Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 08.12.2008 N ГКПИ08-1790 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1790

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Александрове В.О.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Артинтел" о признании недействующим Положения о порядке обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37, (в целом и отдельных пунктов 7, 8, 11, 24, 26),

установил:

Положение о порядке обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, излагает требования, которые должны учитываться при организации и проведении обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций, поднадзорных Ростехнадзору.

Закрытое акционерное общество "Артинтел" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Положения о порядке обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в целом и отдельных пунктов 7, 8, 11, 24, 26. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что действующее законодательство не предоставляет прав Ростехнадзору по введению процедуры "обучения и проверке знаний", а Положение "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" запрещает осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. Предприятие затрачивает материальные ресурсы, связанные с оплатой рабочего времени работникам при проведении внепланового инструктажа или внеочередной проверки знаний.

В суде представитель ЗАО "Артинтел" Щербаков Д.Ю. поддержал заявленные требования.

Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Шкред В.П., Министерства юстиции Российской Федерации Мартынова Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Положение издано в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и не нарушает прав организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Выслушав объяснения представителя ЗАО "Артинтел" Щербакова Д.Ю., представителей Ростехнадзора Шкреда В.П., Минюста России Мартыновой Т.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" определяет промышленную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены в статье 9 данного Федерального закона. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать эти требования, в частности, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. Таким образом, правовое регулирование по подготовке и переподготовке работников опасного промышленного объекта относится к области промышленной безопасности.

В соответствии с названным Федеральным законом Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности (статья 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которым Ростехнадзор, являясь федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществлял функции по принятию нормативных правовых актов. Внесение изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, устанавливающих, что Ростехнадзор не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404), не может служить основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку на момент издания Положения Ростехнадзор имел полномочия по изданию нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Положение о порядке обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в пункте 7 определяет, что обучение рабочих основных профессий включает:

- подготовку вновь принятых рабочих;

- переподготовку (переобучение) рабочих;

- обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

- повышение квалификации рабочих.

Подготовка вновь принятых рабочих основных профессий проводится в организациях (учреждениях), реализующих программы профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования, начального профессионального образования, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Программы профессионального обучения для рабочих основных профессий разрабатываются организациями (учреждениями), реализующими эти программы, в соответствии с квалификационными требованиями для каждого разряда конкретной профессии и установленным сроком обучения. Программы профессионального обучения предусматривают теоретическое и производственное обучение.

Требования данного пункта положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя, поскольку адресованы организациям (учреждениям), которые реализуют программы профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования, начального профессионального образования, и имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников (раздел IX). Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

В соответствии с пунктом 8 Положения программы профессионального обучения согласуются с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальными органами. Перечень основных профессий рабочих, программы обучения которых должны быть согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласование программ профессионального обучения с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальными органами не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству в области промышленной безопасности. Ростехнадзор вправе был самостоятельно принимать нормативные правовые акты в сфере промышленной безопасности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что по окончании обучения проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на объекте, кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим работам. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение. В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В состав квалификационной комиссии не включаются лица, проводившие обучение.

Какого-либо нормативного правового акта, запрещающего включение в состав квалификационной комиссии представителей территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не имеется.

Согласно пункту 24 Положения внеплановый инструктаж по безопасности проводят:

- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, влияющих на безопасность;

- при нарушении требований безопасности;

- при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней;

- по предписанию должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выполнении ими должностных обязанностей.

Доводы заявителя о том, что предписание должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора о проведении внепланового инструктажа по безопасности не соответствуют закону, являются несостоятельными. Установив такое требование, Ростехнадзор действовал в пределах предоставленных ему полномочий и с учетом осуществления данным органом контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 26 Положения в организациях, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции и/или инструкции для конкретных профессий. Указанные инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание этих инструкций. Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев.

Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации.

Внеочередная проверка знаний проводится:

- при переходе в другую организацию;

- в случае внесения изменений в производственные инструкции и/или инструкции для конкретных профессий;

- по предписанию должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выполнении ими должностных обязанностей в случаях выявления недостаточных знаний инструкций.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев рабочие после проверки знаний перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку для восстановления практических навыков.

Обязанность работника опасного производственного объекта проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности установлена Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", который также наделяет должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности правом выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ЗАО "Артинтел" о признании недействующим Положения о порядке обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37, (в целом и отдельных пунктов 7, 8, 11, 24, 26), - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ