Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Решение Верховного Суда РФ от 07.03.2012 N ГКПИ11-2148 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Разъяснения О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.04.2003 N 22"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 марта 2012 г. N ГКПИ11-2148

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.С. о признании частично недействующим разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22,

установил:

согласно пункту 1 названного разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22 апреля 2003 г. N 22 (далее - Разъяснение) повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданин П.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Разъяснения недействующим в части указания возраста лиц, пенсионные права которых подлежат оценке, поскольку из круга лиц, имеющих право на повышенный учет отношения заработков, оспариваемыми положениями исключены лица, в частности, работники летного состава гражданской авиации, имеющие право на пенсию до достижения указанного возраста и выехавшие из районов Крайнего Севера до 1 января 2002 г.

Как указывает заявитель, он проживал и работал в районах Крайнего Севера с апреля 1980 г. по март 2001 г., т.е. около 21 года. В 1997 г. ему была оформлена пенсия по выслуге лет как работнику летного состава гражданской авиации. При перерасчете пенсии с 1 января 2002 г. территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ему было отказано в учете повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации со ссылкой на Разъяснение. По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нарушают его пенсионные права.

В суде П.С. поддержал заявленные требования.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С., Т., Пенсионного фонда Российской Федерации П.Т. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан на трудовые пенсии.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. пояснила суду, что Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изложена в новой редакции, изменена нумерация ее пунктов (пункт 2 стал пунктом 3). В этой связи оспариваемый пункт 1 Разъяснений не соответствует действующему законодательству, но только по форме.

Выслушав объяснения заявителя П.С., представителей Минздравсоцразвития России С., Т., Пенсионного фонда России П.Т., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Заявитель П.С. не оспаривает компетенцию федерального органа исполнительной власти на издание Разъяснения.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что в целях единообразного применения Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации с целью единообразного применения Федерального закона было предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации соответствующие разъяснения.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждено Разъяснение, которое касается порядка применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 4801, и опубликован в "Российской газете" 2 июля 2003 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за 2003 г. N 41.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Для повышения уровня социальной защиты пенсионеров, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены повышенные размеры отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не свыше 1,4, 1,7, 1,9.

Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4, 1,7, 1,9 согласно Разъяснению применяется независимо от вида пенсии для лиц, проживающих за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет (достижение возраста требуется на 1 января 2002 г. или позднее), - проработавших по состоянию на 1 января 2002 г. не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., было определено, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период (ЗР/ЗП) в размерах не свыше 1,4, 1,7, 1,9 может быть применено в отношении лиц, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ статья 30 Федерального закона изложена в новой редакции, в том числе изменена нумерация ее пунктов (пункт 2 стал пунктом 3). Действующим абзацем шестнадцатым пункта 3 также предусмотрено, что лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 статьи 28 Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона приведена следующая категория граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона: мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из содержания названных законоположений следует, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате обусловлено не только требованиями о необходимом стаже, но и наступлением определенного возраста. В качестве льготы пенсионерам, выезжающим на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенных размерах только при условии достижения возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.

То обстоятельство, что законодатель предоставил возможность применения повышенного отношения заработков для лиц, которым при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применены нормы статьи 28.1 Федерального закона о возможности приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, не означает, что получатели трудовых пенсий из числа лиц, пенсионное обеспечение которых осуществляется независимо от возраста (например, работники летного состава гражданской авиации), имеют право на установление повышенного отношения заработков ранее достижения необходимого возраста. Следовательно, доводы заявителя о противоречии Разъяснения статье 30 Федерального закона являются несостоятельными.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь 194, 195, 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П.С. о признании частично недействующим разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ