Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N АКПИ18-380 "О признании частично недействующими подпунктов г и е пункта 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утв. Приказом ФТС России от 06.08.2013 N 1452"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2018 г. N АКПИ18-380

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ш. о признании частично недействующими подпунктов "г", "е" пункта 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 г. N 1452,

установил:

согласно пункту 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила) для рассмотрения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в таможенных органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, представляются:

а) заявление о выплате ежемесячной денежной компенсации;

б) копия акта служебного расследования;

в) копии соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования об установлении виновных лиц;

г) копия приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения ВВК о негодности сотрудника к службе в таможенных органах;

д) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы, срока инвалидности и причины инвалидности в формулировке "военная травма", выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;

е) копия заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "Д не годен к службе в таможенных органах" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

Гражданин Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими подпунктов "г", "е" пункта 21 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части, возлагающей на сотрудника, обратившегося с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, обязанность представить копию приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения ВВК о негодности сотрудника к службе в таможенных органах и копию заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "Д - не годен к службе в таможенных органах" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

Как указывает Ш., являясь оперуполномоченным специального отряда быстрого реагирования таможни, 8 мая 2015 г. в связи с исполнением служебных обязанностей он получил закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга легкой степени. По заключению военно-врачебной комиссии, утвержденному 15 октября 2015 г., полученные телесные повреждения квалифицированы как военная травма. Установлена категория годности к службе "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах". 26 октября 2015 г. на основании приказа начальника таможни от 21 октября 2015 г. N 387-к Ш. уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах). 5 ноября 2015 г. в связи с получением военной травмы ему установлена вторая группа инвалидности. Он дважды обращался в таможню с заявлениями о выплате ему ежемесячной денежной компенсации, но в назначении выплат ему отказано, поскольку к заявлению не приложены все необходимые документы для рассмотрения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации.

Решением районного суда Ростовской области от 8 февраля 2017 г. удовлетворены исковые требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах Ш. к таможне о признании незаконными действий (бездействия) таможни и обязании таможенного органа принять решение о выплате ежемесячной денежной компенсации. Однако данное решение отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2017 г.

По мнению административного истца, Федеральная таможенная служба превысила свои полномочия, лишив права на получение ежемесячной денежной компенсации инвалидов вследствие военной травмы, в связи с выполнением служебных обязанностей, уволенных по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности. При этом оспариваемые положения подпунктов "г", "е" пункта 21 Правил нарушают конституционные принципы равенства и справедливости, право административного истца на беспрепятственное получение ежемесячной денежной компенсации, а также неправомерно возлагают на него обязанность по представлению документов, не предусмотренных законом.

Административный истец Ш. о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В суде представитель административного истца, адвокат Минко О.Ю. поддержала заявленные требования.

Представители Федеральной таможенной службы Е., Министерства финансов Российской Федерации М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации С.Н. пояснила суду, что подпункты "г", "е" пункта 21 Правил подлежат корректировке, поскольку документы, предусмотренные оспариваемыми положениями нормативного правового акта, не являются исчерпывающими основаниями для получения ежемесячной денежной компенсации, а федеральным законом не предусмотрено, что основанием для получения сотрудником, уволенным со службы в таможенных органах, ежемесячной денежной компенсации является исключительно заключение ВВК с формулировкой "Д - не годен к службе в таможенных органах".

Выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Минко О.Ю., представителей административных ответчиков ФТС России Е., Минфина России М., Минюста России С.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Правила изданы ФТС России в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью 12 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2013 г., регистрационный номер 30680, опубликован в "Российской газете" 27 декабря 2013 г.

Приказом ФТС России от 26 июля 2016 г. N 1454, согласованным с Минфином России, в Правила внесены изменения, в частности пункт 21 Правил изложен в новой редакции. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 23 августа 2016 г., регистрационный номер 43343, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 24 августа 2016 г.

Разделом IV Правил определен перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия, о выплате ежемесячной денежной компенсации.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данная компенсация направлена на сохранение за сотрудниками утраченного вследствие причинения здоровью вреда при исполнении ими служебных обязанностей денежного довольствия и обеспечение защиты их интересов.

Согласно статье 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях установления причинной связи полученных гражданами, в том числе сотрудниками таможенных органов, увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением ими службы в органах проводится военно-врачебная экспертиза, деятельность которой регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".

В пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если они получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы или службы в иных органах.

Определяя порядок прохождения службы в таможенных органах, Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в пункте 2 статьи 48 предусматривает основания для увольнения сотрудника таможенного органа со службы, в том числе по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах (подпункт 8); по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах (подпункт 9).

Законодатель определил условия выплаты данной ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, признанным инвалидами вследствие военной травмы, в зависимости от группы инвалидности, закрепив в части 5 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), что размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

1) в отношении инвалида I группы - 1;

2) в отношении инвалида II группы - 0,5;

3) в отношении инвалида III группы - 0,3.

Таким образом, предусмотренные подпунктом "г" пункта 21 Правил требование о представлении копии приказа об увольнении со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения ВВК о негодности сотрудника к службе в таможенных органах и подпунктом "е" пункта 21 Правил требование о представлении копии заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "Д - не годен к службе в таможенных органах" ограничивают права сотрудников таможенных органов на получение гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и являются неправомерными.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что в раздел IV Правил, определяющий перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплатах, изменения были внесены приказом ФТС России от 26 июля 2016 г., с этой даты оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию недействующими.

На основании изложенного и руководствуясь 175, 176, 180 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление Ш. удовлетворить:

признать недействующими с 26 июля 2016 г. подпункт "г" в части, не предусматривающей представление копии приказа об увольнении из таможенных органов по состоянию здоровья на основании заключения ВВК об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах, подпункт "е" в части, не предусматривающей представление копии заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах", пункта 21 Правил выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 6 августа 2013 г. N 1452.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ