профсоюз работников организаций торговли и услуг "Перспектива" и Засорин В.Н. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействительными пунктов 3, 6 Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации", ссылаясь на то, что данное Постановление нарушает требование ст. 57 Конституции РФ о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Пункт 3 оспариваемого Постановления распространяет свое действие на отношения предприятий по уплате взносов на обязательное социальное страхование, имевшие место до принятия данного Постановления. Однако до настоящего времени нет Федерального закона, регламентирующего основы и принципы обязательного (государственного) социального страхования, а при отсутствии закона постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, приравниваются к закону и придание им обратной силы незаконно.

По содержанию норм пункты 3, 6 указанного Постановления Правительства РФ противоречат также п. 1 ст. 115 Конституции РФ, поскольку в настоящее время действует Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Пункт 3 ст. 15 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставляет профсоюзам равные с другими социальными партнерами (работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления) права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования...

Кроме того, ч. 4 ст. 226 Кодекса законов о труде также устанавливает право профсоюзов управлять государственным социальным страхованием.

Таким образом, пункты 3, 6 Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1471 противоречат как действующей Конституции РФ, так и Кодексу законов о труде РФ и Федеральному закону "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Издание данного Постановления дает налоговым органам право применять штрафные санкции к предприятиям, не выполняющим это Постановление.

В судебном заседании представители Общероссийского независимого профсоюза работников организаций торговли и услуг "Перспектива" Божедомова Г.К. и Искакбеков А.М., а также заявитель Засорин В.Н. поддержали заявленные требования.

В судебном заседании представители заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Разумнова С.Н., Чикмачева Л.Ю., Бацевич В.Ю. возражали против удовлетворения заявлений ОНП РОТУ "Перспектива" и Засорина В.Н.

Так, представитель Разумнова С.Н. пояснила, что Правительство РФ Постановлением от 26.10.93 N 1094 установило, что управление государственным социальным страхованием осуществляется через Фонд социального страхования РФ, платежи по государственному социальному страхованию производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на единый текущий счет Фонда социального страхования РФ.

Обязанность всех работодателей по уплате взносов в Фонд социального страхования РФ ежегодно устанавливается Федеральным законом о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Пункт 3 оспариваемого Постановления Правительства РФ не устанавливает какой-либо новой нормы, а лишь подтверждает обязанность работодателей уплачивать обязательные взносы на социальное страхование на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов.

Более того, пункт 3 данного Постановления не затрагивает прав работодателя осуществлять дополнительное страхование своих работников.

Профессиональные союзы вправе создавать свои фонды, а на основании ст. 15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственным фондом социального страхования путем включения представителей профобъединений в состав Правления Фонда и координационных советов исполнительных органов Фонда.

Из объяснений представителя заинтересованного лица Чикмачевой Л.Ю. следует, что пункт 6 Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1471 не нарушает прав профсоюзов и работников, т.к. изменение структуры исполнительных органов Фонда не влечет за собой каких-либо изменений в уровне и видах обеспечения работников пособиями и другими гарантиями по государственному социальному страхованию.

Выслушав представителей Общероссийского независимого профсоюза работников организаций торговли и услуг "Перспектива" Божедомова Г.К. и Искакбекова А.М., заявителя Засорина В.Н., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Разумнову С.Н., Чикмачеву Л.Ю. и Баневича В.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявлений.

Как установлено в судебном заседании, Фонд социального страхования РФ был образован 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР от 25.12.90 N 600/9-3 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР". При этом управление Фондом было возложено на Совет Федерации независимых Профсоюзов РСФСР.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" средства Фонда социального страхования включены в состав объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.

Указом Президента РФ от 28.09.93 N 1503 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" управление государственным социальным страхованием из ведения Федерации Независимых Профсоюзов России было передано Правительству Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1094 установлено, что платежи по государственному социальному страхованию производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на единый текущий счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пп. "п" п. 2 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых ресурсов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, страховые взносы по тарифу 5,4 процента включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и перечисляются в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.

Порядок начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования регулируется Инструкцией, утвержденной Фондом социального страхования РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07 по согласованию с Центральным банком РФ.

"Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101 с последующими изменениями, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92 N 822 предусмотрено, что Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Ежегодно в Российской Федерации принимаются Федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Так, в 1995 г. это был Федеральный закон от 10.01.95 N 3-ФЗ; в 1996 г. - Федеральный закон от 21.12.95 N 207-ФЗ; в 1997 г. - Федеральный закон от 05.02.97 N 26-ФЗ; в 1998 г. - Федеральный закон от 08.01.98 N 9-ФЗ, которыми предусматривалась уплата страховых взносов, в т.ч. в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1471 поручено Фонду социального страхования Российской Федерации обеспечить сбор взносов, перечисляемых работодателями на государственное социальное страхование, исключительно на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов. Если взносы, начисленные по тарифу, установленному законодательством для уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, перечислены организациям, не являющимся исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, то такие взносы не считаются взносами на государственное социальное страхование, а перечислившая их организация имеет задолженность по уплате страховых взносов.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает несостоятельными доводы заявителей о том, что пункт 3 оспариваемого правительственного Постановления распространяет свое действие на отношения предприятий по уплате взносов на обязательное социальное страхование, имевшие место до принятия данного Постановления, чем ухудшает положение налогоплательщиков, т.к. обязанность работодателей по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации установлена рядом нормативных актов, принятых до издания оспариваемого Постановления.

Суд также считает необоснованными утверждения заявителей о том, что пункты 3, 6 Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1471 противоречат ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, так как Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставил профсоюзам наравне с другими социальными партнерами (работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления) права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования (п. 3 ст. 15 данного Закона), а также нарушают требования п. 4 ст. 226 КЗоТ РФ.

Часть 4 статьи 226 КЗоТ РФ предусматривает, что профессиональные союзы управляют государственным имуществом. Однако данное положение утратило свое значение, поскольку Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлен иной порядок управления государственным социальным страхованием, а именно: согласно п. 3 ст. 15 данного Закона профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов.

Как пояснил в суде представитель заинтересованного лица, паритетное участие профсоюзов в управлении Фондом обеспечивается включением представителей профобъединений в состав Правительства Фонда и координационных советов исполнительных органов Фонда, что предусмотрено пунктами 22, 26 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации. Однако это не означает, что другие органы имеют право осуществлять сбор средств государственного социального страхования.

Пункты 3, 6 Постановления Правительства РФ от 22.11.97 N 1471 касаются деятельности Фонда социального страхования РФ по обеспечению сбора страховых взносов и структуры его управления.

Как отмечалось выше, деятельность Фонда по обеспечению сбора страховых взносов осуществляется на основе Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.10.93 N 1094, Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации и других нормативных актов, оснований полагать, что оспариваемые положения Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1471 противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителей, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Общероссийского независимого профсоюза работников организаций торговли и услуг "Перспектива" и Засорина Владимира Николаевича о признании недействительными пунктов 3, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.