Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2006 N ГКПИ06-114 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС РФ от 02.02.2005 N 75"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2006 г. N ГКПИ06-114

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                Степанищеве А.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующим пункта 5 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от 2 февраля 2005 г. N 75,

установил:

гражданин Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от 2 феврали 2005 г. N 75.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку вводят новое, не имеющееся в Законе, основание увольнения сотрудника таможни и нарушают его трудовые права.

Заявитель Ч. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Адвокат Сорокин Т.В., представляющий интересы заявителя Ч., в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что пункт 5 Инструкции позволяет увольнять сотрудника таможни по основанию истечения срока контракта, в то время как должности, предусмотренной контрактом, к моменту увольнения уже не существует и сам контракт теряет юридическую силу. Дата сокращения должности является датой прекращения юридического действия контракта, на замещение которой он заключался.

Представители заинтересованных лиц: ФТС России Григорьева Т.С., Курдюмов С.Ф., Минюста России Комиссарова А.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права сотрудников таможенных органов.

Выслушав объяснения адвоката Сорокина Т.В., представляющего интересы заявителя Ч., представителей заинтересованных лиц: ФТС России Григорьевой Т.С., Курдюмова С.Ю., Минюста России Комиссаровой А.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Приказом Федеральной таможенной службы от 2 февраля 2005 г. N 75 утверждена Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий.

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 марта 2005 г., регистрационный номер 6396 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 12, 21.03.2005; "Российской газете" N 64, 31.03.2005.

Инструкция определяет порядок зачисления сотрудника с его согласия в распоряжение начальника соответствующего таможенного органа Российской Федерации или организации, находящейся в ведении ФТС России, при проведении организационно-штатных мероприятий.

Согласно пункту 5 Инструкции время нахождения в распоряжении не может превышать срок действия контракта, ранее заключенного с сотрудником по должности, которая была сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий.

В случае окончания срока действия контракта в период нахождения в распоряжении сотрудник должен быть назначен на штатную должность до даты окончания срока действия контракта (и с ним заключается контракт по новой должности) либо уволен со службы с даты окончания контракта по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", определяя порядок прохождения службы в таможенных органах, в статье 2 устанавливает, что законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.

Трудовой кодекс Российской Федерации не назван среди нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах, поэтому доводы заявителя о противоречии пункта 5 Инструкции нормам Трудового кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.

При поступлении на службу в таможенные органы гражданин заключает контракт о службе в таможенных органах.

Согласно статье 10 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

Из содержания данной нормы следует, что контракт о службе в таможенных органах носит срочный характер. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, не относится к перечню оснований увольнения со службы в таможенных органах, осуществляемого по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 октября 2005 г. N 378-О отметил, что из содержания статей 6, 10 и 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" следует, что поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, заключаемого в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

В статье 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" названы основания прекращения службы в таможенных органах. Как увольнение со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, так и увольнение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий являются самостоятельными основаниями прекращения службы в таможенных органах.

Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусмотрено, что при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.

Эта норма закона направлена на защиту сотрудника таможенного органа и предоставляет увольняемому сотруднику возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах.

Положения абзаца первого пункта 5 Инструкции о том, что время нахождения в распоряжении не может превышать срок действия контракта, ранее заключенного с сотрудником по должности, которая была сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о службе в таможенных органах, поскольку по окончании предусмотренного контрактом срока службы возникшие правоотношения прекращаются.

Абзацем вторым пункта 5 Инструкции предусмотрена возможность заключения контракта на новый срок либо увольнение со службы с даты окончания контракта по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей. Данная норма Инструкции не устанавливает дополнительного основания для увольнения сотрудника таможенного органа.

Полномочия Федеральной таможенной службы Российской Федерации на издание нормативных правовых актов по вопросам, связанным с решением кадровых вопросов и вопросов организации деятельности ФТС России, определены Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 (пункт 7).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству Российской Федерации о службе в таможенных органах, изданы в пределах полномочий ФТС России и не нарушают права сотрудников таможенных органов, заявление Ч. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ч. о признании недействующим пункта 5 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от 2 февраля 2005 г. N 75, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ