Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2003 N ГКПИ03-97 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими отдельных положений Постановлений Правительства РФ от 10.07.1999 N 788 О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации... и от 20.12.2002 N 911 О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2003 г. N ГКПИ 03-97

Именем Российской Федерации

    Верховный Суд Российской Федерации в составе:
    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                Терентьевой С.В.,
    с участием прокурора                            Федотовой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колоткова Михаила Анатольевича о признании недействующими п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 788 "О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" и абз. 11 п. 3, пп. "в" п. 4, пп. "б" и "д" п. 5 "Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 911,

установил:

Колотков М.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 788 "О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" и абз. 11 п. 3, пп. "в" п. 4, пп. "б" и "д" п. 5 "Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911.

Как указывает заявитель, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат нормам Трудового кодекса РФ и иным нормам федерального законодательства, затрагивают права и свободы граждан - сотрудников загранучреждений Российской Федерации, ставят их в неравное положение по сравнению с работниками других отраслей.

В суде Колотков М.А. поддержал заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Алферова Е.Н., Маркина С.Н., Пронина Е.А., Фасхеев И.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Выслушав объяснения заявителя Колоткова М.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Алферовой Е.Н., Маркиной С.Н., Прониной Е.А., Фасхеева И.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Правительство Российской Федерации 10 июля 1999 г. издало Постановление N 788 "О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 N 239, от 17.02.2003 N 106).

Данное Постановление принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации", которым Правительству РФ поручено определить порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, и порядок выплаты им этого денежного содержания.

Пунктом 1 настоящего Постановления установлено, что федеральным государственным служащим, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, в период их работы за рубежом исчисляются и выплачиваются должностные оклады в рублях, предусмотренные приложениями N 2 и 3 к Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265, а также надбавки за квалификационный разряд, предусмотренные приложением N 8 к Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265, или за дипломатический ранг, предусмотренные приложением к Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг", в размере 20 процентов.

Кроме того, пункт 1 Постановления предусматривает, что по окончании календарного года размер указанной ежемесячной выплаты может быть по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации увеличен до 50 процентов за счет средств, полученных соответствующими федеральными органами исполнительной власти от разрешенных в установленном порядке видов деятельности сверх сумм, учитываемых при формировании расходной части федерального бюджета этого года.

Система оплаты труда всех работников представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, замещающих указанные должности, состоит из двух частей - рублевой и валютной.

В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса РФ (часть вторая) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, не подлежат налогообложению.

Как пояснила в суде представитель Правительства РФ Алферова Е.Н., выплаты в иностранной валюте не могут быть включены в состав заработной платы, из которой рассчитываются пособия по государственному социальному страхованию.

Сохранение выплаты в рублях работникам представительств Российской Федерации за границей позволяет производить отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и сохраняет возможность получать указанным работникам пособия по государственному социальному страхованию.

С принятием Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 788 произошло существенное увеличение оплаты труда в рублях работников представительств Российской Федерации.

В силу статьи 338 Трудового кодекса РФ с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

При таких обстоятельствах утверждения заявителя о том, что направление работников на работу в представительства Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти и представительства государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации является служебной командировкой, не основаны на законе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 911 утверждены Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей.

Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., в статье 340 предусматривает, что порядок и условия выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом климатических и иных условий в стране пребывания.

Правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей определяют порядок и условия выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения работников, направляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), представительства Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей.

Трудовое законодательство определяет компенсации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Правила предусматривают выплату работникам в связи с переездом к месту работы таких компенсаций, как подъемное пособие и суточные за время нахождения в пути следования к месту работы.

Абзацем 11 пункта 3 Правил установлена выплата суточных также членам семьи работника (супруг, супруга, их несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет), выезжающим как вместе с работником, так и отдельно от него.

Доводы заявителя о неправильном установлении абз. 11 пункта 3 Правил членов семьи загранработника сводятся к расширению круга лиц, имеющих право на денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с переездом к месту работы. Однако они не могут служить основанием для признания недействующим абз. 11 пункта 3 Правил, т.к. трудовое законодательство не предусматривает компенсацию (выплату суточных) нетрудоспособным родителям, другим родственникам, нетрудоспособным иждивенцам, выезжающим с работником к его месту работы, и ссылки Колоткова М.А. на нормы жилищного законодательства, семейного законодательства являются неправомерными, поскольку регулируют иные отношения.

Согласно пп. "в" пункта 4 Правил работникам в связи с переездом к месту работы выплачивается компенсация расходов на провоз не более 80 килограммов багажа как на самого работника, так и на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник.

Трудовой кодекс РФ в статье 326 устанавливает компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя, в т.ч. оплату стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом.

Данная компенсация законом предусмотрена для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не распространяется на работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод в статье 14 определяет, что пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Предусмотренная Правилами выплата загранработнику расходов на провоз багажа в связи с переездом к месту работы не может рассматриваться как дискриминационная мера, т.к. она не ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина. При заключении трудового договора о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заявитель не лишен возможности воспользоваться гарантиями и компенсациями, установленными федеральным законодательством.

Подпунктом "б" пункта 5 Правил предусмотрено, что работникам, направляемым на работу в представительства, за период ежегодного оплачиваемого отпуска сохраняются:

средняя заработная плата в рублях, исчисленная исходя из фактического заработка в рублях;

должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления).

При проезде в отпуск не более одного раза в год из страны пребывания до г. Москвы и обратно работникам представительств компенсируется разница между стоимостью проездных документов и 50 процентами должностного оклада в иностранной валюте с надбавкой к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления) в случае, если стоимость проездных документов работников представительств и членов их семей превышает 50 процентов указанного оклада с надбавкой.

Положения пп. "б" п. 5 Правил о расчете средней заработной платы в рублях исходя из фактического заработка в рублях соответствуют единому порядку исчисления средней заработной платы, установленному статьей 139 Трудового кодекса РФ.

По объяснениям представителя Правительства РФ Алферовой Е.Н. в представительствах Российской Федерации, представительствах органов исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в штатных расписаниях предусмотрены государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы; должности, не отнесенные к государственным должностям, рабочие профессии. В зависимости от категории работника оплата труда в рублях устанавливалась различными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Учитывая, что стоимость проездных документов в отдельных странах весьма значительна, а заработная плата некоторых категорий работников представительств Российской Федерации за границей не позволяет компенсировать указанные расходы, то Правительство РФ нашло возможность частичной компенсации стоимости проездных документов. При этом принят единый подход к выплате данных компенсаций, который не зависит от страны пребывания работника представительств Российской Федерации.

Действующее законодательство не предусматривает компенсации проезда в очередной оплачиваемый отпуск федеральным государственным служащим.

С учетом изложенного суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Правил ставят загранработников в заведомо неравные условия по сравнению с работниками других отраслей.

Подпунктом "д" пункта 5 Правил предусмотрено, что в случае смерти работника членам его семьи выплачивается за счет средств представительства материальная помощь в размере 50 процентов расчетного оклада посла Российской Федерации и возмещаются расходы, связанные с переездом в Российскую Федерацию, в порядке и на условиях, предусмотренных при прекращении работником работы в представительстве.

В случае смерти работника или члена его семьи расходы по оплате обязательных услуг, связанных с процедурой хранения тела умершего, его перевозки внутри страны, приобретения гроба и транспортировки тела в Российскую Федерацию осуществляются за счет средств представительства.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Алферова Е.Н. пояснила суду, что предусмотренные абзацами 1 и 2 подпункта "д" пункта 5 Правил выплаты производятся помимо тех выплат, которые предусмотрены Федеральным законом "О погребении и похоронном деле".

Доводы заявителя о том, что размер выплачиваемой материальной помощи занижен, оспариваемый нормативный акт не устанавливает иные социальные гарантии и обходит вопрос об обязательном социальном страховании работников, направленных на работу за границу, не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правовые, экономические и организационные основы этого вида страхования, а также порядок возмещения вреда урегулированы Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей, заявление Колоткова М.А. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Колоткова Михаила Анатольевича о признании недействующими п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 788 "О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации" и абз. 11 п. 3, пп. "в" п. 4, пп. "б" и "д" п. 3 "Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 911, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.