Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 12.08.2004 N ГКПИ04-1019 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пункта 1 (частично), пунктов 4 - 8 и 14 Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 13.03.2003 N 155"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 12 августа 2004 г. N ГКПИ04-1019

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                Терентьевой С.В.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ц. о признании недействующими п. 1 в части слов: "...регулирует порядок премирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации...", пунктов 4 - 8 и 14 Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 13 марта 2003 г. N 155 (далее - Инструкция),

установил:

Ц. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемые пункты Инструкции не соответствуют требованиям ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам...", а также пункту 4 Положения о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 33, и нарушают его право на получение вознаграждения за труд, гарантированное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, и на получение денежного довольствия, установленного Федеральным законом.

Полагает, что Министерство внутренних дел РФ при этом вышло за пределы предоставленных ему полномочий и установило не порядок снижения размера премии сотрудникам или лишения их премии, а фактически воспроизвело порядок выплаты премии, установленный Правительством РФ.

В судебное заседание заявитель не явился. Из поступившего в суд заявления следует, что он согласен на рассмотрение дела в его отсутствие.

Представители МВД РФ Марьян Г.В., Гаврилов М.Б., Комзолов А.И. и Редников А.Г., Минюста РФ - Давыдовский И.Н. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Инструкции положениям Конституции РФ и федерального законодательства не противоречат и в связи с этим каких-либо оснований для признания их недействующими не имеется.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как установлено судом, в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 33 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел РФ..." Приказом Министерства внутренних дел РФ от 13 марта 2003 г. N 155 была утверждена Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что данная Инструкция регулирует порядок премирования сотрудников органов внутренних дел РФ.

Пунктами 4, 5, 6, 7 предусмотрены порядок и условия премирования сотрудников.

В пункте 8 указывается о том, что решение о выплате премии, о лишении или уменьшении ее размера конкретному сотруднику оформляется приказом начальника органа внутренних дел (подразделения, учреждения, организации МВД России).

Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что начальники имеют право: выплачивать сотрудникам, добившимся наиболее высоких показателей по службе, повышенное вознаграждение (1,5 оклада денежного содержания сверх размера, установленного в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ) в пределах средств, выделяемых на денежное довольствие сотрудников;

лишать сотрудников вознаграждения за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины.

По утверждению представителей заинтересованных лиц, положения оспариваемых пунктов Инструкции полностью соответствуют действующему законодательству и прав заявителя не нарушают.

Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.

Анализ содержания оспариваемых пунктов Инструкции также свидетельствует об их соответствии Федеральному закону от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ и Положению о выплате премии сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 33.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания оспариваемых пунктов Инструкции недействующими не имеется.

Довод заявителя о том, что оспариваемые пункты Инструкции противоречат названному выше Федеральному закону от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ и Положению о выплате премии сотрудникам органов внутренних дел, утвержденному Постановлением Правительства, не может быть признан обоснованным.

По мнению заявителя, противоречие оспариваемой в указанной части Инструкции заключается в том, что Министерство внутренних дел РФ при ее утверждении установило не порядок снижения размера премии сотрудникам или лишения их премии, а фактически воспроизвело порядок выплаты премии, установленный Правительством РФ, то есть заявитель фактически не оспаривает соответствия оспариваемых пунктов содержанию утвержденного Правительством РФ Положения, но при этом полагает, что, воспроизведя в Инструкции порядок выплаты премии, МВД России вышло за пределы своих полномочий.

Суд не может согласиться с таким выводом заявителя, поскольку, по общему правилу, воспроизведение в нормативном правовом акте положений закона или более высокого по своему уровню нормативного акта не может расцениваться как издание его с превышением полномочий.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 33 руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти решено определять порядок выплаты сотрудникам повышенного единовременного вознаграждения по итогам календарного года и разового премирования сотрудников.

В силу п. 4 утвержденного этим же Постановлением Правительства РФ Положения о выплате премии сотрудникам руководители органов, подразделений и учреждений соответствующих федеральных органов исполнительной власти имеют право снижать размер премии сотрудникам, находящимся в их подчинении, или лишать их премии за упущения по службе и нарушения дисциплины. Решение в этом случае принимается в порядке, определяемом руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

В полной мере соответствуют приведенной норме Положения и пункты 8 и 14 оспариваемой Инструкции, которыми предусматривается возможность уменьшения или лишения премиальной оплаты, а также лишения вознаграждения за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины.

Ссылка заявителя при этом на то, что закон не содержит такого понятия, как упущение по службе, также не может быть принята во внимание, поскольку такое понятие содержится в утвержденном Правительством РФ Положении о премировании сотрудников, а поэтому МВД России вправе было его использовать при утверждении оспариваемой Инструкции. Кроме того, суд считает, что использование данного понятия в названной Инструкции требованиям федерального законодательства не противоречит.

Нельзя согласиться и с утверждением заявителя в той части, что оспариваемыми пунктами Инструкции нарушается его конституционное право на получение вознаграждения за труд, так как указанные пункты не касаются вопросов основной оплаты труда, а лишь предусматривают возможность уменьшения или лишения премиальной оплаты за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины, что действующему законодательству, в том числе и Конституции РФ, также не противоречит.

Не может суд принять во внимание также ссылку заявителя на приказы Министерства внутренних дел РФ о лишении его премиальной оплаты и вознаграждения по итогам работы за год, поскольку при несогласии с ними он не лишен возможности обратиться за защитой нарушенного права в установленном порядке в соответствующий районный суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ц. о признании недействующими пункта 1 в указанной выше части и пунктов 4 - 8 и 14 Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 13 марта 2003 г. N 155, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.