Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 08.07.2008 N ГКПИ08-847 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абз. 3 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.03.2002 N 187 Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 июля 2008 г. N ГКПИ08-847

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышевой,

при секретаре Е.Н. Бараненко,

с участием прокурора В.А. Кротова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приданниковой Елены Ивановны, Ивановой Инны Ивановны о признании недействующим абзаца 3 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием",

установил:

Правительством Российской Федерации 29 марта 2002 г. принято Постановление N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" (далее - Постановление). Постановление опубликовано в изданиях "Российская газета", N 60, 04.04.2002, "Собрание законодательства РФ", 08.04.2002, N 14.

В соответствии с пунктом 2 данного Постановления выплата повышенных тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием, производится:

для организаций, воинских частей и органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти на денежное содержание;

для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств. При этом данные организации определяют размер повышения указанных ставок, окладов, надбавок и вознаграждения в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах с учетом пункта 1 настоящего Постановления.

Приданникова Е.И., Иванова И.И. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Постановления в части, устанавливающей, что выплата повышенных тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием, производится для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств, т.е. абзаца 3 пункта 2 Постановления.

Заявители полагают, что оспариваемое положение противоречит статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работе с химическим оружием", устанавливающей, что финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке граждан, занятых на работах, установленных статьей 1 данного Закона, является расходным обязательством Российской Федерации и нарушает их право на повышенную оплату труда, надбавку к месячному заработку, ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

В судебном заседании заявители уточнили заявленные требования и просили признать недействующим абзац 3 пункта 2 Постановления.

Представитель Правительства Российской Федерации Носальская А.Н. заявленные требования не признала, указывая на то, что оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах компетенции и не противоречит статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ.

Выслушав доводы заявителей и представителя заинтересованного лица, проверив оспариваемую норму на предмет ее соответствия федеральному закону, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (далее - Закон) установлены правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту).

Согласно статье 4 данного Закона гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров.

Финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке граждан, занятых на работах, установленных статьей 1 Закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Порядок финансирования таких расходов, а также размер и порядок обеспечения лекарственными средствами, амбулаторным и стационарным медицинским обслуживанием, санаторно-курортным лечением, служебным жилым помещением граждан, занятых на работах с химическим оружием, и иные меры социальной поддержки граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 3).

Во исполнение названных положений Закона принято оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", которым в пункте 2 установлено, что указанные выплаты производятся для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти на денежное содержание, для коммерческих организаций, включая государственные унитарные предприятия, - за счет собственных средств.

Довод заявителей о противоречии абзаца 3 пункта 2 статье 3 Закона суд считает необоснованным.

В соответствии с Паспортом федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 (с изменениями от 29 декабря 2007 г.), финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ. Государственный заказчик Программы с учетом средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников финансирования, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Конкретные исполнители программных мероприятий определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выполнение мероприятий Программы организациями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями (раздел 5).

Как пояснил в суде представитель Правительства РФ, в целях сохранения здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием при реализации Программы, в рамках выделяемых из федерального бюджета денежных средств государственным заказчиком в структуру цены государственных контрактов закладывалась заработная плата работников, которые участвовали в выполнении работ, связанных с уничтожением химического оружия, включая надбавки, предусмотренные законодательством, за работу с химическим оружием.

Кроме того, в структуру цены государственных контрактов закладывалась чистая прибыль любой коммерческой организации, привлеченной для выполнения работ, в размере от 5 до 15% контрактной цены. Данные средства, поступившие в адрес организации из федерального бюджета, являются собственными средствами данной организации, которая по своему усмотрению может направить их на повышение размера ставок, окладов, надбавок и вознаграждения за работу с химическим оружием.

Объяснения представителя заинтересованного лица подтверждаются государственным контрактом на выполнение работ по государственному оборонному заказу N 7кс-4 от 27 мая 2003 г., актами приемки выполнения работ (л.д. 58 - 97).

Таким образом, выплаты, предусмотренные пунктом 1 Постановления, производятся коммерческими организациями за счет собственных средств, полученных за выполнение государственных контрактов, т.е. из федерального бюджета, что соответствует статье 3 Закона и прав и законных интересов заявителей не нарушает.

Кроме того, из материалов дела видно, что в настоящее время объекты по производству химического оружия ОАВО "Химпром" г. Волгоград конверсированы, с июля 2005 г. персонал этого предприятия не занят на работах, связанных с химическим оружием, что подтвердили заявители.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Приданниковой Елены Ивановны, Ивановой Инны Ивановны о признании недействующим абзаца 3 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА