Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N АКПИ17-1083 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 10 Порядка подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384н"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 января 2018 г. N АКПИ17-1083

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Медпроф" о признании недействующим пункта 10 порядка подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 384н,

установил:

согласно пункту 10 порядка подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации (далее - Порядок) сертификат об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), оформляется на основании результатов исследования, предусмотренного подпунктом 2 пункта 7 Порядка, и осмотра врачом-инфекционистом медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Общество с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Медпроф" (далее - ООО Медицинский центр "Медпроф") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 10 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пунктам 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку вводят ограничения и создают дискриминирующие условия для юридических лиц частной системы здравоохранения, так как уполномочивают проводить осмотр и медицинские исследования врачами-инфекционистами только государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Как указывает административный истец, ООО Медицинский центр "Медпроф" на основании лицензии от 16 июня 2015 г. N ЛО-42-01-003716, выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области, имеет право на осуществление медицинской деятельности, в том числе проведение медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации. Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 декабря 2014 г. N 518 "Об утверждении перечня медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Кемеровской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". ООО Медицинский центр "Медпроф" уполномочен на выдачу документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Однако заключения об отсутствии ВИЧ-инфекции, оформленные ООО Медицинский центр "Медпроф" и выданные иностранным гражданам, не принимаются сотрудниками Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Кемеровской области на основании оспариваемых положений нормативного правового акта. Кроме того, ООО Медицинский центр "Медпроф" причинены убытки в размере 1 718 400 руб. в связи с затратами, произведенными для осуществления медицинской деятельности по проведению медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний для иностранных граждан согласно полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В суде представитель административного истца ООО Медицинский центр "Медпроф" З. поддержал заявленные требования и пояснил, что Минздрав России вышел за пределы ограничений, установленных пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Названный Федеральный закон каких-либо ограничений прав негосударственных коммерческих медицинских организаций в части проведения медицинского освидетельствования и медицинских исследований, осмотров в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства для оформления и выдачи медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения сертификатов об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, не устанавливает.

Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации Ш.А., Ш.О., Министерства юстиции Российской Федерации С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей ООО Медицинский центр "Медпроф" З., Минздрава России Ш.А., Ш.О., Минюста России С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с подпунктом 5.2.106 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, Минздрав России утверждает перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядок подтверждения их наличия или отсутствия.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 384н утвержден такой Порядок (приложение N 2).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 августа 2015 г., регистрационный номер 38341, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 августа 2015 г., опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 43 26 октября 2015 г.

Порядок регулирует отношения, связанные с подтверждением наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации.

Подтверждение наличия или отсутствия инфекционных заболеваний осуществляется в рамках медицинского освидетельствования, проводимого в медицинской организации независимо от организационно-правовой формы при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей предоставление соответствующих работ (услуг).

Оформление сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), согласно пункту 10 Порядка осуществляется в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Устанавливая особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в подпункте 5 пункта 2 статьи 13.3 предусматривает представление документов, подтверждающих отсутствие у данного иностранного гражданина инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификата об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Выдача сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Медицинское освидетельствование согласно названному Федеральному закону проводится в медицинских организациях и включает, в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7).

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (часть 1 статьи 65).

Следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие оформление сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, соответствуют законодательству в сфере охраны здоровья, законодательству о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции, законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пунктам 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" являются несостоятельными, поскольку пункт 10 Порядка не может рассматриваться как правовой акт, который вводит ограничения и создает дискриминирующие условия для медицинских организаций частной системы здравоохранения.

Согласно Федеральному закону "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1 статьи 15). В силу прямого указания Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения (пункт 2 статьи 7).

Административный истец не лишен права на осуществление медицинской деятельности в соответствии с лицензией, предоставленной ему в установленном порядке, в том числе проведение медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции.

Доводы административного истца о понесенных расходах в связи с организацией работы по проведению медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Медпроф" о признании недействующим пункта 10 порядка подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 384н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ