Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 11.08.2011 N ГКПИ11-913 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 N 415н"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2011 г. N ГКПИ11-913

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующими Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н,

установил:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения (далее - Квалификационные требования). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный номер 14292, опубликован в "Российской газете" 26 августа 2009 г., N 158.

Согласно Квалификационным требованиям выполнять работы (услуги) по специальности "Судебно-медицинская экспертиза" вправе лица, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "060101 Лечебное дело", "060103 Педиатрия", "060112 Медицинская биохимия", окончившие интернатуру или (и) ординатуру по специальности "Судебно-медицинская экспертиза" или прошедшие профессиональную переподготовку по специальности "Судебно-медицинская экспертиза" при наличии одной из специальностей: "Детская онкология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Пластическая хирургия", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Торакальная хирургия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия".

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Квалификационных требований в части положения, относящегося к специальности "Судебно-медицинская экспертиза". В обоснование заявленных требований указал, что Квалификационные требования в оспариваемой части противоречат статье 37 Конституции Российской Федерации, статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, носят дискриминационный характер, так как ограничивают перечень специальностей, наличие которых позволяет работать врачом - судебно-медицинским экспертом без прохождения обучения в интернатуре (ординатуре), и нарушают его право на замещение должности врача - судебно-медицинского эксперта.

В судебном заседании представитель заявителя Р. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Б. и С., представитель Министерства юстиции Российской Федерации М. возражали против удовлетворения заявления и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в установленном порядке, не содержит норм, ухудшающих положение лиц, на которые распространяется его действие, не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - Основы законодательства) медицинские и фармацевтические работники имеют право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки (пункт 4 части первой); порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями (часть третья).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что установлено в пункте 1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321.

Названным Положением определено, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства (пункты 5.2, 5.2.2).

В соответствии с пунктом 5.2.2 названного Положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены квалификационные требования к подготовке врачей и провизоров по различным специальностям, в том числе "Судебно-медицинская экспертиза", т.е. в пределах предоставленных полномочий.

Согласно статье 54 Основ законодательства право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (часть первая); сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан (часть вторая).

В силу статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Оспариваемой нормой установлен перечень специальностей ("Детская онкология", "Детская урология-андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Пластическая хирургия", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Торакальная хирургия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия"), дающих право выполнять работы по специальности "Судебно-медицинская экспертиза" после прохождения профессиональной переподготовки, т.е. установлен более льготный (упрощенный) порядок обучения другой специальности.

По своему содержанию оспариваемое положение не противоречит какому-либо нормативному правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы и не нарушает права и законные интересы лиц, чьи специальности включены в этот перечень.

Включение тех или иных специальностей в перечень, дающий право на получение специальности "Судебно-медицинская экспертиза" путем прохождения профессиональной переподготовки, то есть установление для лиц, имеющих эти специальности, более льготного (упрощенного) порядка обучения другой специальности, нельзя рассматривать как дискриминацию в отношении лиц, чьи специальности не включены в этот перечень.

Ранее действующими Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N 119н) и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 марта 2008 г. N 112н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации" (утратил силу 21 июня 2009 г.) предусматривалось, что получить специальность "Судебно-медицинская экспертиза" при наличии высшего профессионального образования "Лечебное дело" можно было только через подготовку в интернатуре или ординатуре. При этом каких-либо исключений для лиц, имеющих специальность "Патологическая анатомия", данными нормативными актами установлено не было.

Таким образом, права заявителя с принятием Квалификационных требований не нарушены.

К., утверждая, что оспариваемое положение, дающее право выполнять работы по специальности "Судебно-медицинская экспертиза" путем прохождения профессиональной переподготовки, должно распространяться в том числе на лиц, имеющих специальность "Патологическая анатомия" и длительный стаж работы в должности врача патологоанатома, фактически ставит вопрос о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт. Однако решение данного вопроса является прерогативой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и не относится к полномочиям суда.

Учитывая изложенное, Квалификационные требования в части положения, относящегося к специальности "Судебно-медицинская экспертиза", не противоречат статье 37 Конституции Российской Федерации, статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующими Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА